Файл: Византийская символика в истории Российского государства.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другим важным органом публичной власти были димы –организации свободных граждан Константинополя, объединявшиеся поквартально. Димы, в свою очередь, составляли партии, которые имели возможность публичной деятельности на ипподроме. Константинопольский ипподром, вмещавший 60 тыс. человек, был особым политическим институтом; скачки здесь лишь заполняли паузы между решением важнейших политических вопросов. Здесь сообщалось об объявлении войны и заключении мира; здесь оглашались новые законы; здесь возвещалось о смерти императора и называлась кандидатура преемника. Собравшийся народ выражал свое одобрение аккламациями, или аплодированием; если же народ был не согласен, то выражал свое отрицательное мнение криком и топаньем ног.
В этом своеобразном византийском парламенте действовали четыре партии: венеты(синие), прасины (зеленые),левки(белые) и русии(красные). К первой принадлежала аристократия, ко второй относились представители финансово-предпринимательских слоев, а к третьей и четвертой – остальные граждане столицы.
Наибольшего влияния организации димов и партии достигли в VI в. В 517 г. умер император Анастасий, не оставивший преемников. Один из его племянников был представлен синклитом как кандидат на престол. Однако народ, собравшийся на ипподроме, провалил эту кандидатуру и провозгласил императором Юстина, выходца из бедной крестьянской семьи, не умевшего ни читать, ни писать. Юстин вызвал из родной деревни племянника, дал ему имя Юстиниан, усыновил, а затем объявил соправителем.
Юстиниан получил прекрасное образование и большой опыт государственных дел. В 527 г. скончался Юстин, и Юстинианс одобрения большинства народа был провозглашен императором. Однако в 531 г. против него было поднято восстание, получившее название Ника, то есть «Побеждай!». Восставшие заняли ипподром, объявили о низложении Юстиниана и назвали альтернативным императором Ипатия, племянника Анастасия. Столица была охвачена взрывом насилия. Оставшиеся под контролем Юстиниана гвардия и провинциальная армия начали занимать квартал за кварталом, пока не блокировали восставших на ипподроме
. В ходе заключительной операции погибли 30 тыс. человек; Ипатийбыл казнен.
В дальнейшем роль ипподромауменьшалась и свелась к официальным церемониям чествования императора и членов его семьи. Функция димов постепенно ограничивалась участием в народных празднествах, процессиях, публичных встречах дипломатических миссий и в прочих официальных акциях. Правда, и в дальнейшем отмечалось не только преклонение народа перед величием императорской особы, но и взрывы негодующего отношения к императору, когда народ забрасывал его во время шествий грязью и тухлыми яйцами.
С VII в. в Византии сформировались ведомства центрального управления, так на-
зываемые логофисии. Существовали логофисия геникона, ведавшая налогообложением; логофисия стратиотикона, руководившая делами армии; логофисия дрома, занимавшаяся дипломатией, почтой и разведкой; логофисия идика, ведавшая имуществом императора. Возглавляли ведомства логофеты.
Одновременно с усилением центральной власти происходил переход к новой системе управления провинциями. С VII в. начали создаваться военно-административные округа – фемы. Главой фемы император назначал стратига, который соединил в одном лице административные и военные полномочия. Он обязан был обеспечить сбор налогов, действие имперского законодательства, функционирование военной организации. Стратиг обеспечивал набор новобранцев, устанавливал порядок призыва стратиотов – крестьян, обязанных военной службой и получавших в качестве вознаграждения стратии – земельные участки. В дальнейшем должность стратига становилась наследственной, что являлось фактором сепаратизма.
Особый византийский таксиспредопределяло православие. Имея общехристианские истоки, православие весьма существенно отличалось от католицизма уже в IV – V вв. Православная церковь не обладала политической и экономической самостоятельностью, не имела земельной собственности, сопоставимой с императорской. Патриархи православной церкви не оспаривали прав на верховную власть в империи, не претендовали на суд над императорами. Православные иерархи придерживались принципа симфонии, то есть согласия между патриархатоми империей. Православная церковь характеризовалась большей степенью свободы и демократичности в отличие от католической. В православии допустима автокефалия– самостоятельность национальных церквей. Наряду с патриархом Константинопольским были патриархи Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский. Впоследствии образовались автокефальные церкви на Кавказе, Балканах, Руси. В православии допускался перевод священных книг на национальные языки, разрешалось богослужение на местных языках. Духовенство не отделялось от мирян непроходимой гранью. Священники и миряне получали одинаковое причастие хлебом и вином. Низовое духовенство могло избираться и сохранять узы брака; безбрачие стало практиковаться только с X
в. для священников, начиная с епископского ранга.
Православная церковь имела совершенно иные организационные основы. В православии всегда признавалось безусловное верховенство соборов. Именно соборы принимали догматы православного учения, канонические нормы; соборы избирали и низлагали патриархов, вершили суд над иерархами. Патриарх считался исполнителем соборной воли. Православная церковь никогда не присваивала себе привилегии распределять божественную благодать посредством продажи индульгенций, как это было принято на Западе, не присваивала себе права оценивать верующих, достойны они Рая или Ада.
Православная церковь опиралась на иные догматы. В православной доктрине иначе трактовался принцип омоусиа, равносущности трех ипостасей Бога. Бог-Отец считался породившим Бога-Сына, старшим и высшим по отношению к нему. Идея первенства Бога-Отца упрочилась в IX в. в ходе споров об исхождении Святого Духа. Было признано, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. Этот догматический монизм не в последнюю очередь повлиял на политический монархизм. Подобно тому как в небесном мире всем правит один Бог-Отец, так и в земном мире должно править одно лицо – император. Поэтому в иконографии Бог-Отец изображался с атрибутами монарха. Православие не признавало чистилища, военно-монашеских орденов. Оно было более терпимо к другим монотеистическим религиям, не подвергая их представителей гонениям и уничтожению.
В VIII в. в Византиипо инициативе императоров Исаврийской династии началось иконоборчество, или, по-византийски, иконокласм. Иконы были объявлены пережитками идолопоклонства; было сочтено, что Бог неизобразим, иконный образ – мнимый, вводящий в заблуждение. Иконы подлежали уничтожению, священники, защищавшие их, подвергались репрессиям. В течение 100 лет продолжались эти гонения. За это время в православном богословии было разработано учение об архетипе. Иконный образ, выполненный в соответствии с каноном, стал рассматриваться как символ, имевший мистическую связь с божественным первообразом, архетипом. Особый вклад в это учение внес Иоанн Дамаскин. Оно сыграло решающую роль в восстановлении почитания икон, или иконолатрии по-византийски.
Специфика Византийского таксиса в немалой степени обуславливалась экономикой. Ее основой была частная собственность, чем Византия резко отличалась от Востока и от современного ей Запада. Существенное место в экономике занимала государственная собственность, предопределившая особую роль государства. Однако император никогда не был верховным собственником всех земель империи. Другим фундаментальным отличием византийской экономики было продолжающееся развитие городских ремесел и торговли. В Византиине наблюдалось упадка городской жизни и аграризации, как на Западе. В городских эргастерияхпроизводили самые изысканные шелковые и парчовые материи, предметы роскоши и украшения. В столичных ремесленных мастерских работали лучшие ювелиры, мозаичисты, эмальеры, художники. Вершины подлинного искусства достигли византийские керамисты и стеклоделы. Изделия византийских мастеров пользовались огромным спросом во всем мире и выступали недосягаемыми образцами. В Византиибыла исключительно развита международная торговля. Византийские купцы состояли в обмене с Индией и Китаем, Цейлоном и Аравией, с Эфиопией и Ливией, с Ираном и Согдианой, византийские купцы достигали Британии и Скандинавии. Многие достижения коммерческой техники впервые появились именно в Византии, например, «летучие письма», или вексель. В Византиина протяжении почти тысячи лет имела хождение золотая монета – солид, впоследствии – иперпир. Ее весовой стандарт повлиял на становление итальянской золотой монеты.
Византия пережила за свою более чем тысячелетнюю историю несколько периодов тяжелейших спадов и блестящих подъемов. Первый кризис империя пережила в VII в., лишившись Северной и Средней Италии в результате лангобардского завоевания, утратив Сирию, Палестину, Египет, Месопотамию в результате арабских вторжений. С середины VIII в.Византия начала восстанавливать свою государственную мощь, возвратив многие занятые арабами территории; началось Македонское Возрождение.
В XI в. новую угрозу империи создали турки-сельджуки. В 1071 г. они уничтожили византийскую армию в битве при Манцикерте, взяли вплен императора Романа IV Диогена и беспрепятственно двинулись на Константинополь. Алексей I Комнин, пришедший
к власти в результате переворота, обратился за помощью к христианским государям Запада. Он смог использовать в интересах Византии потенциал Крестовых походов, вытеснил сельджуков из Святых земель. Начался новый подъем византийского государства; наметился новый расцвет культуры, названный историками Комниновским Возрождением.
В конце XII в. на империю обрушился очередной кризис, связанный с активизацией сельджукской экспансии. В 1176 г. Византия потерпела поражение в битве при Мириокефале, лишившись владений в Киликии, Армении и на Восточном побережье Средиземного моря. Из состава империи стали выходить обретавшие самостоятельность народы. Так возникло в 1187 г. Второе Болгарское царство, обрела независимость Сербия. Ситуация осложнилась внутриполитическим кризисом, дворцовыми переворотами. В дело вмешались римский папа и монархи Западной Европы. IV Крестовый поход изменил свое направление, и последней его целью стал Константинополь. В 1204 г. столица Византиибыла штурмом взята крестоносцами, произошел раздел империи. На востоке образовалась Трапезундская империя во главе с династией Великих Комнинов. В Малой Азии возникла Никейская империя, объявившая себя правопреемницей Византии. Эти притязания мотивировались авторитетом Никеи как места Вселенских соборов и места пребывания константинопольского патриарха.
В 1261 г. никейскому императору Михаилу VIII Палеологу удалось овладеть Константинополем и восстановить Византию. Начался последний подъем Византийской империи. В культуре получило развитие Палеологовское Возрождение.
С конца XIV в. Византия оказалась перед лицом еще большей опасности – завоеванием турками-османами. Уже к началу XV в. османы заняли Балканы, Болгарию и другие земли Юго-Восточной Европы и Малой Азии. Однако в 1402 г. османы потерпели неожиданное поражение от монголов Тимура в битве при Анкаре, что отсрочило штурм Константинополя. 29 мая 1453 г. столица Византии была взята Мехмедом II. Византийская история, начавшись правлением Константина, Константином же и закончилась.
2.2 Византийская символика
Знамена применялись у многих древних народов по всему миру – от древних китайцев до персов. Знамя служило в качестве военного значка, облегчающего управление войском. Одним из древнейших военных значков у римлян был орел. В I в. н. э. императором Траяном было введено императорское знамя из ткани, выкрашенной в пурпурный цвет, которое имело форму дракона. Этот знак укрепился, только другого цвета, в качестве одного из подразделений римского легиона – когорты. Конные подразделения римлян также имели либо дракона, либо вексиллумы. Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок ткани пурпурно-красного цвета, который крепился на древке. Вексиллум мог являться и штандартом полководца, который водружался на кануне битвы.