Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

Институт лингвистики и мировых языков

Кафедра теории языкознания и немецкого языка

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки

Профиль «Иностранные языки (немецкий и английский языки)»
КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

По учебной дисциплине: Проектирование в профессиональной деятельности

Тема: «Нетрадиционная форма урока как фактор повышения мотивации к изучению немецкого языка в 7 классе средней общеобразовательной школы.»

Подготовила: Кравчук Ю.В.,

Группа: Б-ПНА-41

Научный руководитель:

ст.преп. Королева Т.К.

Дата сдачи курсового проекта:

«___»____________

Дата защиты курсового проекта:

«___»____________

Калуга, 2022 год

Содержание


Введение 3

§1. Мотивация к изучению немецкого языка с помощью нетрадиционной формы обучения 4

1.1. Определение мотивации и ее классификация 4

1.2. Определение нетрадиционного урока и его особенности 7

1.3 Классификация нетрадиционных уроков 8

1.4 Подготовка и проведение нетрадиционных уроков 10

Выводы по первой главе 12

§2. Методическую разработку нетрадиционного урока по немецкому языку для обучающихся 7 класса 13

2.1 Мотивация обучающихся среднего школьного возраста 13

2.2 Деловая игра как нетрадиционная форма урока 15

2.3 Методическая разработка нетрадиционного урока по немецкому языку для обучающихся 7 класса 16

Выводы по второй главе 18

Заключение 19

Список литературы 20

ПРИЛОЖЕНИЯ 22


Введение


В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции прежде всего на уроке, поэтому внимание учёных, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности, а следовательно, и повышение качества обучения. Всему этому способствует включение в учебный процесс нестандартных форм урока, которые способствуют повышению уровня мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников.


Объект исследования: влияние нетрадиционных форм проведения урока на мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка.

Предмет исследования: мотивация к изучению иностранного языка в 7 классе средней школы.

Цель исследования: изучить нетрадиционные формы организации урока и выявить их степень эффективности как средства повышения мотивации к изучению немецкого языка.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «мотивация» и «нетрадиционный урок»;

2. Изучить особенности и классификацию нетрадиционных уроков;

3. Составить методическую разработку нетрадиционного урока по немецкому языку для обучающихся 7 класса.

§1. Мотивация к изучению немецкого языка с помощью нетрадиционной формы обучения

1.1. Определение мотивации и ее классификация


Проблема мотивации — одна из важнейших проблем современного мира, так как именно мотивация, исходящая из потребностей, побуждает человека к какому-либо виду деятельности. Что касается мотивации учебной деятельности, она имеет важное значение в образовании и развитии обучающихся, ведь именно тогда происходит формирование нравственных принципов и ценностей человека.

В ходе обучения иностранному языку мотивация имеет несколько отличительных особенностей и функций, однако, прежде всего, стоит разобраться в том, что же такое мотивация и какую роль она играет в обучении.

По мнению М.И. Алексеевой, мотивацией является совокупность причин, которые определяют различные формы активности обучающихся в их деятельности [Алексеева 1963, 172].

А.К. Маркова же называет мотивацией многомерное образование отдельных потребностей, мотивов, целей, ценностей, интересов, намерений, идеалов. Она рассматривает учебную мотивацию как ряд побуждений, которые часто меняются и вступают в новые связи друг с другом. Вследствие этого, становление мотивации представляет собой не только положительное отношение к обучению, но и усложнение структуры мотивационной сферы, а также входящих в нее побуждений [Маркова 1983, 1].

Одним из видов мотивации выступает учебная мотивация. Под ней понимается процесс, который поддерживает усилия, направленные на учебную деятельность. Это комплексная система, состоящая из целей, мотивов, каких-либо реакций на неудачу и потребностей обучающегося в приобретении новых знаний. От мотивации обучающихся зависит их успешность, количество знаний и желание учиться дальше на протяжении всей жизни. Учебная мотивация

состоит из положительного настроя обучающегося; четкой цели, к которой нужно стремиться; положительной реакции на неудачу; мотивов достижения цели; настойчивости по достижению поставленной цели.

Актуальность формирования мотивации у обучающихся обусловлена обновлением содержания обучения, формированием у обучающихся способов самостоятельного приобретения знаний, осуществления идейно-политического, трудового, нравственного воспитания обучающихся, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования [Маркова 1983, 1]

Главной задачей мотивации обучения является организация такой учебной деятельности, которая позволяет максимально раскрыть внутренний потенциал личности учеников. Немаловажную роль играет то, какая выбрана форма организации учебной деятельности. Учитель должен создать такую ситуацию, в которой все обучающиеся будут чувствовать себя вовлеченными в процесс обучения и получать отдачу со стороны самого преподавателя. Задачи обучения должны исходить из запросов обучающихся, а результат — быть значимым и соответствовать их потребностям. В таком случае, обучающиеся сами начнут проявлять инициативу и стремиться найти ответ на поставленный вопрос.

Многие психологи описывают мотивацию как детерминацию поведения. Отсюда выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Внешняя мотивация, как следует из названия, обусловлена внешними условиями и обстоятельствами. То есть обучающийся работает на занятиях не потому, что он сам этого хочет, а потому что так нужно. [Кравец, Геозалян 2014, 3]

Как правило, данный вид мотивации нацеливает обучающихся на достижение конкретного конечного результата. Например, на получение хорошей отметки с позиции того, что этого требуют учителя и родители.

Внутренняя же мотивация оказывает большее воздействие на процесс обучения. Она связана с тем, какие потребности, установки, интересы, влечения и желания имеются у обучающегося. В первую очередь он учится, потому что он сам этого хочет. Все его действия совершаются «по доброй воле» и чаще всего не сильно связаны с внешними факторами [Кравец, Геозалян 2014, 4].

К внутренней мотивации относятся:

1. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности. Чаще всего она обосновывается тем, что получаемые в ходе обучения знания и навыки обязательно пригодятся в жизни;

2. Коммуникативная мотивация. Обучающимся с коммуникативной мотивацией в первую очередь нравится общение на иностранном языке, взаимодействие с другими носителями. Часто у таких детей есть друзья-иностранцы;


3. Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью. Этот вид мотивации присущ обучающимся, которые заинтересованы в языке в первую очередь как в предмете. Им интересно выполнять упражнения, учить новые слова и использовать их на уроках. Чаще всего это связано с тем, что им нравится ощущать успех в обучении, слышать похвалу от учителей и родителей.

Маркова А.К. выделяет еще два вида мотивации, а именно, положительную и отрицательную. Автор дает следующее объяснение данным видам мотивации: положительная мотивация появляется под воздействием каких-то позитивных факторов. Например, к таким факторам относятся: осознание своей выгоды, желание получить новые полезные знания и навыки, а также поддержание хороших отношений с окружающими. Отрицательная мотивация, в свою очередь, появляется в ходе влияния негативных факторов, неудобств, неприятностей. Такими факторами являются: страх, боязнь выговоров, угрозы и наказания родителей, неприятные переживания, которые вызваны упреками со стороны окружающих. [Маркова 1999, 16]

Учитывая все вышесказанное, основной задачей учителя является уже на начальном этапе обучения сформировать здоровую и устойчивую мотивацию к предмету и к языку в частности.

1.2. Определение нетрадиционного урока и его особенности


Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, которое имеет нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приёмы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и обучающихся, совместном поиске и апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

Урок необязательно должен быть полностью нетрадиционным. Внедрение в него отдельных элементов, направленных на активизацию обучению, также имеет место быть. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и так далее.

Цель нетрадиционных уроков — это отработка новых методов, форм, приёмов и средств обучения, что ведёт к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

К основным составляющим нетрадиционных форм уроков относятся мотивация, новизна, разнообразие форм и методов, а также творческая мыслительная деятельность. На уроке важно создать атмосферу иноязычного общения, поскольку зачастую на уроке доминирует пассивное общение, а не активное.


Залог успеха любого нестандартного урока заключается в жанровом разнообразии, чёткой структурной продуманности и вдохновении детей на идею.

Положительными чертами нестандартного урока являются благоприятные условия, непринуждённое общение, психологический комфорт, ситуация успеха, равные условия для раскрытия индивидуальных возможностей обучающихся.

Роль обучающихся в нестандартном уроке проявляется в их стремлении помериться силами, проверить свои знания, умения и навыки в соревновании с друзьями, в ответственности за команду, желании заслужить одобрение сверстников, в возможности узнать что-то новое и с пользой провести время.

1.3 Классификация нетрадиционных уроков


Анализ педагогической литературы позволил выделить множество вариантов нетрадиционных уроков, которые можно классифицировать в зависимости от традиционной типологии урока.

Так, например, М. В. Короткова предлагает классификацию форм нетрадиционных учебных занятий, в основе которой находятся различные виды учебной деятельности.

На основе игровой деятельности Н.В. Короткова выделяет:

  • игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);

  • игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого с точки зрения современности);

  • игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).

На основе дискуссионной деятельности выделяются:

  • семинары (индивидуальная работа);

  • структурированные дискуссии (групповая работа);

  • проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).

На основе исследовательской деятельности выделяются:

  • практические занятия (коллективная деятельность класса);

  • проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

  • исследовательские уроки (индивидуальная работа). [Короткова, 1999, 29-30]

Кульневич С. В. и Лакоценина Т. П. классифицируют уроки в зависимости от методов и форм их проведения:

  • уроки с изменёнными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча;

  • уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок- творческий отчёт, урок выставка, урок бенефис, урок портрет, урок сюрприз;

  • уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, путешествие в прошлое (будущее), прогулка по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов;

  • уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: «Придумай проект», урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование;

  • уроки, предусматриваемые трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок- консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, игровое собеседование, ученическая конференция. [Кульневич С. В. и Лакоценина Т. П., 2005, 78]