Файл: Перспективы развития политической системы Казахстана.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как и другие страны переходного периода, Казахстан с обретением независимости столкнулся с проблемами определения новой государственной идеологии. Условно процесс формирования основ новой идеологии Казахстана можно разделить на три основных этапа.
Первый этап (1991–1995 гг.) характеризовался разрушением старой идеологической системы и определением контуров новой государственной идеологии. В СССР на протяжении многих десятилетий не существовало иной идеологии, кроме коммунистической, которая была представлена соответствующими институтами. Именно в силу того, что идеология имела значительный вес в политической жизни, а также оказывала существенное влияние на процесс принятия политических решений, она стала одним из главных дестабилизирующих факторов. Перестроечные процессы, непосредственно затронувшие духовную сферу, привели общество в замешательство. Рушился формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификации как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне общества в целом.
На этом этапе шло постепенное разрушение идентификационных ценностей советской политической системы. На формирование идентификационных предпочтений жителей страны большое воздействие начинали оказывать их национально-этнические ориентации. Одновременно происходил отказ граждан от их идентификации с существовавшими ранее крупными институтами советской системы: коммунистической партией, комсомолом и политическим строем в целом. В связи с появлением новых общественно-политических движений и организаций происходила дифференциация интересов.
Наряду с разрушением старой системы, в данный период активно создавалась новая политическая система. При этом вопрос стоял о переоценке роли идеологии не только во властных отношениях, но и в трансформации отношения к ней как к инструменту, обеспечивающему сплачивание и направление политической воли людей. Кроме того, Казахстан находился на сложном транзитном этапе, при котором любое общество испытывает трудности в определении идеологии.
Провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. В этот период принципиально меняется угол зрения на мир, народ и его историю и предпринимаются попытки дать направление идеологическому развитию общества.
В связи с этим в 1992 г. была обнародована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», а в 1993 г. подготовлена и озвучена концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», в которой были выделены следующие цели и направления:
• обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ;
• развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан;
• развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана;
• углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике.
Данные концепции, по сути, являлись одними из первых документов, в которых делалась попытка сформулировать основные идейные направления Казахстана на тот период.
Таким образом, на данном этапе становления идеологии страны с одной стороны, наблюдался кризис политической системы прекратившего свое существование СССР. С другой, появились новые идентификационные ориентиры, связанные с обретением Казахстаном независимости, началом перехода к рыночной экономике.
Второй этап (1995–1997 гг.) характеризовался внедрением в общественную жизнь либерально-демократических ценностей и активным обсуждением в стране проблем формирования государственной идеологии Казахстана. На данном этапе происходила системная либерализация общественно-политической жизни, выражавшаяся в установлении частной собственности, открытии возможностей для занятий предпринимательством, создании условий для политического самовыражения, развития неправительственных организаций, негосударственных средств массовой информации (СМИ) и т.д.
Либеральные процессы позволили в кратчайшие сроки наполнить политическое развитие страны новым содержанием и определить дальнейшие направления осуществления политических реформ.
Наряду с активной демократизацией общества, в стране широко шел поиск национальной идеи.
В поиске предстала дилемма – должна ли быть новая идеология государственной или она должна быть национальной?
Сторонники первого подхода свою точку зрения обосновывали тем, что в реальности каждое государство имеет свою государственную идеологию. Представители второго подхода под национальной идеологией понимали систему взглядов и теорий, которая порождается в многонациональном государстве. Вместе с тем ее определяли как идеологию коренной нации в многонациональном государстве. В случае отнесения национальной идеологии в ранг государственной они предлагали при ее разработке учитывать интересы всех этносов, не замыкаясь только лишь в национальных рамках. Согласно их точке зрения, в основу национальной идеологии должны быть положены либеральные идеи западных мировоззрений, которые будут восприняты казахстанской общественностью с пониманием. В свою очередь, отмечалось, что определенное место в новой идеологии должны занимать народные традиции. В конечном счете, главным проблемным узлом дискуссий стал поиск объединяющей идеи.
Несмотря на ряд неудач в попытке сформулировать основные принципы новой идеологии, в республике были определены некоторые ключевые ценности, на которых могла бы базироваться политическая идеология. Это демократические ценности – права и свободы человека, правовое государство, многопартийность, плюрализм, гибкая социальная политика в сочетании с рыночной экономикой, патриотизм.
Закрепление статуса независимости в республике сопровождалось рядом разнообразных реформ. Постепенно назревала необходимость выработки и реализации идеологии, которая стала бы системообразующим фактором новых общественных реформ.
Для решения вопросов, обозначившихся в духовно-идеологической сфере, был создан Национальный Совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, основной задачей которого стала выработка концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики. Основными направлениями деятельности Совета были оценка современного состояния, тенденций развития и вероятных перспектив социально-политических процессов, формирование системы государственных ценностей, адекватных статусу независимого государства. Принятая в 1995 г. на очередном заседании Совета «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан» стала очередной попыткой в определении идеологической основы государства.
В концепции были обоснованы принципы и подходы к историческому воспитанию молодого поколения. Одними из основополагающих были названы следующие: осторожный подход при оценке тех или иных событий, ненавязывание какой-либо точки зрения, отход от идеологических догм.
На данном этапе в казахстанском обществе существовало два подхода к определению государственной идеологии: с одной стороны, это возврат к прошлому, обращение к традициям; с другой стороны, это способность к развитию, изменению, наполнению новым историческим содержанием.
Безусловно, в условиях Казахстана, переживающего транзитный период, подобное смешение было неизбежно. Кроме того, как показывают многочисленные примеры, успешная идеологическая модернизация почти всегда выдвигает в центр категории традиции, а затем делает их содержательными. Однако в этом есть и положительные моменты, с помощью традиций можно сохранить цивилизационное наследие в качестве бесценного духовного источника для политической и идеологической рационализации, отвечающей нынешним и будущим задачам.
Третий этап (1997 г. – по настоящее время) характеризуется новым толчком в формировании идеологической основы развития Казахстана.
На данном этапе политических преобразований в Казахстане увеличивается потребность в дальнейшей демократизации политической системы, выработке системного подхода к осуществлению дальнейших политических реформ и придании им динамизма. При этом потребность начала приобретать все более оформленный системный характер.
В 1997 г. Президентом Н. Назарбаевым была озвучена Стратегия развития Казахстана до 2030 г., которая четко определила основные направления идеологического развития страны на долгосрочный период. Стратегия «Казахстан – 2030» стала концептуальным, стратегическим и программным документом государства, который послужил мощным толчком в формировании государственной идеологии Казахстана.
В Стратегии была осуществлена попытка осмысления и определения роли государства в решении экономических, социальных, политических и идеологических проблем. Особое внимание было уделено трансформации массового сознания, при этом основной упор делался на молодое поколение, учитывая их высокую степень адаптированности к новым условиям. Также в Стратегии были заложены основы национальной идеи Казахстана, которая может быть сформулирована как построение независимого, процветающего и политически стабильного государства, базирующегося на национальном единстве, социальной справедливости, экономическом благосостоянии населения.
По сути, Стратегия «Казахстан – 2030» – это документ, который четко обозначил основные направления государственной политики, пути и методы их достижения, что позволило планировать все действия власти в центре и на местах, придало им целенаправленный, системный и последовательный характер. Самое главное: Стратегия в определенной степени способствовала мобилизации и консолидации казахстанского общества.
Дальнейшие Послания Президента народу Казахстана шли в русле Стратегии «Казахстан – 2030», способствуя постепенному достижению основных приоритетов развития Казахстана.
В этом контексте программным документом, содержащим важнейшие идеологические направления развития государства на среднесрочный период, является Послание Президента 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», в рамках которого представлен целостный подход к реформам экономических, политических и общественных институтов. Послание выступает источником дальнейшего формирования и конкретизации основных идеологических векторов, избранных Казахстаном еще на заре независимости.
Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран является программным, стержневым документом для проведения идеологической работы по всем основным направлениям развития государства на среднесрочный период. Фактически охватывающая все стороны жизни страны и учитывающая глобальные тренды, данная стратегия является идеальной основой для общегосударственной идеологии. Кроме того, благоприятная экономическая ситуация на современном этапе создает все необходимые условия для дальнейшего формирования государственной идеологии.
Заключение
Проанализировав путь политического развития современного Казахстана, можно сделать вывод о том, что наша страна сделала большое количество стремительных шагов к построению суверенного демократического государства.
В результате последовательных политических реформ в Казахстане на нынешнем этапе сложился тип политической системы, для которого характерны следующие черты:
· в государственном устройстве реально утвердился принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
· завершен переход к проведению всеобщих выборов Главы государства и представительных органов;
· законодательно закреплено политическое многообразие, положено начало становлению многопартийности;
· активно функционируют негосударственные СМИ;
· идет процесс создания неправительственных организаций;
· законодательно закреплено и осуществляется на практике равноправие всех этнических групп населения;
· сформирована база рыночной экономики.
Обретя независимость, Казахстан получил исторический шанс стать равноправным партнером среди независимых государств мира. Как показал 17-летний период независимого развития, этот шанс успешно реализован, свидетельством чему являются достижения страны по всем направлениям развития государства и общества.