Файл: Протокол 1 от 29. 08. 2022 г Л. П. Погорелова. Приказ 136 от 30. 08. 2022 г Рассмотрена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Красный Сулин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №11

Согласована Утверждена.

на заседании педагогического совета, Директор МБОУ ООШ №11

протокол № 1 от 29.08.2022 г __________Л.П.Погорелова

. Приказ № 136 от 30.08.2022 г


Рассмотрена

на заседании МО учителей начальных классов

протокол № 1 от 29.08.2022 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности младших школьников

«Путешествие в мир профессий»

начальное общее образование

2 класс

2022 – 2023 учебный год

Количество часов:

2 класс - 34

Учитель Чигирин. Л.В.

высшая квалификационная категория

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности младших школьников «Путешествие в мир профессий» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании положения « О рабочей программе МБОУ ООШ № 11», Преподавание курса примерной программы общего образования. Преподавание «Путешествие в мир профессий» осуществляется посредством использования методических пособий Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 2015 г.

Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 2016. - №1. С.6-13.

Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2014.

Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 2016.Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2011.

Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 2014.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю.

Согласно положению по внеурочной деятельности на изучение курса «Путешествие в мир профессий» отведено во 2 классе – 34часа. Фактически, в рабочей программе запланировано во 2 классе - 34часа.

Цель программы -ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.


Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.

.Задачи программы:

  • формировать положительное отношение к труду и людям труда

  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.

  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией


Общая характеристика программы «Путешествие в мир профессий»

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» состоит из четырёх модулей:

Первый модуль 1 класс :формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека

Второй модуль 2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией

Третий модуль 3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;

Четвёртый модуль 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Ростовской области.

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Путешествие в мир профессий»

В сфере гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине-

России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность

к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Всферефизическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

Всфереэкологическоговоспитания:бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.


Метапредметными результатамипрограммы внеурочной деятельности по социальному направлению «Путешествие в мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Первый уровень результатов(1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов(2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине»,«Выпуск классной газеты»)

Третий уровень результатов(4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых


Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)


Критерии





Показатели

Методики диагностики

Когнитивный

знания учащихся о труде, о мире профессий


Уровень сформированности трудового сознания

1.Знания о труде.

2.Понимание значения труда  для жизни общества и  каждого человека.

3.Знания об основных профессиях, их особенностях.

Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?»,

«Какая это профессия?»)


Мотивационно-личностный

отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью

1.Отношение к труду и людям труда 

2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности.

3. Желание овладеть какой-либо профессией

Наблюдение

Методика «Продолжи предложение»

Беседа «Кем быть?»


Поведенческий

Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде


Уровень трудовой активности

1.Навыки трудовой деятельности.

2.Проявление трудолюбия, старательности.

3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение.

Анализ продуктов трудовой деятельности.


Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность труда и творчества