Файл: Византийская символика в истории Российского государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  Одним из наиболее важных носителей изображения государственного герба служила Большая государственная печать. В царствование императрицы Анны Иоанновны (1693-1740) в Россию был приглашен известный швейцарский гравер Гендлингер, который к 1740 году создал матрицу Большой государственной печати центральная часть которой использовалась более ста лет – до 1856 года. Геральдический состав государственного герба стабилизировался в 1720-х гг. и оставался неизменным до конца XVIII столетия.

  Нововведения Павла в области государственного герба коснулись, прежде всего, двух моментов. Во-первых, был изменен собственно герб. В 1798 году Император принял под свое покровительство расположенный в центре Средиземного моря остров Мальта, на котором существовало суверенное рыцарское государство – Орден Святого Иоанна Иерусалимского (называемый по месту расположения также Мальтийским орденом). Фактически остров Мальта так и не вошел в состав России: в 1799 году он был захвачен Великобританией, соперничать с которой на Средиземном море Россия не имела никакой возможности. Однако Павел сохранил титул Магистра и перевел Мальтийский орден в Россию. В том же году главные символы Мальтийского ордена были введены в российский государственный герб.

  Второе нововведение Павла I, касающееся государственного герба, заключалось в том, что была предпринята попытка составить подробный, исчерпывающе ясный законодательный акт, устанавливающий описание герба. С этой целью был подготовлен «Манифест о полном гербе Всероссийской Империи». Устанавливаемый Манифестом полный герб представлял собой большой многопольный щит, сопровожденный внешними дополнительными элементами. Большой щит герба содержал в многочисленных полях сорок три герба территорий, входящих в состав Российской Империи и перечисляющихся в царском титуле. В центре большого щита, в отдельном поле, помещался малый герб: на золотом поле черный двуглавый орел с золотыми глазами, клювами и лапами, увенчанный тремя золотыми императорскими коронами (средняя из которых больше и имеет красные инфулы (ленты)), с золотыми скипетром и державой в лапах; на груди орла в красном щите серебряный всадник – Святой Георгий – поражающий копьем черного дракона; щит со всадником подвешен на шеи орла на голубой ленте и положен поверх серебряного мальтийского креста, верхний конец которого увенчан золотой мальтийской короной. Большой гербовый щит наложен на еще один мальтийский крест, из-под которого свисает на цепи знак ордена Андрея Первозванного. Венчает щит золотой рыцарский шлем с еще одним знаком ордена Андрея Первозванного, над которым стоящие по сторонам большого щита щитодержатели – архангелы Михаил и Гавриил – поддерживают императорскую корону. Вся композиция наложена на императорскую мантию, завершенную сенью, увенчанной еще одной императорской короной. Из-под щита поверх сени выходят императорский штандарт и подобное ему знамя с черным одноглавым орлом.Манифест содержал подробное и тщательно составленное геральдическое описание герба, отдельные описания и прорисовки всех гербов входящих в его состав. Выполненное лучшими графиками того времени декоративное оформление Манифеста является выдающимся произведением геральдического и художественного искусства.


  «Манифест о полном гербе…» был подписан Павлом I 16 декабря 1800 года. Однако реализован Манифест не был: спустя два с половиной месяца Павла I был убит и многие его начинания, в том числе и Манифест о полном гербе, оказались отставлены в сторону и впоследствии забыты.

Наследовавший Павлу I император Александр I Павлович (род. 1777, царствовал с 1801-1825) уже через два месяца после восшествия на престол – 26 апреля 1801 года – отменил использование мальтийских креста и короны в составе государственного герба и вернул в герб цепь и знак ордена Андрея Первозванного, восстановив российский символ в том виде, в каком он существовал в течении XVIII века.

  Однако, царствование Александра I привнесло в использование государственного герба и новшества. Наряду с традиционным решением государственного герба, широкое распространение получило изображение виде двуглавого орла с широко расправленными и направленными вниз крыльями. В такой композиции нередко вместо трех корон над головами орла использовалась одна, знак ордена Андрея Первозванного не применялся, а в лапах орла вместо скипетра и державы помещались меч, лавровый венок или молнии (перуны).

  Новый вид государственного герба (особенно популярный с конца 1800-х годов) является порождением распространившегося в России увлечения стилем ампир – заимствованным из наполеоновской Франции стилем декора, костюма и образа жизни.

  По кончине Александра I престол отошел к его младшему брату – императору Николаю I Павловичу (1796-1855).  Николаем I были установлены два типа государственного символа. Первый – предназначенный для использования на государственных регалиях, печатях и денежных знаках – отвечал старинной российской традиции и представлял собой в золотом поле черного двуглавого орла с расправленными и поднятыми вверх крыльями, с золотыми глазами, клювами, языками и лапами. Орел увенчивался тремя золотыми императорскими коронами (инфулы центральной короны с этого времени получили установленный цвет – они стали синими, в цвет ленты ордена Андрея Первозванного), имел в лапах золотые скипетр и державу, а на груди – окруженный цепью ордена Андрея Первозванного красный щит, с помещенным в нем серебряным в синем плаще всадником – Святым Георгием, поражающим копьем черного дракона. Нововведением Николая I для этого типа государственного герба стало размещение на крыльях орла шести гербов (по три на каждом крыле) главных земель, входящих в состав Российской Империи и первыми упоминаемых в императорском титуле: Казанского, Астраханского, Сибирского (на правом крыле), Польского, Таврического и Финляндского (на левом крыле).



Второй тип государственного герба – предназначенный главным образом для использования в военной символике и декоративных целях – представлял собой вид двуглавого орла, вошедший в употребление при Александре I: черный двуглавый орел с золотыми глазами, клювами и лапами, имел расправленные и направленные вниз крылья, венчался одной золотой императорской короной, имел на груди красный щит с серебряным всадником в синем плаще – Святым Георгием, поражающим копьем черного дракона, а в лапах – меч (или меч и молнии) и лавровый венок.

  Оба типа государственного герба, установленные при Николае I, использовались до конца существования Российской Империи. При этом первый тип (орел с поднятыми крыльями) получал все большее распространение как основной, официальный вариант герба, а второй получил наибольшее распространение в символике государственных ведомств, прежде всего – армии и флота.

  В конце царствования Николая I управление делами государственной геральдической политики было поручено барону Б. Кёне, оставивший крупный и своеобразный след в развитии русской геральдики, в частности государственной. Б. Кёне родился в Германии, окончил Берлинский и Лейпцигский университеты, обладал широкими, но во многом поверхностными знаниями в разных областях, в частности – и в геральдике. Энергия и служебное рвение, с которыми Кёне взялся за ведение геральдических дел в России, заслуживают уважения. Однако работу Кёне отличал сухой формализм, применение которого нередко приводило к потере старинных традиций, примечательных местных особенностей. Кёне возводил в абсолют геральдические правила и считал, что всякий герб, в чем-то отступающий от них, необходимо безжалостно корректировать, добиваясь точного соответствия теоретическим канонам. Однако, правила геральдики не являются застывшей непреложной истиной, общей для всего мира. Применение теоретических геральдических правил в каждой стране, каждой местной геральдической традиции имеет свои особенности. Геральдика только тогда остается действенной, действительно необходимой и практически полезной, когда она представляет собой разумное соединение теоретических начал, исторической традиции и требований повседневной практики применения геральдических знаков. Если выделять из этих трех составляющих главную, то скорее ей следует назвать историческую традицию, так как геральдические знаки (и в первую очередь гербы) не возникают на пустом месте, а складываются на основе труда и опыта многих поколений, имеют свою ценность и полезно выполняют свои функции именно потому, что они в течении многих лет и веков неизменно присущи своим владельцам. К сожалению, именно историческую традицию – особенно российскую геральдическую традицию – Кёне не признавал заслуживающей пристального внимания.


  Первым делом новый управляющий Гербовым отделением обратил внимание на государственный герб. По мнению Кёне, герб нуждался в совершенствовании с целью приведения его в соответствие с правилами геральдики. Необходимо было упорядочить законодательство о гербе. И, кроме того, была возрождена идея Павла I о создании большого герба Российской Империи, причем Кёне пошел дальше, предложив три вариации государственного символа: Большой, Средний и Малый гербы. Подготовленный Кёне и исполненный художником Александром Фадеевым новый рисунок Малого герба России был утвержден императором Александром II 8 декабря 1856 года. Данный герб имел новое художественное решение двуглавого орла, но, что существенно важнее, получил и новые геральдические характеристики. Основные элементы герба, в целом, сохранились. Было изменено количество щитов с земельными гербами на крыльях двуглавого орла: таких щитов стало восемь. На правом крыле помещались гербы Казанский, Польский, Таврический и соединенные в одном щите Владимирский, Киевский и Новгородский. На левом крыле – гербы Астраханский, Сибирский, Грузинский и Финляндский. Кроме того, был изменен разворот всадника на груди двуглавого орла: отныне Святой Георгий был направлен геральдически вправо (то есть влево для зрителя стоящего лицом к щиту). Вслед за тем, трудами Кёне был подготовлен целый ряд новых или усовершенствованных гербов и законодательных актов о них. 11 апреля 1857 года были Высочайше утверждены Большой, Средний и Малый гербы Российской Империи, гербы членов императорской фамилии, родовой герб императора, рисунки новых Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов для печатей, рисунки печатей для главных и низших присутственных мест и должностных лиц. В общей сложности одним актом 31 мая 1857 года утверждалось сто десять рисунков. Нововведения Кёне вызвали ожесточенные споры, но решения были приняты, законодательные акты вступили в силу и более чем на полвека – до 1917 года – государственный символ России сохранил те основные черты, которые были приданы ему в 1856-57 гг.

Период XIX – начала ХХ веков оставил нам богатейшее геральдическое наследие. В это время государственный герб проник во все сферы общественной жизни и количество его изображений стало неисчерпаемым. Двуглавого орла можно было встретить на законодательных актах и денежных знаках, на государственных регалиях и воинских знаменах, в оснащении военного и гражданского форменного костюма и декоре архитектурных сооружений, в произведениях ювелирного, декоративного и художественного искусства, на клеймах и промышленных знаках, в оформлении книжных изданий и на вывесках питейных заведений. Многочисленность изображений государственного герба, традиция свободного творчества при их создании привели к формированию особого направления в изобразительном искусстве – геральдического художества, которому отдали дань многие крупнейшие художники конца XIX – начала ХХ веков: И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, Г.И. Нарбут, А.М. Васнецов и другие.


  Судьба России трагически переменилась в 1917 году. Февральская революция, которую многие приветствовали, видя в ней лишь изменение устаревшего порядка государственного управления, на самом деле открыла путь к крушению нашей страны, уничтожению всех вековых достижений российской государственности, культуры, экономики и общественного развития.

  Всякая революция прежде всего стремиться утвердиться на символическом уровне. Вопросы символики в революционные периоды становятся принципиально важными, от них в буквальном смысле слова зависят жизнь и смерть бессчетного множества людей. Первые же недели февральской революции 1917 года породили неслыханную прежде «войну символов»: победа революции понималась многими прежде всего как победа над старой Россией и ее символикой. Началось повсеместное уничтожение российских государственных гербов и других геральдических знаков, неразрывно связанных с прежней страной. Так, например, в армии и на флоте знаком старой России были сочтены погоны: снятие погон знаменовало принятие революции. И огромное количество российских военных – прежде всего офицеров, для которых погоны служили символом воинской чести – пострадало и погибло от рук бесчинствующей толпы, безжалостно истреблявшей тех, кто не желал расстаться с погонами по своей воле. На правительственном уровне вопросы государственной символики были поручены ведению созданного и возглавленного писателем А.М. Горьким Особого совещания по делам искусств. При совещании была образована специальная подкомиссия для разъяснения вопроса о государственном гербе. Возглавил подкомиссию А.М. Горький, в ее состав вошли искусствоведы А.Н. Бенуа, художники Н.К. Рерих и И.Я. Билибин, крупнейший исследователь геральдики В.К. Лукомский. После жарких дебатов, комиссия приняла решение, что временноо государственным символом России следует сохранить двуглавого орла, но в новом художественном решении и геральдическом наполнении. Рисунок исполнил И.Я. Билибин и на основе этого рисунка были созданы печать Временного правительства, изображения на денежных знаках и иных официальных бумагах 1917 года.

  Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Он представлял собой двуглавого орла, в дизайне напоминавшем изображение на печати 1497 года. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы, щита со Святым Георгием, ордена Андрея Первозванного, титульных гербов на крыльях), не имел цветового решения. Не существовало описания этого символа и правил его использования. Тем не менее, новый символ получил довольно широкое распространение. Даже после свержения временного правительства в октябре 1917 года и узурпации власти большевиками, активно пропагандировавшими собственную символическую политику, двуглавый орел продолжал использоваться на печатях органов большевистского правительства и в символике (в частности, на знаменах) некоторых частей Красной армии до июля 1918 года.