Файл: Ценностносмысловая позиция учителя Инструкция к выполнению практической работы 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа по теме № 5

«Ценностно-смысловая позиция учителя»

Инструкция к выполнению практической работы

1. Практическая работа рассчитана на 2 академических часа.

2. Вам необходимо выполнить одно инвариантное задание и одно вариативное задание на ваш выбор.

3. Максимальное количество баллов за два задания – 19.

4. Критерии оценивания представлены в каждом задании.

Вариативное задание № 1. Проанализируйте педагогическую статью

из периодической печати начала ХХ в. «О дурном расположении духа в

наставнике».

В деле воспитания и учения, как известно, личность воспитателя и

учителя играет важную роль. Личность наставника должна быть нравственно

высока, безукоризненна; но наставник человек и подвержен

общечеловеческим слабостям. Бороться с ними, побеждать их - весьма

важная задача для наставника. Эта слабость встречается, к сожалению,

довольно часто: неумение наставника владеть собою тогда, когда он

находится в дурном расположении духа.

Слово есть главное орудие учителя. Поэтому урок, данный в дурном

расположении духа, произведет результат отрицательный. Ученики часто

получают отвращение к предмету, приправленному таким невкусным

преподаванием. В таком состоянии человек, обыкновенно, бывает

несправедлив, неумерен в своих требованиях.

Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное

средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое

дело, не довольствовался только формальным исполнением своих

обязанностей и избегал всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и

злейшего врага своего - дурного расположения духа. (Журнал для воспитания. Руководство для родителей и преподавателей, издаваемое А. Лумиковым. – 1858 г.)

Согласны ли вы с позицией автора? Как педагогу нужно выстроить

общение педагога с ребенком? С какими актуальными проблемами

нашего современного общества связано содержание данной статьи? В

чем проявляется гуманистическая направленность идей автора данной


публикации?


ОТВЕТ

Согласны ли вы с позицией автора?

Да, я полностью согласна с позицией автора.

Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком?

Профессионально-педагогическое общение – это процесс целенаправленный. К чему должен стремиться педагог в своей практической деятельности и каких результатов добиваться – эти вопросы можно назвать ключевыми. Общение должно быть всегда ровным, без повышенных и пониженных тонов, лучше всего не перехваливать и не ругать ребенка, а объяснять все вопросы обоснованно на фактах и явлениях, о которых он может не знать. Учитель всегда может озадачить ребенка вопросом, всегда может унизить, поэтому не должно быть отрицательного негативного общения. Искренность педагога – это залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой, работа над собой должны стать постоянной заботой каждого учителя. Нужно уметь создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями других организаций. Дети слова и поступки педагога должны воспринимать как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга, должны верить ему. Педагогически правильные отношения строятся на взаимоуважении педагога и воспитанников. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Правила, которые должны соблюдаться педагогом-воспитателем как носителем культуры в общении с детьми:

- Говорить без нравоучений. Дети не любят когда их настырно учат. Сохраняйте скрытую педагогическую позицию.

- Не играть в друзей. Педагог должен быть рядом со своим ребенком, но это не обязательно значит, что вы навязываетесь ему в друзья.

- Не перехваливать. Ребенка нужно поддерживать, но не перехвалить.

- Быть постоянным. Не меняете свои распоряжения и не отклоняетесь от того, что вы уже раньше сказали, чтобы не заставлять ребенка сомневаться в ваших действиях.

- Не повторяйтесь. Это ребенка только раздражает и вызывает неприязнь к тому, что вы ему пытаетесь рассказать и объяснить.

- Не кричите. Крик это признак слабости, не стоит показывать свою слабость. Всегда говорите твердо

, уверено и не повышая голос, это больше поможет вам в ваших проблемах и в ваших решениях.

- Избавитесь от казарменной педагогики. Не надо распоряжаться по пустякам.

- Не говорить с детьми грубо. Они будут делать то же самое.

- Уметь мудро помолчать. В некоторых моментах нужно помолчать, тогда и воспитанник научится быть тактичным.

- Считаться с его мнением. Для того чтобы дети научились самостоятельно принимать решения, нужно уметь считаться с их мнением, и они тоже будут с вашим мнением считаться.

- Войти в их мир. Войти в мир детей довольно сложно, но это необходимость, так как вы должны понять детей.

С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – высшая цель воспитания, идеал, к достижению которого стремится отечественная школа. Сегодня ее главная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Традиционными для такой системы остаются следующие составляющие общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание.

Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д. В нашем обществе нарушены понятия ценностей в общении, в потреблении, в проявлении уважения к людей старшего поколения, родственникам. Общая культура человека – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой), правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры.


В чем проявляется гуманистическая направленность идей автора данной публикации?

Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.

Материальные ценности педагогической культуры – это средства обучения и воспитания. Духовные ценности педагогической культуры – это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально - этические нормы.

Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.

Среди компонентов педагогической культуры выделяется гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем. Мы видим, что автор публикации говорит об этом: «Личность наставника должна быть нравственно высока, безукоризненна. Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей…», так как речь идет о детях, по отношению к которым учитель всегда является гуманным. Далее автор заостряет внимание на том, как надо педагогу заниматься самовоспитанием, как избегать « всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и злейшего врага своего - дурного расположения

Инвариантное задание № 4. Прочитайте книгу, содержащую

интервью учителей и директоров школ России, пользующихся авторитетом в

профессиональной среде, чьи ученики получают высокие баллы на

экзаменах, побеждают на всероссийских и международных предметных

олимпиадах, становятся профессионалами высокого класса. Доступ по

ссылке: https://vbudushee.ru/upload/lib/teachers-toteachers_12.20.pdf?ysclid=lc697r4d9p390674166

Выберите наиболее понравившееся интервью одного-двух

учителей. Напишите свободное рассуждение, отражающее вашу

ценностно-смысловую позицию на тему выбранного интервью, используя


стратегию LA «написать, чтобы прочитать»:

a) вступите в диалог с автором;

б) найдите отрывок, который, по вашему мнению, важен для автора.

Прокомментируйте его и объясните, почему вы считаете его важным;

в) выскажитесь в поддержку утверждения, сделанного в тексте, или

опровергните его.

ОТВЕТ

В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания. Выводы, которые позволяют сделать историко-педагогические материалы, интересны и важны для современного педагога, специалиста, чья профессиональная деятельность связана с процессом обучения и воспитания детей. Особенно интересна литература, раскрывающая личный опыт и свои жизненные переживания в процессе обучения.

Поэтому хочу представить такого типа книгу, сборник статей-интервью учителей: «УЧИТЕЛЯ — УЧИТЕЛЯМ» (Сборник интервью Издательская группа «Точка» Москва, 2017). Хочу процитировать отрывок из книги, который впечатлил автора Римму Анатольевну Храмцову и меня. «…Я раньше очень переживала, что к некоторым учителям выпускники приходят, а ко мне нет, очень. А потом в какой-то момент я поняла, что на самом деле это абсолютно нормально. Я как раз училась в школе, когда вышла «Ночь после выпуска» Тендрякова. Там школьная история, которая происходит в ночь после выпуска, и она начинается с рассказа о том, как выходит на сцену девочка, гордость школы, медалистка, и она должна сказать последнее слово про школу на выпускном вечере. И она говорит: «Люблю ли я свою школу? Да, люблю! Очень! Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог! По какой мне идти? Школа заставляла меня знать все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю... Мне страшно. Очень!»

В этом отрывке девочка очень эмоционально переживает момент окончания школы и момент перехода в большую жизнь. Для меня так же как для автора остро видна проблема социализации выпускника школы, их малая готовность к будущей жизни. В последние три года с переходом дополнительного образования на более важный уровень в процессе обучения ребенка, эта проблема постепенно начала решаться, потому что в школах стали организовываться отделения дополнительного образования ОДОД. В них занятия кружков проводят преподаватели по предметам после внеурочной деятельности, или приглашаются более продвинутые специалисты по наукам, например, преподаватели из университетов. Цель дополнительного образования – профессиональная ориентация обучающихся по выбранным предметам по углубленным программам, или инклюзивное образование отдельных учащихся с целью выравнивания с другими в классе.