Файл: Технология описания актуального педагогического опыта.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Лутцева М.А.,
старший методист центра развития конкурсного движения и образовательных практик
ОГАОУ ДПО «БелИРО»
г. Белгород, 2021 год
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта
Педагогический опыт – один из самых доступных источников новых идей, подходов и технологий, он по праву может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА В БЕЛГОРОДСКОМ ИНСТИТУТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Технологизация (структурирование) описания самого опыта по определенной структуре
1
Положение о внесении актуального педагогического опыта в областной банк данных
Практикум «Структура целостного описания актуального опыта»
СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ОПЫТА
Что я делаю? (назвать фактор успешности).
Для чего я это делаю? (цель).
Как я это делаю? (структура, последовательность операций).
Какой результат получаю? (что дает применение этого фактора).
За счет чего получены высокие результаты?
Соблюдение этого алгоритма делает описание технологичным, а это одно из главных условий квалифицированного описания педагогического опыта.
АЛГОРИТМ ОБОБЩЕНИЯ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Выстроенная система работы по внесению актуального педагогического опыта в областной банк данных
2
Нормативно-правовая база
Положение о внесении актуального педагогического опыта в областной банк данных;
Положение о внесении материалов «Из опыта работы» в областной банк данных.
http://beliro.ru/
(виртуальный методический кабинет – банк актуального педагогического опыта)
Актуальный педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности; это оригинальный по содержанию, логике, методам и приёмам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с массовой практикой результаты.
В описании опыта должны быть даны ответы на следующие вопросы:
Что я делаю? (назвать фактор успешности).
Для чего я это делаю? (цель).
Как я это делаю? (структура, последовательность операций).
Какой результат получаю? (что дает применение этого фактора).
За счет чего получены высокие результаты?
Соблюдение этого алгоритма делает описание технологичным, а это одно из главных условий описания педагогического опыта.
СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
РАЗДЕЛ III. Результативность опыта
РАЗДЕЛ II. Технология опыта
Библиографический список, перечень приложений
РАЗДЕЛ I. Информация об опыте
Приложения
Формулирование темы опыта
Тема опыта должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям:
конкретность формулировки;
отражение связи «результат-средство», («средство-результат»), «результат-процесс» в формулировке темы;
корректное использование педагогических и психологических терминов.
Например:
Например:
«Формирование орфографической грамотности младших школьников (результат) посредством применения игровых технологий на уроках русского языка (средство)».
«Использование интерактивных методов обучения на уроках географии (средство) для развития коммуникативной компетентности школьников (результат)».
«Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся (результат) на уроках физической культуры в 1-4 классах (процесс)»
Тема АПО:
должна быть согласована с целями и задачами опыта;
совпадать с содержанием его описания;
должна быть отражена в результативности.
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Раздел содержит необходимые сведения об образовательном учреждении, в котором работает автор опыта, о микрорайоне, социальной среде, классе (группе), данные предварительной диагностики по теме опыта, выводы.
Например:
«Развитие «4К» компетенций обучающихся на уроках
истории и обществознания с применением активных
методов обучения»
МБОУ СОШ № 77, на базе которой формировался опыт педагога, является инновационным образовательным учреждением.
Школа - пилотная площадка для реализации различных инновационных программ и проектов, в том числе, ФГОС общего образования, оснащена современным оборудованием. ФГОС предъявляют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования. В качестве одного из основных результатов образования в данных условиях выступает овладение набором ключевых компетенций.
Поэтому, начиная обучать пятиклассников, педагог поставила задачу: развивать наиболее востребованные компетенции учащихся: коммуникацию, критическое мышление, креативность, кооперацию – компетенции «4К».
Для определения перспектив работы автором опыта был проведен мониторинг уровня сформированности компетенций «4К» у обучающихся.
Диагностическим инструментарием стала методика Р.В. Овчаровой (Приложение 1).
Актуальность опыта
Актуальность опыта
В данном разделе обосновывается актуальность проблемы, анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества; соответствие данного опыта современным тенденциям развития образования. При этом важно выявление противоречий и затруднений, которые встретились в практике педагога и успешно решаются в опыте.
В этом разделе:
не следует сводить актуальность опыта к описанию истории его становления;
обязательны ссылки на современные документы в области образования;
правильно формулировать выявленные противоречия;
необходима связь обозначенных противоречий с темой опыта.
«Развитие «4К» компетенций обучающихся на уроках истории
и обществознания с применением активных методов обучения»
Актуальность заявленной темы обусловлена необходимостью разрешить противоречие, возникшее в ходе работы над опытом: между необходимостью овладения обучающимися «4К» компетенциями и отсутствием универсальной системы методов и приемов, способствующих реализации поставленной задачи.
Анализ выявленных противоречий позволил автору предположить, что использование активных методов обучения при организации образовательного процесса на уроках истории и обществознания будет способствовать повышению уровня развития «4 К» компетенций.
Ведущая педагогическая идея опыта
Центральная, основная мысль, вытекающая из опыта, соответствующая заявленной теме.
тема АПО и ведущая педагогическая идея опыта должны быть согласованы;
ведущая педагогическая идея должна быть сформулирована конкретно и лаконично.
«Развитие «4К» компетенций обучающихся на уроках истории и обществознания с применением активных методов обучения»
Ведущая педагогическая идея опыта – создание оптимальных условий для развития «4 К» компетенций обучающихся на уроках истории и обществознания в процессе использования активных методов обучения.
Длительность работы над опытом
В данном разделе описывается период работы над опытом с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта (не менее 3-х лет).
Диапазон опыта
Это – система уроков или система внеклассной работы или единая система «урок – внеклассная работа», система педагогических мероприятий в ходе организованной образовательной, игровой деятельности и др.
Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта
В этом разделе важно отразить, на какие научные исследования опирается автор опыта; комментируются основные понятия, заявленные в теме опыта.
теоретическая база опыта строится на педагогических теориях, касающихся заявленной темы;
необходимо соблюдать культуру представления материала: чужие мысли следует заключать в кавычки; цитаты завершаются квадратными скобками, в которые вносится порядковый номер источника в соответствии с библиографическим списком, в который необходимо вносить фамилии всех упоминаемых в тексте авторов;
автору опыта следует комментировать ценность идей ученых применительно к конкретной проблеме.
Новизна опыта
Новизна опыта
может состоять:
в комбинировании элементов известных методик и технологий (конкретно);
в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
в заимствовании и применении в новых условиях кем-то созданного опыта.
формулировка новизны должна быть конкретна, а не представлять собой выписку из Положения без авторского дополнения;
новизну опыта представляют в соответствии с целью и заявленной темой.
«Развитие «4К» компетенций обучающихся на уроках истории
и обществознания с применением активных методов обучения»
Новизна опыта заключается в создании системы
применения активных методов обучения для развития
«4К» компетенций обучающихся на уроках истории и обществознания.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
В данном разделе необходимо описать:
в этом разделе не следует писать, где, на каком уровне авторы опыта распространяют свой опыт.
Раздел II. Технология описания опыта
Описание технологии опыта осуществляется в следующей последовательности:
При раскрытии технологии опыта ссылки на приложения обязательны. Целостное описание опыта работы излагается от третьего лица.
в технологии описания опыта необходимо отразить характеристику преобладающих видов деятельности, методов, приемов и средств обучения, форм организации учебной деятельности;
в описании технологии опыта обязательны ссылки на приложения, которые строго зависят от темы опыта;
представление опыта должно быть целостным и логичным, с конкретными примерами из практики работы, без теоретических рассуждений.
удалите из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократите громоздкие словосочетания;
обратите внимание на соответствие основной идеи опыта и принципов ее реализации содержанию и технологичности изложения;
не следует в описание опыта включать весь объём теоретической информации, описывайте, что и как Вы делаете.
Цели и задачи опыта:
Цель данного педагогического опыта – повышение уровня развития «4К» компетенций учащихся на основе применения активных методов обучения.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
обеспечить условия для создания системы работы по развитию «4К» компетенций в процессе обучения;
раскрыть педагогические особенности, способствующие эффективному применению активных методов обучения в процессе формирования «4К»компетенций;
выделить эффективные методы и приёмы для формирования «4К» компетенций обучающихся.
«Развитие «4К» компетенций обучающихся на уроках истории и обществознания с применением активных методов обучения»
Раздел III. Результативность опыта
Для оценки результативности актуального опыта необходимо использовать известные в теории и практике методики диагностики с обязательной ссылкой на авторов этих методик. Диагностические данные результативности опыта берутся за последние 3 года по одной и той же диагностической методике в сравнении предыдущего состояния данной группы обучающихся (что было) и настоящего (как стало). Результативность опыта исследуется строго по заявленной теме.
необходимы ссылки на конкретные диагностические методики;
следует комментировать приводимые графики и таблицы, количественные показатели;
в результативности опыта необходимо продемонстрировать динамику позитивных изменений;
результативность опыта отражает заявленную тему;
выводы обязательны.
Приложения
Приложения
Содержание приложений к опыту строго зависит от темы опыта и соответствует ссылкам в его описании.
необходим список приложений;
соблюдать объем приложений, рекомендованный Положением;
методические разработки уроков, занятий и внеклассных мероприятий должны сопровождаться списком литературы и краткими пояснительными записками автора опыта (предмет, класс, УМК, уровень изучения).
Библиографический список
Библиографический список
Библиографический список содержит библиографическое описание исполь-зованных (цитируемых, рассматри-ваемых, упоминаемых) источников.
Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами, установленными в 2003 году Государственным стандартом (ГОСТ) 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и практика составления».
Например :
1) Старикова, Л. Д. Методология педагогического исследования : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Старикова, С. А. Стариков. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2018. - 348 с.
2) Ядровская, Е. Р. Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2019. - 236 с.
3) Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : с изм. на 26 июля 2019 г. // Техэксперт : [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 28.09.2019).
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Электронная почта: lutceva_ma@beliro.ru
+7 (4722) 35-86-07
308007 г. Белгород, ул. Студенческая, 14, каб. 809
Сайт в сети Интернет: http://beliro.ru