ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение к ООП ООО
УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ СОШ № 4
Виноградов М.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
ФОРМИРОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
5-9 классы
Калининград 2022
Подписан
:
МАОУ
СОШ
№ 4
DN: OID.1.2.643.100.4=3904014098,
E=maouschool04@edu.klgd.ru,
СНИЛС
=07478642004,
ОГРН
=1023900589635,
ИНН
=784100027620, STREET="
УЛИЦА
К
МАРКСА
, 65, -, -", C=RU, S=39
Калининградская область
, L=
Калининград
,
T=
Директор
, O=
МАОУ
СОШ
№ 4, G=
Михаил
Витальевич
, SN=
Виноградов
, CN=
МАОУ
СОШ
№ 4
Местоположение
: г
Калининград
, ул
К
Маркса
,
65
Дата
: 2022.07.19 16:39:38+02'00'
Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
1
, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
2
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния
3
. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)
4
; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественно- научная
Финансовая
5 класс
Уровень узнавания и понимания находит и извлекает информацию из различных текстов находит и извлекает математическую информацию в различном контексте находит и извлекает информацию о естественнонауч- ных явлениях в различном контексте находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте
6 класс
Уровень понимания и применения применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем применяет математические знания для решения разного рода проблем объясняет и описывает естественнонауч- ные явления на основе имеющихся научных знаний применяет финансовые знания для решения разного рода проблем
7 класс
Уровень анализа и синтеза анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте анализирует информацию в финансовом контексте
Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)
4
; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественно- научная
Финансовая
5 класс
Уровень узнавания и понимания находит и извлекает информацию из различных текстов находит и извлекает математическую информацию в различном контексте находит и извлекает информацию о естественнонауч- ных явлениях в различном контексте находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте
6 класс
Уровень понимания и применения применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем применяет математические знания для решения разного рода проблем объясняет и описывает естественнонауч- ные явления на основе имеющихся научных знаний применяет финансовые знания для решения разного рода проблем
7 класс
Уровень анализа и синтеза анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте анализирует информацию в финансовом контексте
8 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в рамках предметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания оценивает финансовые проблемы в различном контексте
9 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в рамках метапред- метного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредмет- ного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения
Личностные
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественно- научная
Финансовая
5-9 классы оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечелове- ческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловечес- ких ценностей объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонауч- ных знаний с позиции норм морали и общечеловечес- ких ценностей оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечелове- ческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное –
340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68, т.е по
1-2 часа в неделю: 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
-
8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
-
2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность», 4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1.
Как появились деньги? Что могут деньги?
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
Деньги в разных странах
1
Круглый стол, игра.
3.
Деньги настоящие и ненастоящие
1
Игра, экскурсия.
4.
Как разумно делать покупки?
1
Игра, круглый стол.
5.
Кто такие мошенники?
1
Круглый стол, игра, квест.
6.
Личные деньги
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
7.
Сколько стоит «своё дело»?
1
Проект, игра.
8.
Проведение рубежной аттестации.
1
Тестирование.
Итого
8
6 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1. Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
1
Игра, круглый стол, дискуссии.
3. Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.
1
Круглый стол, игра, квест.
4. Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
5. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
6. Личные деньги
1
Проект, игра.
7
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
Итого
8
7 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1. Что такое налоги и почему мы их должны платить?
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.
1
Круглый стол, игра.
3. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
1
Игра, круглый стол, дискуссии.
4. Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
1
Круглый стол, игра, квест.
5. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
6.
Вклады: как сохранить и приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.
1
Проект, игра.
7
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
Итого
8
8 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1. Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
1
Круглый стол, игра.
3. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
1
Викторина, круглый стол, дискуссии.
4. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
1
Круглый стол, игра, квест.
5. Бизнес подростков и идеи.
Молодые предприниматели.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
6. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.
1
Проект, игра.
7
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
Итого
8
9 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1. Ценные бумаги.
Векселя и облигации: российская специфика.
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы.
1
Круглый стол, игра.
3. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
1
Круглый стол, дебаты.
4. Инвестиционное профилирование.
Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
1
Круглый стол, игра, квест.
5. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.
1
Беседы, викторина, квест, квиз.
6. Государственное и негосударственное пенсионное страхование.
1
Дебаты, беседы.
7. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
1
Проект, дискуссии,
«Что? Где? Когда?».
8.
Проведение рубежной аттестации.
1
Тестирование.
Итого
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1. Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
1
Беседа, конкурс.
2. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
1
Работа в парах. Ролевая игра.
3. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
1
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.
4. Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
Круглый стол.
5. Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
Квест, конкурс.
6. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
7. Работа со сплошным текстом.
1
Ролевая игра.
8
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
ИТОГО
9
6 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
1.
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
1
Беседа, конкурс.
2.
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
1
Круглый стол, ролевая игра.
3.
Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных текстах.
1
Работа в парах, игра в формате КВН.
4. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
1
Квест, круглый стол.
5. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
1
Круглый стол, дискуссия.
6. Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
1
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
7. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
1
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.
8
Проведение рубежной аттестации.
2
Тестирование.
ИТОГО
9