ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 5109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»
(НИУ «БелГУ)
Рабочая ТЕТРАДЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (модулЮ) |
«ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ» |
студента _____________________________
группы_______________________________
специальности 33.05.01 «Фармация»
Автор - составитель:
старший преподаватель кафедры фармацевтической технологии
Е.Ю. Тимошенко
Белгород - 2023 г.
ВВЕДЕНИЕ
Преподавание фармацевтических дисциплин, направленное на подготовку высококвалифицированных специалистов-провизоров должно включать основательное знакомство с её историей, на возможность изучения специфических аспектов фармацевтической истории, на понимание путей развития фармации как науки. История фармации как наука и предмет преподавания повышает уровень общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история фармации дает ключ к пониманию современного этапа развития всей фармацевтической науки и аптечной службы. Преподавание истории фармации призвано раскрыть общие закономерности исторического процесса становления и развития врачевания и фармации с древних времен до современности; продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области фармации в контексте поступательного развития духовной культуры человечества; показать взаимодействие и единство национальных факторов в формировании фармацевтической науки и практики; познакомить студентов с историей врачебной и фармацевтической этики в различных странах мира. Преподавание истории фармации закладывает основы исторического мышления, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень их профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной этики. Рабочая тетрадь по истории фармации исходит из требований квалификационной характеристики провизора-выпускника Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 33.05.01. Фармация и концепции непрерывного фармацевтического образования. Рабочая тетрадь построена на основе ряда принципов: научности, системности, гуманистичности, практической значимости, позволяющих планировать определенный научно-педагогический эффект.
Основная задача практических занятий - глубокое изучение истории развития фармацевтической науки, самостоятельная работа студентов над литературными источниками и освоение ими прочитанного лекционного курса. На практических занятиях раскрываются основные черты отечественной, советской и российской фармации: самобытность, оригинальность, прогрессивность, патриотизм, гуманизм, изучается героизм медиков в военное и мирное время.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1 2-3 | История фармации как предмет. Основные цели и задачи изучения истории медицины и фармации. Лекарствоведение у первобытных народов (2 часа) Медицина и лекарствоведение в древних государствах Востока — Месопотамии, Египте (IV - III тысячелетия до н.э.), Китае (II тысячелетие до н.э.), Индии (середина III тысячелетия до н.э.) (4 часа) |
4-5 | Медицина и лекарствоведение античности и эллинизма: Древняя Греция (III тысячелетие до н.э. - середина I века н.э.) и Древний Рим (VIII век до н.э. - 476 год н.э.) (4 часа) |
6-7 | Медицинcкие и фармацевтические знания Доколумбовой Америки и Африкии (I тыс. до н.э. - XVII в.). Медицина и фармация народов средневекового Востока (VII - XVII вв.): в Арабоязычных халифатах (VII - X вв.), в государствах Средней Азии (X - XII вв.), в государствах Закавказья и Армении (X - XVII вв.). Рубежный тест (4 часа) |
8-9 | Медицина и фармация раннего (V - X века) и развитого (XI - XV века) Средневековья (4 часа) |
10-11 | Развитие медицины и фармации в эпоху Возрождения (XVI - XVII вв.). Фармация в Древнерусском государстве (IX - XV вв.) (4 часа) |
12 | Фармация в Московском государстве (XVI - XVII вв.) (2 часа) |
13-14 | Основные тенденции развития отечественной фармации (XVIII - XIX вв.) (4 часа) |
15-16 | Развитие отечественной медицины и фармации в конце XIX века – начале XX века. Основные тенденции развития фармации в XX - начале XXI века (4 часа). |
17 18 | Медицинская символика (2 часа) Итоговое занятие (2 часа) |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (РЕЗУЛЬТАТОВ) РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Рабочая тетрадь содержит задания для самостоятельной работы учащихся и разбивается на тематические разделы.
В рабочей тетради представлены следующие виды контроля:
- ответы на вопросы проблемного характера;
- заполнение таблиц;
- задания, проверяющие знание терминологии, хронологии и др.
При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, подчеркивает, чертит, заполняет таблицы).
При 5- балльной оценке каждого вида заданий следует придерживаться общедидактических критериев, а именно:
Отметка «отлично» (5 баллов) ставится, если студент:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета
Отметка «хорошо» (4 балла) ставится, если студент выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Не более двух недочетов.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
3. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент:
1. Допустил число ошибок (недочетов) превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
2. Если правильно выполнил менее половины работы (правильно выполнил не более 10% всех заданий).
3. Не приступил к выполнению работы.
Бальная оценка заданий в рабочей тетради позволяет студентам самим отслеживать свою успеваемость.
Шкала оценивания заполнения рабочей тетради:
Неудовлетворительно (баллов включительно) | Удовлетворительно (баллов включительно) | Хорошо (баллов включительно) | Отлично (баллов включительно) |
0 баллов (0-69) | 3 балла (70-79) | 4 балла (80-89) | 5 баллов (90-100) |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. История фармации как предмет. Основные цели и задачи изучения истории медицины и фармации. Лекарствоведение у первобытных народов (2 часа).
ЗАДАНИЕ 1. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
- Каким образом люди, проживающие в первобытные времена, получали знания о свойствах растений?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какими неотъемлемыми элементами знаний должен был обладать первобытный знахарь?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему мандрагоре, а затем женьшеню приписывали необыкновенные магические свойства? С каким законом магии связано это представление?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как объяснение болезни было связано с приемами магического воздействия на больного?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое направление медицины вышло из недр первобытного общества? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каковы особенности традиционной медицины? Чем она отличается от народной медицины?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие лекарственные средства используются в народной и традиционной медицине?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯМ И ТЕРМИНАМ:
Антропогенез - ___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Homo erectus - ____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Homo habilis - ____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Палеопатология - _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Палеонтология - __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Иррациональные знания - __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Эмпирические знания - ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Фетишизм - ______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Тотемизм - _______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Анимизм - _______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ «ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ»:
№ п/п | Название периода | Период истории (формационный подход) | Хронологи- ческие рамки периода | Абсолютный возраст периода | Характерные черты медицины и фармации; их особенности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | ДРЕВНЕЙШИЙ МИР | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. | ДРЕВНИЙ МИР а) Древний Восток (Месопотамия, Египет, Индия, Китай) б) Античный мир (Греция и Рим) | | | | |
3. | СРЕДНИЕ ВЕКА а) Византия б) Арабский Восток в) Западная Европа г) Америка д) Древняя Русь | | | | |
4. | НОВОЕ ВРЕМЯ а) Западная Европа б) Россия в) Америка | | | | |
5. | НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (современная мировая история) | | | | |