Файл: Практическая работа к теме Страна патриотизм Тема занятия Символы России. Класс 9 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»
Тема занятия: Символы России.
Класс: 9 класс.
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма: символ, Родина, герб, историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием мультимедийных материалов (видеоролик, презентация), анализ текстовой и визуальной информации.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная: введение в тему. Вступительное слово учителя, показ видеоролика.
Часть 2. Основная. Раскрывается основная тема занятия – повествуется о многовековой истории отечественного герба, история герба Виноградовского района Архангельской области, выполняются интерактивные задания.
Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия.
Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»
Внеурочное мероприятие на тему: «Символы России и малой родины»
Цель проведения: создание условий формирования ценностных ориентиров обучающихся
Задачи:
-Расширить и закрепить знания обучающихся об истории формирования российской символики, а также символики малой родины;
-Способствовать формированию уважительного отношения к общегосударственной символике и символике Виноградовского района;
-Способствовать осознанию обучающимися такого понятия как защита чести страны, и личного достоинства;
-Продолжить формирование умений и навыков работы в команде, принимать решения, отстаивать своё мнение.
Комплект материалов: – сценарий; – методические рекомендации; – видеоролик; – презентационные материалы; – иллюстративный материал; – интерактивные задания.
Ход мероприятия:
«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А.С. Пушкин.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие носит тему: «Символы России и малой родины».
Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о нашей родине - России, о государственных символах.
Обратимся к словарю. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации
, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
Учитель: Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
Учитель: А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)
Вновь обратимся к Большому толковому словарю
РОДИНА- страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество.
Вот как писал о родине в годы Великой Отечественной войны поэт Константин Симонов.
Выразительно читаем
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941 г.
Учитель: Внимание! Государственные флаги Российской Федерации внести!
2 ученика и командир знаменной группы вносят и устанавливают флаг РФ. Играет гимн Российской Федерации.
Учитель: Сегодня мы с вами поучаствуем в игре в форме интеллектуальной эстафеты «Государственная символика России и герб Виноградовского района». В игре принимают участие команды. Представление команд. Команда «Россияне», капитан … и команда «Патриоты» капитан… Игра будет проходить в несколько этапов, и чтобы вам узнать эти этапы необходимо разгадать филворд.
Учитель: Выдаёт задание. Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. Слова в филворде могут изгибаться под прямым углом, по вертикали и горизонтали, но не пересекаться. Раздаётся задание.
ОНЦРАВП
КСТУЦШР
ФЛИТИЯЕ
ГАГЕДИЗ
БРЕНРОС
УЛГТЯИС
ТАИМНЕЗ
Найдите в филворде следующие понятия: флаг, герб, гимн, президент, конституция, Россия.
Учитель: Вы отгадали всё, перед вами маршрутный лист с этапами игры.
Маршрутный лист:
1. Станция «Герб»
2. Станция «Флаг»
3. Станция «Гимн»
4. Станция «Конституция»
5. Станция «Президент»
Учитель: И первая станция нашей игры - станция «ГЕРБ»
1. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся иллюстрации гербов различных держав, вы должны выбрать только те, которые относятся к нашему государству.
Учитель: Что такое герб?
(Официальный символ Российской Федерации, эмблема государства).
Учитель: Когда появился постоянный герб?
Постоянный герб появился в Великом княжестве Московском лишь во второй половине XV века. До этого периода на великокняжеских печатях, как правило, изображались святые покровители Великого князя, а иногда и сам правивший Великий князь. Начиная с правления Дмитрия Донского утверждается традиция изображать Великого князя на монетах и печатях в образе всадника, поражающего врагов. К середине XV в. изображение вооруженного всадника, поражающего дракона, который ассоциировался у современников с Ордой, утверждается как символ Москвы и Московского великого княжества. И все же появление в России постоянного официального герба связано с браком Великого московского князя Ивана Васильевича III с греческой принцессой Софьей Палеолог, заключенного в 1478 г. Этот брак подчеркивал преемственность Московского государства по отношению к павшей в 1453 г. Византийской империи. И должен был подвести идеологическую базу под притязания Москвы на роль центра православного мира в великой державы. Одним из способов демонстрации такой преемственности стало утверждение в роли официального государственного герба Московского великого княжества римско-византийского двуглавого орла, который впервые появляется на великокняжеской печати в 1497 г. Орел был символом Римской республики, а затем и римской империи. После разделения империи на западную и восточную, орел становится двуглавым: две головы, одна из которых смотрела на Запад, а другая на Восток символизировали два центра власти: Рим и Константинополь, объединенные единым телом, подчеркивавшим официальное единство империи. С этого времени двуглавый орел становится главным имперским символом, который заимствовали большинство европейских империй. Утверждение этого символа в качестве официального российского герба должно было подчеркнуть высокий международный статус Московского государства, его право на почетное место в ряду великих христианских держав.
Учитель: Когда был принят Государственный герб Российской Федерации или России?
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации". Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Учитель: дайте описание герба Российской Федерации.
Государственный герб российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединённой лентой. В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
Учитель: как можно истолковать изображение трёх корон на гербе России?
(Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная)
Что изображено на груди орла? (Святой Георгий Победоносец)
Какому поэту принадлежат эти строки:
Таков обычай был старинный, чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный оскалом всех своих зубов.
Где львов от века не бывало. С гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым малоодной орлиной головы! (С.Я Маршак)
Учитель: когда был принят герб Виноградовского района?
Правильный ответ: Утвержден решением муниципального Собрания Виноградовского муниципального округа от 26.10.2022 № 154-16
Учитель: как выглядит герб Виноградовского района?
Правильный ответ: «В зеленом поле с серебряной елеобразной главой — золотое колесо, стоящее на пониженном в оконечность узким острозубчато разбитым поясом, верхний ряд зубцов в котором золотой, а нижний — попеременно червленый и зеленый, ниже которого поле переменяет цвет на лазурь».
Для обозначения региональной принадлежности и административного статуса герб Виноградовского муниципального округа может воспроизводиться со следующими дополнительными элементами:
— вольной частью1 в виде четырехугольника, примыкающего изнутри к верхнему правому2 углу герба Виноградовского муниципального округа с воспроизведенными в нем фигурами из герба Архангельской области;
— короной, соответствующей статусу муниципального образования.
Учитель: сейчас мы переходим ко второй станции - станция «ФЛАГ»
В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся иллюстрации флагов различных держав, вы должны выбрать только те, которые относятся к нашему государству.
1. Что такое флаг? Флаг – прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.
2. Как выглядит флаг Российской Федерации? Описание государственного флага Российской Федерации, содержавшееся в Положении 1993 года, было без изменений повторено в статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации». Закон вступил в силу 27 декабря 2000 года. В статье 1 Положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.