Файл: Перспективы развития политической системы Казахстана.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно результатам выборов, прошедших 18 августа 2007 года, 98 мест в парламенте было отдано народно-демократической партии «Нур Отан», председателем которой является Н.А. Назарбаев. Это свидетельствует о том, что данная партия является сильной, эффективно функционирующей, оправдывающей надежды общества.
Но, несмотря на то, что лидирующее место в парламенте Республики заняла партия «Нур Отан», остальные партии продолжают действовать. Их основными целями являются повышение уровня экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества.
2. Система государственной власти Республики Казахстан
Согласно ст. 1 Конституции Республика Казахстан является «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
По характеру взаимоотношений высших органов власти форму правления Казахстана можно охарактеризовать как смешанную республику, однако ч. 1 ст. 2 Конституции устанавливает президентскую форму правления.
Статья 3 Конституции РК закрепляет принцип разделения властей: “Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.”
Государственная власть в Республике Казахстан
Президент РК - глава государства
Законодательная власть | Исполнительная власть | Судебная власть |
Парламент РК | Правительство РК | Верховный суд РК |
Сенат Мажилис | Центральные органы исполнительной власти | Суды |
Маслихаты | Акиматы | |
Президент РК, согласно ст. 40 Конституции является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.
Основным документом, обеспечивающим деятельность Президента РК, является Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. № 2733 «О Президенте Республики Казахстан».
Президент обладает широкими полномочиями, в том числе в области исполнительной власти, но главой исполнительной власти не является. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. По вопросам своей компетенции Президент РФ издает указы и распоряжения.
Указами Президента республики:
· осуществляются конституционные полномочия Президента, требующие издания акта Президента республики;
· решаются вопросы обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти, установленной Конституцией и законами ответственности органов власти перед народом Казахстана;
· осуществляется правовое регулирование вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами компетенции Правительства и других государственных органов;
· принимаются решения по стратегическим вопросам экономического и социально-политического развития Республики Казахстан.
Силу нормативных правовых актов, издаваемых Президентом республики, могут иметь только указы.
Распоряжения Президента республики издаются на основе и во исполнение Конституции, законов и указов Президента.
Распоряжениями Президента республики:
· осуществляется решение вопросов административно- распорядительного, оперативного и индивидуального характера;
· в соответствии с компетенцией Президента республики назначаются и освобождаются от должности должностные лица, не обладающие конституционным статусом.
Законодательная власть Республики Казахстан
Парламент является высшим законодательным органом Республики Казахстан.
Основной документ, согласно которому осуществляется деятельность Парламента РК – Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
Парламент РК состоит из двух палат: Сената и Мажилиса. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената.
Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.
Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур. После чего закон подписывается Президентом РК и публикуется в СМИ. Кроме законов Парламент принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению.
Исполнительная власть Республики Казахстан
Исполнительная власть в Республике Казахстан осуществляется Правительством РК.
Структуру Правительства образуют министерства, агентства и канцелярия Премьер-министра.
В состав Правительства входят члены Правительства – Премьер-министр республики, его заместители, министры и иные должностные лица республики.
Общая для всех органов исполнительной власти функция – проведение государственной политики и осуществление управления и координации в установленной сфере деятельности.
Правительство на основе и во исполнение Конституции, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления. Постановления Правительства подписываются Премьер-министром республики.
Премьер-министр республики издает распоряжения по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера.
Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики. Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром республики.
Судебная власть Республики Казахстан
Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный суд РК, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви – арбитражного процесса. Экономические споры разрешаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды, по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов. Судебные акты в РК не создают правовых норм.
Верховный суд РК – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Как указано в Постановлении Конституционного Совета РК от 6 марта 1997 г. N 3: “Норму пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, устанавливающую, что к действующему праву относятся нормативные постановления Верховного Суда, следует понимать таким образом, что Верховный Суд Республики Казахстан полномочен издавать нормативные постановления только по вопросам применения в судебной практике норм законодательства, в том числе и норм Конституции”.
Особое положение занимает Конституционный Совет РК. Его полномочия определены в ст. 72 Конституции РК.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 72 Конституции решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, выборов депутатов Парламента, республиканского референдума.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 1 статьи 72 Конституции рассматривает до:
· подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции;
· ратификации международных договоров Республики на их соответствие Конституции.
Конституционный Совет в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 1 статьи 72 Конституции дает:
· официальное толкование норм Конституции;
· до принятия Парламентом соответственно решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.
Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом.
От классического Конституционного суда Конституционный совет РК отличается тем, что на итоговое решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые:
· выносятся не позднее чем в десятидневный срок со дня получения Президентом текста решения;
· преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Совета.
При непреодолении возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается. Таким образом, он не является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства и, соответственно, не является органом судебной власти.
Существующая в настоящее время система государственной власти обеспечивает эффективное функционирование и контроль всех основных сфер жизнедеятельности в Республике.
3. Формирование новой государственной идеологии и становление многопартийности в Казахстане
Государственная идеология как система концептуально оформленных идей, представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, мировоззрение и идеалы государства и общества, играет важнейшую определяющую роль в развитии страны. Идеология необходима государству на каждом этапе его строительства, так как она заключает в себе огромный потенциал интеграции общества, социализации личности и самоидентификации государства в мировом сообществе.