Файл: Вопросы к экзамену Предмет и метод конституционного права. Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Типовые вопросы к экзамену
-
Предмет и метод конституционного права. -
Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права. -
Конституция Российской Федерации: понятие, признаки, структура. -
Функции Конституции Российской Федерации. -
Полномочия Конституционного Суда РФ в сфере охраны Конституции РФ. -
Процедуры внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. -
Пересмотр Конституции Российской Федерации. -
Советские конституции: общая характеристика и особенности конституций 1918,1924, 1936 и 1977 гг.
-
Конституционное развитие Российской Федерации с 1988 по 1993 г. -
Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и структура. -
Республиканская форма правления - основа конституционного строя РФ.
-
Народный суверенитет как основа конституционного строя Российской Федерации.
-
Разделение властей, как принцип организации государственной власти в Российской Федерации.
-
Формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
-
Референдум - высшая форма непосредственной демократии. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».
-
Экономические и социальные основы конституционного строя Российской Федерации.
-
Идеологическое и политическое многообразие в конституционном строе Российской Федерации.
-
Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, содержание и принципы.
-
Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
-
Политические права и свободы граждан Российской Федерации. -
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. -
Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации. -
Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации. -
Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
-
Уполномоченные по правам человека Российской Федерации: виды, основы конституционно-правового статуса.
-
Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы. -
Порядок приобретения и изменения гражданства Российской Федерации.
-
Правовой статус лиц без гражданства и иностранных граждан в Российской Федерации.
-
Правовой статус беженца в Российской Федерации. Политическое и временное убежище.
-
Общественные объединения в Российской Федерации: понятие и признаки.
-
Организационно-правовые формы общественных объединений в Российской Федерации.
-
Политические партии в Российской Федерации: конституционные основы правового статуса.
-
Избирательное право в Российской Федерации: понятие и принципы. -
Активное и пассивное избирательное право: понятие и субъекты. -
Избирательные системы в Российской Федерации: понятие и виды. -
Избирательный процесс: понятие и стадии. -
Избирательные комиссии в Российской Федерации: виды, статус и полномочия.
-
Российская Федерация как федеративное государство: характеристика и признаки. -
Конституционные принципы федеративных отношений в Российской Федерации.
-
Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
-
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. -
Процедура принятия в Российскую Федерацию нового субъекта. -
Порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации. -
Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской
Федерации.
-
Президент Российской Федерации как глава государства. -
Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации. -
Акты Президента Российской Федерации.
-
Прекращение полномочий Президента РФ: основания, процедуры, правовые последствия.
-
Федеральное Собрание Российской Федерации - Парламент Российской Федерации: понятие, структура, порядок формирования.
-
Право законодательной инициативы в Российской Федерации. -
Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии.
-
Виды, порядок принятия, опубликования и вступления в силу федеральных законов
-
Конституционно установленные полномочия, регламентация деятельности и акты Государственной Думы и Совета Федерации.
-
Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. -
Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования. -
Правительство Российской Федерации: регламентация деятельности, полномочия
-
акты.
Отставка Правительства Российской Федерации: основания и порядок.
Федеральные органы исполнительной власти: система и структура.
Судебная система Российской Федерации: конституционные основы организации
-
деятельности.
Конституционные основы правосудия в Российской Федерации
-
Статус Конституционного Суда Российской Федерации: порядок формирования и деятельности, компетенция.
-
Государственные органы субъектов Российской Федерации: система органов, правовой статус и виды.
-
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
-
Конституционно-правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации.
-
Типовые ситуационные задания для экзамена
Кейс № 1.
-
Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав положениями части четвертой статьи 332 и пункта 3 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации обратился гражданин А*. Суть жалобы состояла в следующем: в федеральных государственных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров; лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации (часть четвертая статьи 332); помимо оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института) федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования является достижение возраста шестидесяти пяти лет (пункт 3 статьи 336). В своей жалобе в Конституционный Суд Российской
Федерации А утверждает, что положения части четвертой статьи 332 и пункта 3 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие возрастные ограничения для лиц, замещающих должности деканов факультетов, директоров (на правах декана) институтов (на правах факультета) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, нарушают его конституционные права и противоречат статьям 2, 7 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Вопрос: Прав ли гражданин А и действительно ли данное положение нарушает конституционные принципы? Обоснуйте свой ответ.
Кейс № 2.
Были подготовлены 2 поправки в Конституцию РФ:
-
ст. 60: «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять
-
полном объеме свои права и обязанности с 18 лет» дополнить следующими словами: «… с 18 лет или иного установленного законом возраста»;
-
ч. 2 ст. 107: «Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его» изменить на формулировку: «в течение 30 дней» Поправки внесены в Государственную Думу ФС РФ Президентом РФ, приняты Государственной Думой ФС РФ, одобрены Советом Федерации ФС РФ и подписаны и обнародованы Президентом РФ в установленном законом порядке и в установленные сроки.
Вопрос: Могут ли данные поправки вступить в законную силу? Обоснуйте свой ответ.
Кейс № 3.
Религиозное объединение «Заветы Рамаюна» обратилось в орган юстиции с просьбой о регистрации. Были представлены следующие документы: заявление о регистрации, устав организации и документ об уплате государственной пошлины. Уставной целью являлось обучение религии и привлечение новых последователей с помощью проповедования, участия в общественной жизни государства и проведения факультативных занятий в государственных учебных заведениях. Орган юстиции отказал в регистрации.
Вопросы: Почему орган юстиции отказал, имел ли он на это право? Как бы Вы рассмотрели сложившуюся ситуацию с учетом особенностей законодательства?
Кейс № 4.
Статья 29 Конституции РФ гласит:
-
Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
-
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
-
Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
-
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
-
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Гражданин Иванов на основании ч. 1 ст. 29 решил опубликовать в СМИ историю жизни своего соседа, который вел аморальный образ жизни и постоянно нарушал общественный порядок. В избранном журнал Иванову в этом отказали, тогда он обратился в суд, поскольку ни в одной из частей указанной статьи нет запрета на публикацию такой информации.
Вопрос: Удовлетворит ли суд претензию Иванова? Обоснуйте свой ответ.
Кейс № 5.
После подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии, будучи пожилым мужчиной, попросил молодых членов комиссии и наблюдателей помочь перенести бюллетени в автомашину для отправки их в территориальную комиссию.
Вопрос: Закона ли просьбы председателя участковой избирательной комиссии, могут ли на решение повлиять какие-либо факты? Свой ответ обоснуйте.