Файл: Удк повышение эффективности работы системы безопасный город.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»
Белоусов Р.А., Погребов С.А.
Аннотация: Настоящая статья рассматривает необходимость дальнейшего совершенствования служб экстренного реагирования в административных центрах и в муниципальных образованиях на примере АПК «Безопасный город». Указаны направления повышения эффективности работы таких систем путем взаимодействия с другими АС в рамках единого информационного пространства, которые включают поддержку новых стандартов в области IP-видеонаблюдения, а также расширение квалификационных требований при подготовке дежурно-диспетчерского персонала.
Ключевые слова: аппаратно-программный комплекс, службы экстренного реагирования, обеспечение безопасности, система видеонаблюдения, квалификационные требования
INCREASING THE EFFICIENCY OF THE SYSTEM “SAFE CITY”
Belousov R.A., Pogrebov S.A.
Abstract: This article considers the need for further improvement of emergency response services in administrative centers and municipalities using the hardware and software complex “Safe City” as an example. The directions for increasing the efficiency of such systems by interacting with other automatic systems within a unified information space are pointed out, which include support for new standards in the field of IP video surveillance, as well as expanding qualification requirements for the training of duty and dispatch personnel.
Keywords: hardware and software complex, emergency response services, providing security, video surveillance system, qualification requirements.
Одним из значимых направлений «...повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения...» является развитие органов управления РСЧС, органов управления государственных органов власти и организаций, не входящих в РСЧС за счет информатизации процессов предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий, управления силами и средствами и обеспечения межведомственного взаимодействия» [1].
Под концепцией аппаратно-программного комплекса АПК «Безопасный город» [2] подразумевают автоматизированную систему обеспечения всесторонней безопасности в рамках ограниченного территориального пространства (муниципального образования). Ключевым постулатом, на котором строится концепция АПК, является обеспечение безопасности жителей мегаполисов. Реализация столь масштабной идеи возможна лишь в случае четкой и слаженной работы всех причастных к безопасности служб, начиная с полиции и структур МЧС России и заканчивая организациями ЖКХ.
АПК «Безопасный город» предполагает отслеживание ситуации в городе в режиме онлайн. Вследствие этого скорость реакции на возникающие внештатные ситуации дополняется возможностью легко и быстро проанализировать действия всех служб по устранению последствий.
Информатизация процессов в РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС), которая представляет собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. АПК «Безопасный город» является составной частью АИУС РСЧС муниципального уровня. На рис. 1 показана структура информационного взаимодействия АПК «Безопасный город».
Рис. 1 Структура информационного взаимодействия АПК «Безопасный город».
К обеспечивающим подсистемам АПК относят: подсистему вычислительных комплексов; транспортную подсистему; подсистему хранения данных; подсистему виртуализации; подсистему администрирования.
При этом технически АПК «Безопасный город» – это в том числе и распределенная система видеонаблюдения с выводом изображения в единый ситуационный центр города (в случае небольших городов) или на сеть районных диспетчерских пунктов. При этом видеокамеры размещаются в подъездах жилых домов, на транспортных развязках и автостоянках, в местах массового скопления граждан и т.д. Иногда такие системы снабжаются интеллектуальными модулями распознавания нестандартного поведения в кадре. Характеристики существующих систем распознавания еще не достаточны, чтобы полностью заменить оператора. Таким образом, при большом количестве видеокамер система должна обслуживаться операторами. Поддержка стандартов в области IP-видеонаблюдения позволит операторам АПК «Безопасный город» получать доступ к видеоматериалу от различных систем видеонаблюдения независимо от их конкретного типа.
Система видеонаблюдения обязательно должна быть построена на открытых стандартах для возможности интеграции широкого ассортимента совместимого аппаратного и программного обеспечения. Это позволит организовать взаимодействие с другими автоматизированными системами (АС) обеспечения комплексной безопасности мегаполиса, в том числе с Системой-112 [3].
В общем виде схема построения системы видеонаблюдения при помощи беспроводных мостов WiMAX представлена на рис. 2.
Общие требования к дежурно-диспетчерскому персоналу Системы-112 изложены в Требованиях профессионального стандарта «Специалист по приему и обработке экстренных вызовов» [3], который предполагает выполнение специалистом требований к образованию и обучению, а также соответствующих функциональных обязанностей, ведущих к исполнению специалистом определенных действий. К ним относятся прием экстренных вызовов (например, сообщений о происшествиях), оповещение экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, а также служб жизнеобеспечения населения и единых дежурно-диспетчерских служб о происшествии, оказание справочно-консультативной помощи заявителям.
На основе проведенного анализа требований профессионального стандарта «Специалист по приему и обработке экстренных вызовов» и с учетом необходимости обеспечения процесса функционирования системы-112 и АПК «Безопасный город» в рамках единой информационной среды, состав квалификационных требований подготовки дежурно-диспетчерского персонала необходимо расширить.
Рис. 2. Схема построения комплексной подсистемы видеомониторинга и распознавания.
Таким образом, в данной работе показано, что системы мониторинга и реагирования, такие как АПК «Безопасный город», необходимы для дальнейшего совершенствования служб экстренного реагирования в административных центрах и в муниципальных образованиях. Рассмотрены направления повышения эффективности работы таких систем путем взаимодействия с другими АС в рамках единого информационного пространства, которые включают поддержку новых стандартов в области IP-видеонаблюдения, а также расширение квалификационных требований при подготовке дежурно-диспетчерского персонала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий на 2014–2017 годы. Утвержден решением коллегии МЧС России от 17 июня 2014 г. № 8/III.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 г. N 39 «О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"».