Файл: Протокол 1 от 29. 08. 2022 г Л. П. Погорелова. Приказ 136 от 30. 08. 2022 г Рассмотрена.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Красный Сулин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11
Согласована Утверждена.
на заседании педагогического совета, Директор МБОУ ООШ №11
протокол № 1 от 29.08.2022 г __________Л.П.Погорелова
. Приказ № 136 от 30.08.2022 г
Рассмотрена
на заседании МО учителей начальных классов
протокол № 1 от 29.08.2022 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности младших школьников
«Путешествие в мир профессий»
начальное общее образование
2 класс
2022 – 2023 учебный год
Количество часов:
2 класс - 34
Учитель Чигирин. Л.В.
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности младших школьников «Путешествие в мир профессий» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании положения « О рабочей программе МБОУ ООШ № 11», Преподавание курса примерной программы общего образования. Преподавание «Путешествие в мир профессий» осуществляется посредством использования методических пособий Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 2015 г.
Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 2016. - №1. С.6-13.
Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2014.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 2016.Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2011.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 2014.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю.
Согласно положению по внеурочной деятельности на изучение курса «Путешествие в мир профессий» отведено во 2 классе – 34часа. Фактически, в рабочей программе запланировано во 2 классе - 34часа.
Цель программы -ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
.Задачи программы:
-
формировать положительное отношение к труду и людям труда -
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников. -
содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
Общая характеристика программы «Путешествие в мир профессий»
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» состоит из четырёх модулей:
Первый модуль 1 класс :формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека
Второй модуль 2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
Третий модуль 3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;
Четвёртый модуль 4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Ростовской области.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Путешествие в мир профессий»
В сфере гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине-
России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность
к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Всферефизическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Всфереэкологическоговоспитания:бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
-
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; -
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; -
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатамипрограммы внеурочной деятельности по социальному направлению «Путешествие в мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
-
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. -
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. -
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. -
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
-
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -
Слушать и понимать речь других. -
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). -
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. -
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов(1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов(2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине»,«Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов(4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)
Критерии | | Показатели | Методики диагностики |
Когнитивный знания учащихся о труде, о мире профессий | Уровень сформированности трудового сознания | 1.Знания о труде. 2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека. 3.Знания об основных профессиях, их особенностях. | Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?») |
Мотивационно-личностный отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью | 1.Отношение к труду и людям труда 2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности. 3. Желание овладеть какой-либо профессией | Наблюдение Методика «Продолжи предложение» Беседа «Кем быть?» | |
Поведенческий Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде | Уровень трудовой активности | 1.Навыки трудовой деятельности. 2.Проявление трудолюбия, старательности. 3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. | Наблюдение. Анализ продуктов трудовой деятельности. |
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность труда и творчества