ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32. Таблица изменения безработицы в России по годам
Рассмотри уровень безработицы в России с 2010 по 2019 год, согласно данным Росстата.
Год | Уровень безработицы, % |
2010 | 7,3 |
2011 | 6,5 |
2012 | 5,5 |
2013 | 5,5 |
2014 | 5,2 |
2015 | 5,6 |
2016 | 5,5 |
2017 | 5,2 |
2018 | 4,8 |
2019 | 4,6 |
2020 | 5,8 |
2021 | 4,8 |
2022* | 3,9 |
*Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
33. Теории безработицы
34. Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж. Милль, А Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу.
35. Неоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу. Основные положения А. Пигу сводятся к следующему:
а) число рабочих, занятых в производстве, находится в обратной зависимости к уровню заработной платы, т. е. занятость тем ниже, чем выше заработная плата;
б) существовавшее до первой мировой войны 1914-1918 гг. равновесие между уровнем заработной платы и уровнем занятости объясняется тем, что заработная плата устанавливалась в результате свободной конкуренции между рабочими на таком уровне, который обеспечивал почти полную занятость;
в) усиление после первой мировой войны роли профсоюзов и введение системы государственного страхования от безработицы сделали заработную плату негибкой, удерживаемой на слишком высоком уровне, что и явилось причиной массовой безработицы;
г) для достижения полной занятости необходимо снижение заработной платы.
36. В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. Безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции делается два важных вывода:
а) гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;
б) для повышения уровня занятости, в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.
37. Государственная политика занятости в РФ
38. Государственная политика занятости – это система мер воздействия государства на рынок труда с целью обеспечения полной занятости населения страны.
Теоретические аспекты государственной политики занятости
Государство является активным участником экономической жизни. Оно выступает не только в качестве производителя, собственника имущества и потребителя, но и в качестве работодателя. Кроме того, его полномочия позволяют создавать в национальной экономике условия, благоприятные для найма людей на работу. Это все осуществляется в рамках реализуемой государством политики занятости.
Государственная политика занятости представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, которые предпринимаются государством в форме оказания воздействия на рынок труда ради достижения определенных целей. Как правило, основная цель государства в данной области общественных отношений заключается в обеспечении максимально полной занятости населения.
Политика занятости реализуется государством в двух формах: в активной и в пассивной.
39. Активная форма государственной политики занятости предполагает:
-
создание новых рабочих мест в общественном секторе; -
стимулирование инвестиций и поддержку малого и среднего предпринимательства; -
организацию переподготовки и повышения квалификации работников; -
исполнение роли посредника на рынке труда через службы занятости и др.
40. Пассивная форма государственной политики занятости предполагает оказание социальной помощи тем лицам, которые оказались безработными и вышли на рынок труда. В данном случае социальная помощь заключается в выплате пособий по безработице и иных социальных выплат, а также в предоставлении бесплатного медицинского обслуживания.
41. Основы государственной политики занятости в России
В Российской Федерации государственная политика занятости разрабатывается и реализуется, прежде всего, на основе Закона «О занятости населения» № 1032-1, который был принят 19 апреля 1991 года. Согласно данному законодательному акту, Российская Федерация проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
42. Основными направлениями государственной политики занятости в Российской Федерации выступают:
-
обеспечение защиты отечественного рынка труда; -
всестороннее развитие трудовых ресурсов; -
обеспечение всем гражданам равных возможностей в реализации права на добровольный труд; -
предотвращение массовой и уменьшение длительной безработицы; -
поддержку трудовой инициативы граждан, содействие развитию их трудовых способностей; -
содействие занятости молодежи, инвалидов, предпенсионеров, одиноких и многодетных родителей, беженцев и др.
43. Государственная политика занятости в Российской Федерации также предусматривает гарантию государства своим гражданам на защиту от безработицы. Данная гарантия реализуется органами государственной власти России через осуществление следующих мероприятий:
-
организация бесплатной профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по направлению службы занятости; -
компенсация безработным гражданам расходов, которые были вызваны направлением на работу в другую местность по рекомендации службы занятости; -
выплата безработным гражданам пособия по безработице; -
предоставление безработным гражданам возможности заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
44. Субъекты государственной политики занятости в России
Ключевые приоритеты, цели и задачи государственной политики занятости в Российской Федерации, а также способы их реализации определяются Президентом и Правительством.
На сегодняшний момент государственную политику занятости в Российской Федерации реализует целая группа органов государственной власти, которые организационно представляют собой Государственную службу занятости. Она включает в себя следующих субъектов:
-
Министерство труда и социальной защиты РФ; -
Федеральная служба по труду и занятости; -
органы исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены на содействие занятости населения и на осуществление социальных выплат безработным гражданам; -
государственные учреждения центры занятости населения.
Центры занятости населения – это наиболее приближенные к гражданам государственные учреждения. Их количество по стране приближается к 2 тысячам. Они оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в найме требуемого персонала. Преимущественно это происходит через информирование о текущем состоянии рынка труда и организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Кроме того, они осуществляют психологическую поддержку и социальную адаптацию безработных граждан. Им предоставляется возможность пройти профессиональное обучение, трудоустроиться на временную или общественную работу, переселиться для трудоустройства в другую местность, заняться предпринимательской деятельностью или стать самозанятым.
Стоит отметить, что в разработке государственной политики занятости населения в России вправе принимать участие профессиональные союзы и иные органы, которые уполномочены на представление интересов и защиту прав работников. Речь идет, прежде всего, про содействие обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций.
Кроме того, законодательством предусматривается, что из представителей профсоюзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных лиц могут создаваться координационные комитеты содействия занятости населения. Цель их деятельности заключается в выработке согласованных решений по разработке и реализации государственной политики занятости.
45. Меры борьбы с безработицей в России
Государственная политика занятости — это научно обоснованный процесс, который включает в себя меры, реализуемые органами власти в отношении рынка труда. Ее параметры:
-
совершенствование трудовых резервов, увеличение скорости их аллокации, защиту интересов участников российского рынка труда; -
защита и предоставление равнозначных возможностей для свободного труда всем категориям трудоспособного населения без учета их политических, социальных и религиозных взглядов; -
предоставление условий, которые дают возможности для достойной жизни и саморазвития гражданина; -
всесторонняя помощь населению в развитии трудовой, производственной, творческой и финансовой деятельности, проводимой в соответствии с законодательством; -
проведение государственными фондами мероприятий, которые направлены на помощь гражданам, испытывающим затруднения в самостоятельном поиске рабочего места; -
46. принятие мер для исключения массовой и уменьшения затяжной безработицы; -
разработка системы льгот для предприятий, которые сохраняют штат сотрудников и предоставляют рабочие места гражданам, пребывающим в их длительном поиске; -
законодательная координация всех участников рынка труда для согласования их действий; -
обеспечение взаимосвязи между государственными органами власти, профессиональными союзами предприятий, другими объединениями, которые представляют интересы сотрудников и администрации предприятий в выработке и исполнении актов по улучшению ситуации в занятости населения; -
межгосударственное взаимодействие при устранении вопросов о трудовой деятельности граждан России за ее территорией и граждан сторонних государств на нашей территории, контроль выполнения международных трудовых правил.