Файл: Вопросы к экзамену Предмет и метод конституционного права. Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Типовые вопросы к экзамену

  1. Предмет и метод конституционного права.

  2. Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права.

  3. Конституция Российской Федерации: понятие, признаки, структура.

  4. Функции Конституции Российской Федерации.

  5. Полномочия Конституционного Суда РФ в сфере охраны Конституции РФ.

  6. Процедуры внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

  7. Пересмотр Конституции Российской Федерации.

  8. Советские конституции: общая характеристика и особенности конституций 1918,1924, 1936 и 1977 гг.

  1. Конституционное развитие Российской Федерации с 1988 по 1993 г.

  2. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и структура.

  3. Республиканская форма правления - основа конституционного строя РФ.



  1. Народный суверенитет как основа конституционного строя Российской Федерации.



  1. Разделение властей, как принцип организации государственной власти в Российской Федерации.



  1. Формы непосредственной демократии в Российской Федерации.



  1. Референдум - высшая форма непосредственной демократии. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».



  1. Экономические и социальные основы конституционного строя Российской Федерации.



  1. Идеологическое и политическое многообразие в конституционном строе Российской Федерации.



  1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, содержание и принципы.



  1. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.



  1. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.

  2. Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

  3. Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации.

  4. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.

  5. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.



  1. Уполномоченные по правам человека Российской Федерации: виды, основы конституционно-правового статуса.



  1. Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы.

  2. Порядок приобретения и изменения гражданства Российской Федерации.




  1. Правовой статус лиц без гражданства и иностранных граждан в Российской Федерации.



  1. Правовой статус беженца в Российской Федерации. Политическое и временное убежище.



  1. Общественные объединения в Российской Федерации: понятие и признаки.



  1. Организационно-правовые формы общественных объединений в Российской Федерации.



  1. Политические партии в Российской Федерации: конституционные основы правового статуса.



  1. Избирательное право в Российской Федерации: понятие и принципы.

  2. Активное и пассивное избирательное право: понятие и субъекты.

  3. Избирательные системы в Российской Федерации: понятие и виды.

  4. Избирательный процесс: понятие и стадии.

  5. Избирательные комиссии в Российской Федерации: виды, статус и полномочия.



  1. Российская Федерация как федеративное государство: характеристика и признаки.

  2. Конституционные принципы федеративных отношений в Российской Федерации.



  1. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.



  1. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

  2. Процедура принятия в Российскую Федерацию нового субъекта.

  3. Порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации.

  4. Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской

Федерации.

  1. Президент Российской Федерации как глава государства.

  2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.

  3. Акты Президента Российской Федерации.



  1. Прекращение полномочий Президента РФ: основания, процедуры, правовые последствия.



  1. Федеральное Собрание Российской Федерации - Парламент Российской Федерации: понятие, структура, порядок формирования.



  1. Право законодательной инициативы в Российской Федерации.

  2. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии.



  1. Виды, порядок принятия, опубликования и вступления в силу федеральных законов



  1. Конституционно установленные полномочия, регламентация деятельности и акты Государственной Думы и Совета Федерации.



  1. Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

  2. Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования.

  3. Правительство Российской Федерации: регламентация деятельности, полномочия


  • акты.

  • Отставка Правительства Российской Федерации: основания и порядок.

  • Федеральные органы исполнительной власти: система и структура.

  • Судебная система Российской Федерации: конституционные основы организации

    • деятельности.

  • Конституционные основы правосудия в Российской Федерации



    1. Статус Конституционного Суда Российской Федерации: порядок формирования и деятельности, компетенция.



    1. Государственные органы субъектов Российской Федерации: система органов, правовой статус и виды.



    1. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.



    1. Конституционно-правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации.




    1. Типовые ситуационные задания для экзамена


    Кейс № 1.

    • Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав положениями части четвертой статьи 332 и пункта 3 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации обратился гражданин А*. Суть жалобы состояла в следующем: в федеральных государственных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров; лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации (часть четвертая статьи 332); помимо оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института) федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования является достижение возраста шестидесяти пяти лет (пункт 3 статьи 336). В своей жалобе в Конституционный Суд Российской

    Федерации А утверждает, что положения части четвертой статьи 332 и пункта 3 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие возрастные ограничения для лиц, замещающих должности деканов факультетов, директоров (на правах декана) институтов (на правах факультета) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, нарушают его конституционные права и противоречат статьям 2, 7 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.


    Вопрос: Прав ли гражданин А и действительно ли данное положение нарушает конституционные принципы? Обоснуйте свой ответ.

    Кейс № 2.

    Были подготовлены 2 поправки в Конституцию РФ:

    1. ст. 60: «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять



    • полном объеме свои права и обязанности с 18 лет» дополнить следующими словами: «… с 18 лет или иного установленного законом возраста»;



    1. ч. 2 ст. 107: «Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его» изменить на формулировку: «в течение 30 дней» Поправки внесены в Государственную Думу ФС РФ Президентом РФ, приняты Государственной Думой ФС РФ, одобрены Советом Федерации ФС РФ и подписаны и обнародованы Президентом РФ в установленном законом порядке и в установленные сроки.

    Вопрос: Могут ли данные поправки вступить в законную силу? Обоснуйте свой ответ.

    Кейс № 3.

    Религиозное объединение «Заветы Рамаюна» обратилось в орган юстиции с просьбой о регистрации. Были представлены следующие документы: заявление о регистрации, устав организации и документ об уплате государственной пошлины. Уставной целью являлось обучение религии и привлечение новых последователей с помощью проповедования, участия в общественной жизни государства и проведения факультативных занятий в государственных учебных заведениях. Орган юстиции отказал в регистрации.

    Вопросы: Почему орган юстиции отказал, имел ли он на это право? Как бы Вы рассмотрели сложившуюся ситуацию с учетом особенностей законодательства?

    Кейс № 4.

    Статья 29 Конституции РФ гласит:

    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.



    1. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.



    1. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.



    1. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.




    1. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Гражданин Иванов на основании ч. 1 ст. 29 решил опубликовать в СМИ историю жизни своего соседа, который вел аморальный образ жизни и постоянно нарушал общественный порядок. В избранном журнал Иванову в этом отказали, тогда он обратился в суд, поскольку ни в одной из частей указанной статьи нет запрета на публикацию такой информации.

    Вопрос: Удовлетворит ли суд претензию Иванова? Обоснуйте свой ответ.

    Кейс № 5.

    После подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии, будучи пожилым мужчиной, попросил молодых членов комиссии и наблюдателей помочь перенести бюллетени в автомашину для отправки их в территориальную комиссию.

    Вопрос: Закона ли просьбы председателя участковой избирательной комиссии, могут ли на решение повлиять какие-либо факты? Свой ответ обоснуйте.