Файл: Лабораторная работа Формулирование функциональных и нефункциональных требований к системе Регистрация курсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа 2. Формулирование функциональных и нефункциональных требований к системе «Регистрация курсов».
Требования к программному обеспечению (ПО) документируются в виде ряда документов и моделей. К основным документам относятся:

  • концепция — определяет глобальные цели проекта и основ­ные особенности разрабатываемой системы. Существенной час­тью концепции является постановка задачи разработки, определяющая требования к выполняемым системой функ­циям;

  • словарь предметной области (глоссарий) — устанавливает общую терминологию для всех моделей и описаний требований к системе. Глоссарий предназначен для описания терминологии предметной области и может быть использован как словарь данных системы;

  • дополнительные спецификации (технические требования) — содержат описание нефункциональных требований к системе, таких, как надежность, удобство использования, производительность, сопровождаемость и др.


1 этап. Анализ предметной области.
В целях ускорения и повышения эффективности процесса регистрации на курсы университета перед руководителем информационной службы университета ставится задача разработки новой клиент-серверной системы регистрации студентов взамен старой системы. Новая система должна позволять студентам регистрироваться на курсы и просматривать свои табели успеваемости с персональных ком­пьютеров, подключенных к локальной сети университета. Про­фессора должны иметь доступ к онлайновой системе, чтобы ука­зать курсы, которые они будут читать, и проставить оценки за курсы.

База данных содержит всю информацию о курсах (каталог курсов).

В начале каждого семестра студенты могут запросить каталог курсов, содержащий список курсов, предлагаемых для изучения в данном семестре. Информация о каждом курсе должна включать имя профессора, наименование кафедры и требования к предварительному уровню подготовки (прослушанным курсам).

Система должна позволять студентам выбирать четыре курса в предстоящем семестре. В дополнение каждый студент может указать два альтернативных курса на тот случай, если какой- либо из выбранных им курсов окажется уже заполненным или отмененным. На каждый курс могут записаться не более 10 и не менее 3 студентов (если менее 3, то курс будет отменен). В каждом семестре существует период времени, когда студенты могут изменить свои планы. В это время студенты должны иметь доступ к системе, чтобы добавить или удалить выбранные курсы. После того как процесс регистрации некоторого студента завершен, система регистрации направляет информацию в расчетную систему, чтобы студент мог внести плату за семестр. Если курс
окажется заполненным в процессе регистрации, студент должен быть извещен об этом до того, как его личный учебный план будет окончательно сформирован.

В конце семестра студенты должны иметь доступ к системе для просмотра своих электронных табелей успеваемости. По­скольку эта информация конфиденциальная, система должна обеспечивать ее защиту от несанкционированного доступа.

Профессора должны иметь доступ к онлайновой системе, чтобы указать курсы, которые они будут читать, и просмотреть список студентов, записавшихся на их курсы. Кроме этого, профессора должны иметь возможность проставить оценки за курсы.
2 этап. Эскизное проектирование.
Составление глоссария проекта
Глоссарий предназначен для описания терминологии предметной области. Он может быть использован как неформальный словарь данных системы.

Ниже приведены термины проекта и их значения.


Термин

Значение

Курс

Учебный курс, предлагаемый университетом.

Предлагаемый курс


Предлагаемое чтение данного курса в конкретном семестре (один и тот же курс может вестись в нескольких параллельных сессиях). Включает конкретные дни недели и время.

Каталог курсов

Полный каталог всех курсов, предлагаемых университетом.

Расчетная система

Система обработки информации об оплате за курсы.

Оценка

Оценка, полученная студентом за конкретный курс.

Профессор

Преподаватель университета.

Табель успеваемости

Все оценки за все курсы, полученные студентом в данном семестре.

Список курса

Список всех студентов, записавшихся на предлагаемый курс.

Студент

Личность, проходящая обучение в университете.

Учебный график

Курсы, выбранные студентом в текущем семестре.




3 этап. Техническое задание

Составить спецификацию функциональных требований.

Для этого необходимо выполнить:

1. Идентифицировать действующих лиц системы.

2. Идентифицировать варианты использования системы.

3. Определить отношения между действующими лицами и вариантами

использования.

4. Составить полную диаграмму (или несколько диаграмм) использования.

5. Определить, какие из вариантов использования (не менее трех) будут

уточняться при последующем моделировании и будут реализованы в прототипе.

6. Реализовать выбранные варианты использования в виде записи сценария на псевдокоде или на естественном языке.

7. Определить нефункциональные и специальные требования, если они необходимы, и объединить все требования в единый документ (текстовый документ с диаграммами использования, защищаемый артефакт).
Создание модели вариантов использования.
Функциональные требования к системе моделируются и до­кументируются с помощью вариантов использования (use case), которые трактуются следующим образом:

- вариант использования фиксирует соглашение между участниками проекта относительно поведения системы;

- вариант использования описывает поведение системы при различных условиях, когда система отвечает на запрос одного из участников, называемого основным действующим лицом;

- основное действующее лицо инициирует взаимодействие с системой, чтобы добиться некоторой цели. Система отвечает, со­блюдая интересы всех участников.

Варианты использования — это вид документации, применя­емой, когда требуется сконцентрировать усилия на обсуждении принципиальных требований к разрабатываемой системе, а не на подробном описании их. Стиль их написания зависит от масшта­ба, количества участников и критичности проекта. При описа­нии вариантов использования (расположенных по степени повы­шения точности) существуют четыре уровня точности:

  1. действующие лица и цели (перечисляются действующие ли­ца и все их цели, которые будет обеспечивать система);

  2. краткое изложение варианта использования (в один абзац) или основной поток событий (без анализа возможных ошибок);

  3. условия отказа (анализ мест возникновения возможных ошибок в основном потоке событий);

  4. обработка отказа (написание альтернативных потоков событий).



Действующие лица:

Студент — записывается на курсы и просматривает табель успеваемости.

Профессор — выбирает курсы для преподавания и ставит оценки.

Регистратор — формирует учебный план и каталог курсов, ведет все данные о курсах, профессорах и студентах.

Расчетная система - получает от данной системы информа­цию по оплате за курсы.

Исходя из потребностей действующих лиц, выделяются сле­дующие варианты использования:

  • Войти в систему.

  • Зарегистрироваться на курсы.

  • Просмотреть табель успеваемости.

  • Выбрать курсы для преподавания.

  • Проставить оценки.

  • Вести информацию о профессорах.

  • Вести информацию о студентах.

  • Закрыть регистрацию.


Упражнение 1. Описание вариантов использования

Опишите каждый из вариантов использования по следующим пунктам:

  1. Краткое описание

  2. Основной поток событий

  3. Альтернативные потоки

  4. Предусловия

Рассмотрены 3 варианта использования «Войти в систему», «Зарегистрироваться на курсы» и «Закрыть регистрацию». Разберите подробной каждый из них.
Вариант использования "Войти в систему"
Краткое описание:

Данный вариант использования описывает вход пользователя в систему регистрации курсов.
Основной поток событий:

Данный вариант использования начинает выполняться, когда пользователь хочет войти в систему регистрации курсов.

  1. Система запрашивает имя пользователя и пароль.

  2. Пользователь вводит имя и пароль.

  3. Система подтверждает имя и пароль, после чего открывается доступ в систему.


Альтернативные потоки:

  1. Неправильное имя/пароль: если во время выполнения основного потока обнаружится, что пользователь ввел неправильное имя и/или пароль, система выводит сообщение об ошибке. Пользователь может вернуться к началу ос­новного потока или отказаться от входа в систему, при этом выпол­нение варианта использования завершается.


Вариант использования "Зарегистрироваться на курсы"
Краткое описание:

Данный вариант использования позволяет студенту зарегистри­роваться на предлагаемые курсы в текущем семестре. Студент может изменить свой выбор (обновить или удалить курсы), если изменение выполняется в установленное время в начале семестра. Система ка­талога курсов предоставляет список всех предлагаемых курсов теку­щего семестра.

Основной поток событий:

Данный вариант использования начинает выполняться, когда студент хочет зарегистрироваться на конкретные курсы или изме­нить свой график курсов.

  1. Система запрашивает требуемое действие (создать график, об­новить график, удалить график).

  2. Когда студент указывает действие, выполняется один из под­чиненных потоков (создать, обновить, удалить или принять график).

Создать график:

  1. Система выполняет поиск в каталоге курсов доступных пред­лагаемых курсов и выводит их список.

  2. Система отображает пустой график для заполнения.

  3. Студент выбирает из списка четыре основных и два альтерна­тивных курса для включения в график.

  4. Для каждого выбранного курса выполняется подчиненный по­ток "Добавить курс в график".

  5. Система сохраняет график студента.

Обновить график:

  1. Система выводит текущий график студента.

  2. Система выполняет поиск в каталоге курсов доступных пред­лагаемых курсов и выводит их список.

  3. Студент может обновить свой выбор курсов, удаляя или добав­ляя предлагаемые курсы.

  4. Для каждого выбранного курса выполняется подчиненный по­ток "Добавить курс в график".

  5. Система сохраняет график студента.

Удалить график:

  1. Система выводит текущий график студента.

  2. Система запрашивает у студента подтверждение удаления гра­фика.

  3. Студент подтверждает удаление.

  4. Система удаляет график. Если график включает предлагаемые курсы, на которые записался студент, он должен быть удален из спи­сков этих курсов.

Добавить курс в график:

Для каждого выбранного курса система проверяет факт выпол­нения студентом предварительных требований (прохождение опре­деленных курсов) и наличие приема на предлагаемый курс. Затем система добавляет студента в список выбранного курса. Курс отме­чается в графике как "зарегистрированный".
Альтернативные потоки:

Сохранить график:

Студент может сохранить график в любой момент, не фиксируя в нем выбранные курсы. В этом случае график сохраняется в системе, но система не добавляет студента в списки выбранных курсов. Кур­сы отмечаются в графике как "выбранные".

Не выполнены предварительные требования или курс заполнен:

Если во время выполнения подчиненного потока "Добавить курс в график" система обнаружит, что студент не выполнил необходимые предварительные требования или выбранный им курс заполнен, то выдается сообщение об ошибке. Студент может либо выбрать другой курс и продолжить выполнение варианта использования, либо отме­нить операцию, после чего основной поток начнется сначала.