Файл: Рынок труда и понятие безработицы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32. Таблица изменения безработицы в России по годам

Рассмотри уровень безработицы в России с 2010 по 2019 год, согласно данным Росстата.



Год

Уровень безработицы, %

2010

7,3

2011

6,5

2012

5,5

2013

5,5

2014

5,2

2015

5,6

2016

5,5

2017

5,2

2018

4,8

2019

4,6

2020

5,8

2021

4,8

2022*

3,9

*Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.

33. Теории безработицы

34. Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж. Милль, А Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу.

35. Неоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу. Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:

а) число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;

б) существовавшее до первой мировой войны 1914-1918 гг. равновесие между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;


в) усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, удерживаемой на слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;

г) для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.

36. В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. Безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

а) гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

б) для повышения уровня занятости, в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

37. Государственная политика занятости в РФ

38. Государственная политика занятости – это система мер воздействия государства на рынок труда с целью обеспечения полной занятости населения страны.

Теоретические аспекты государственной политики занятости

Государство является активным участником экономической жизни. Оно выступает не только в качестве производителя, собственника имущества и потребителя, но и в качестве работодателя. Кроме того, его полномочия позволяют создавать в национальной экономике условия, благоприятные для найма людей на работу. Это все осуществляется в рамках реализуемой государством политики занятости.

Государственная политика занятости представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, которые предпринимаются государством в форме оказания воздействия на рынок труда ради достижения определенных целей. Как правило, основная цель государства в данной области общественных отношений заключается в обеспечении максимально полной занятости населения.

Политика занятости реализуется государством в двух формах: в активной и в пассивной.



39. Активная форма государственной политики занятости предполагает:

  • создание новых рабочих мест в общественном секторе;

  • стимулирование инвестиций и поддержку малого и среднего предпринимательства;

  • организацию переподготовки и повышения квалификации работников;

  • исполнение роли посредника на рынке труда через службы занятости и др.

40. Пассивная форма государственной политики занятости предполагает оказание социальной помощи тем лицам, которые оказались безработными и вышли на рынок труда. В данном случае социальная помощь заключается в выплате пособий по безработице и иных социальных выплат, а также в предоставлении бесплатного медицинского обслуживания.

41. Основы государственной политики занятости в России

В Российской Федерации государственная политика занятости разрабатывается и реализуется, прежде всего, на основе Закона «О занятости населения» № 1032-1, который был принят 19 апреля 1991 года. Согласно данному законодательному акту, Российская Федерация проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

42. Основными направлениями государственной политики занятости в Российской Федерации выступают:

  • обеспечение защиты отечественного рынка труда;

  • всестороннее развитие трудовых ресурсов;

  • обеспечение всем гражданам равных возможностей в реализации права на добровольный труд;

  • предотвращение массовой и уменьшение длительной безработицы;

  • поддержку трудовой инициативы граждан, содействие развитию их трудовых способностей;

  • содействие занятости молодежи, инвалидов, предпенсионеров, одиноких и многодетных родителей, беженцев и др.

43. Государственная политика занятости в Российской Федерации также предусматривает гарантию государства своим гражданам на защиту от безработицы. Данная гарантия реализуется органами государственной власти России через осуществление следующих мероприятий:

  • организация бесплатной профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по направлению службы занятости;

  • компенсация безработным гражданам расходов, которые были вызваны направлением на работу в другую местность по рекомендации службы занятости;

  • выплата безработным гражданам пособия по безработице;

  • предоставление безработным гражданам возможности заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.


44. Субъекты государственной политики занятости в России

Ключевые приоритеты, цели и задачи государственной политики занятости в Российской Федерации, а также способы их реализации определяются Президентом и Правительством.

На сегодняшний момент государственную политику занятости в Российской Федерации реализует целая группа органов государственной власти, которые организационно представляют собой Государственную службу занятости. Она включает в себя следующих субъектов:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;

  • Федеральная служба по труду и занятости;

  • органы исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены на содействие занятости населения и на осуществление социальных выплат безработным гражданам;

  • государственные учреждения центры занятости населения.

Центры занятости населения – это наиболее приближенные к гражданам государственные учреждения. Их количество по стране приближается к 2 тысячам. Они оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в найме требуемого персонала. Преимущественно это происходит через информирование о текущем состоянии рынка труда и организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Кроме того, они осуществляют психологическую поддержку и социальную адаптацию безработных граждан. Им предоставляется возможность пройти профессиональное обучение, трудоустроиться на временную или общественную работу, переселиться для трудоустройства в другую местность, заняться предпринимательской деятельностью или стать самозанятым.

Стоит отметить, что в разработке государственной политики занятости населения в России вправе принимать участие профессиональные союзы и иные органы, которые уполномочены на представление интересов и защиту прав работников. Речь идет, прежде всего, про содействие обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций.

Кроме того, законодательством предусматривается, что из представителей профсоюзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных лиц могут создаваться координационные комитеты содействия занятости населения. Цель их деятельности заключается в выработке согласованных решений по разработке и реализации государственной политики занятости.

45. Меры борьбы с безработицей в России


Государственная политика занятости — это научно обоснованный процесс, который включает в себя меры, реализуемые органами власти в отношении рынка труда. Ее параметры:

  • совершенствование трудовых резервов, увеличение скорости их аллокации, защиту интересов участников российского рынка труда;

  • защита и предоставление равнозначных возможностей для свободного труда всем категориям трудоспособного населения без учета их политических, социальных и религиозных взглядов;

  • предоставление условий, которые дают возможности для достойной жизни и саморазвития гражданина;

  • всесторонняя помощь населению в развитии трудовой, производственной, творческой и финансовой деятельности, проводимой в соответствии с законодательством;

  • проведение государственными фондами мероприятий, которые направлены на помощь гражданам, испытывающим затруднения в самостоятельном поиске рабочего места;

  • 46. принятие мер для исключения массовой и уменьшения затяжной безработицы;

  • разработка системы льгот для предприятий, которые сохраняют штат сотрудников и предоставляют рабочие места гражданам, пребывающим в их длительном поиске;

  • законодательная координация всех участников рынка труда для согласования их действий;

  • обеспечение взаимосвязи между государственными органами власти, профессиональными союзами предприятий, другими объединениями, которые представляют интересы сотрудников и администрации предприятий в выработке и исполнении актов по улучшению ситуации в занятости населения;

  • межгосударственное взаимодействие при устранении вопросов о трудовой деятельности граждан России за ее территорией и граждан сторонних государств на нашей территории, контроль выполнения международных трудовых правил.