Файл: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Быковская средняя школа 3 Быковского муниципального района Волгоградской области Утверждаю Директор мкоу Быковская сш3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
-
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; -
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе; -
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
-
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; -
событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); -
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
-
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.10. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
-
Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей; -
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; -
педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; -
взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
-
обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; -
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; -
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; -
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способамиполучения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Список используемой литературы
-
Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773. -
Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ) -
Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018. -
Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61. -
Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду -
Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК). -
Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236
План воспитательной работы школы на 2021-2025 учебный год 5-9 классы | |||
Ключевые общешкольные дела | |||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Торжественная линейка «Первый звонок» | 5-9 | 1.09.21 | Методист, классные руководители |
Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) | 5-9 | сентябрь | Методист, классные руководители, учитель ОБЖ |
Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья | 5-9 | сентябрь | Учитель физкультуры |
День трезвости: конкурс плакатов | 5-9 | сентябрь | Социальный педагог, классные руководители |
«Посвящение в пятиклассники» | 5-7 | сентябрь | Классные руководители 5-х классов |
Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) | 5-9 | октябрь | Методист, классные руководители, социальный педагог |
День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда | 5-9 | октябрь | Методист |
Президентские состязания по ОФП | 5-9 | Октябрь, апрель | Учитель физкультуры |
«Золотая осень»: Фотоконкурс. Праздник «Краски осени». Конкурс поделок из природного и бросового материала. | 5-9 | октябрь | классные руководители |
Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, беседы, общешкольное родительское собрание | 5-9 | ноябрь | Методист, классные руководители |
День правовой защиты детей. Просмотр, обсуждение видеоролика «Наши права». Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. | 5-9 | ноябрь | Социальный педагог |
Предметная неделя математики, физики, химии и биологии (шахматно-шашечный турнир, интерактивные игры, квесты и т.п.) | 5-9 | ноябрь | МО учителей-предметников |
Предметная неделя, географии, истории, обществознания (игры-путешествия, познавательные игры и т.п.) | 5-9 | декабрь | МО учителей-предметников |
Внутриклассные мероприятия «День Конституции» | 5-9 | декабрь | Классные руководители |
Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная программа. | 5-9 | декабрь | Методист, классные руководители |
Предметная неделя литературы, русского и английского языков (конкурсы чтецов, сочинений, интеллектуальные игры и т.п.) | 5-9 | январь | МО учителей-предметников |
Час памяти «Блокада Ленинграда» | 5-9 | январь | классные руководители |
Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: фестиваль патриотической песни, соревнование по пионерболу, волейболу, спортивная эстафета, акции «Письмо солдату», по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс плакатов и рисунков, Уроки мужества. | 5-9 | февраль | Методист, классные руководители, учителя физкультуры |
Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ | 5-9 | март | Методист, классные руководители |
8 Марта в школе: конкурсная программа «Вперед, девчонки!», выставка рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. | 5-9 | март | классные руководители |
Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра | 5-9 | апрель | Методист, классные руководители |
День космонавтики: выставка рисунков | 5-7 | апрель | классные руководители |
Итоговая выставка детского творчества | 5-9 | апрель | Методист, руководители кружков, классные руководители |
Конкурс «Безопасное колесо» | 5-7 | апрель | Руководитель отряда ЮЗП |
Мероприятия месячника ЗОЖ «Здоровое поколение». Весенний День здоровья Акция "Школа против курения". Туристические походы. | 5-9 | май | Методист, классные руководители, учителя физкультуры |
День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны», проект «Окна Победы» и др. | 5-9 | май | Методист |
Торжественная линейка «Последний звонок» | 5-9 | май | Методист |
Выпускной вечер в школе | 9 | июнь | Методист, классные руководители |
Дополнительное образование | |||
Название курса | Классы | Количество часов в неделю | Ответственные |
В мире танца | 5-6 | 3 | Гудименко М.В. |
Волейбольная секция | 8-11 | 1 | Мусахаев О.У. |
Футбольная секция | 7-10 | 2 | Мусахаев О.У. |
Юнармия | 7 -е | 3 | Захаров А.М. |
Спортивные игры | 5-6 | 2 | Фазылжанов В.Г. |
Самоуправление | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. | 5-9 | сентябрь | Классные руководители |
Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в общешкольный совет обучающихся школы, голосование и т.п. | 5-9 | сентябрь | Методист |
Работа в соответствии с обязанностями | 5-9 | В течение года | Классные руководители |
Отчет перед классом о проведенной работе | 5-9 | май | Классные руководители |
Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов Совета обучающихся школы о проделанной работе. Подведение итогов работы за год | 5-9 | май | Методист |
Профориентация | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». Конкурс рисунков, профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. | 5-9 | январь | Методист, классные руководители |
Детские общественные объединения | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Трудовая акция «Школьный двор» | 5-9 | октябрь | Руководитель РДШ |
Социально-благотворительная акция «Подари ребенку день» | 5-9 | октябрь | Руководитель РДШ |
Благотворительная ярмарка-продажа | 5-9 | ноябрь | Руководитель РДШ |
Всероссийская акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом | 5-9 | декабрь | Руководитель РДШ |
Акция «Дарите книги с любовью» | 5-9 | февраль | Руководитель РДШ |
Экологическая акция «Бумажный бум» | 5-9 | апрель | Руководитель РДШ |
Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом и волонтерским движением школы: «Чистый поселок - чистая планета», «Памяти павших», «О сердца к сердцу», «Посади дерево», «Подарок младшему другу», «Помощь пожилому односельчанину на приусадебном участке», «Здоровая перемена» и др.) | 5-9 | апрель | Руководитель РДШ |
Экскурсии, походы | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Посещение концертов в Доме культуры поселка | 5-9 | В течение года | Классные руководители |
Экскурсии районный музей | 5-7 | январь | Классные руководители |
Сезонные экскурсии в природу | 5-7 | По плану клас.рук. | Классные руководители |
Экскурсии в музеи, пожарную часть, предприятия | 5-9 | По плану клас.рук. | Классные руководители |
Туристические походы «В поход за здоровьем» | 5-9 | май | Классные руководители |
Организация предметно-эстетической среды | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам | 5-9 | В течение года | Классные руководители |
Оформление классных уголков | 5-9 | В течение года | Классные руководители |
Трудовые десанты по уборке территории школы | 5-9 | В течение года | Классные руководители |
Трудовой десант по озеленению школьных клумб | 5-9 | Сентябрь, апрель | Классные руководители |
Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета | 5-9 | В течение года | Классные руководители |
Работа с родителями | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий | 5-9 | В течение года | Методист, классные руководители |
Общешкольное родительское собрание | 5-9 | Октябрь, март | Директор школы |
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей | 5-9 | 1 раз/четверть | Классные руководители |
Информационное оповещение через школьный сайт | 5-9 | В течение года | Методист |
Индивидуальные консультации | 5-9 | В течение года | Классные руководители |
Совместные с детьми походы, экскурсии. | 5-9 | По плану классных руководителей | Классные руководители |
Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей | 5-9 | По плану Совета | Председатель Совета |
Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) | |||
Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) |