Файл: Разработка классного часа для 6 класса Моя конвенция Цели Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка классного часа для 6 класса «Моя конвенция» Цели: 1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка. 2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Материалы и оборудование: Конвенция о правах ребенка, карточки с ситуациями, ватман с кроссвордом, рисунки учащихся. Ход мероприятия Учитель. Ф. М. Достоевский писал: счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно нравственной мыслью. В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегаю! 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших грех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН. Это еще раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребенка. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжалась 10 лет. 20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. В 1990 г. она была ратифицирована Россией и вступила в силу 1.10.1990 г. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы: 1) основные права - на жизнь, на имя; 2) обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях); 3) свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии); 4) здоровье детей (право на медицинское обслуживание); 5) образование детей и их культурное развитие; 6) защита ребенка от экономической и др. эксплуатации. Но, тем не менее, все чаще права ребенка нарушаются
, растет детская преступность... А случалось ли вам встречаться с нарушением своих прав? Учащиеся представляют рисунки, на которых изображено какое-либо нарушенное право. У каждого учащегося на руках выдержки из Конвенции. Учитель. Я предлагаю вам разделиться на 4 группы, и, проанализировав ситуацию, ответить на вопросы: нарушаются ли права ребенка? Какие? Оцените действия. (Карточки с ситуациями. См. Приложение 1.) Учитель. А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд с помощью Конвенции о правах ребенка. (Кроссворд и вопросы см. Приложение 2.) В заключение я предлагаю вам высказать свое мнение: 1) Для чего нужна Конвенция? 2) Зачем ребенку знать свои права? 3) Что делать, если ваши права нарушены? Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель. Впереди у нас большая работа по претворению в жизнь положений Конвенции о правах ребенка. Надо при этом почаще вспоминать, что основной смысл этого документа можно выразить гак: «Надо проявлять как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!». ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Ситуация 1. В лютый мороз ребенка не пустили в школу из-за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу. Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие? Ситуация 2. Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться». Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Кто прав? Ситуация 3. Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят. Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей. Ситуация 4. Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя,

почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь. Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей. Приложение 2 Кроссворд. По вертикали: 1. Согласно ст. 29 Конвенции о нравах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его... 2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и... 5. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка? 6. Право ребенка на что закреплено в ст. 28 Конвенции? 8. Неотъемлемое право ребенка на что закреплено в ст. 6 Конвенции? По горизонтали: 3. Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребенка? 4. Вставьте пропущенное слово в ст. 29: «Государства- участники соглашаются в том, что воспитание ребенка должно быть направлено на воспитание ... к окружающей природе». 7. Согласно ст. 28 Конвенции начальное образование является бесплатным и ... (каким?). 9. Согласно ст. 18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и ... (какого?) насилия. 10. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребенка? Ответ: По вертикали: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь. По горизонтали: 3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Статья 18. 1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Статья 19. 1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целыо защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление
, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Статья 27. 1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. 2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Статья 28. 1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; е) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка, и в соответствии с настоящей Конвенцией. Статья 29. 1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; е) воспитание уважения к окружающей природе. Статья 31. 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Статья 6. 1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь