Файл: Византийская символика в истории Российского государства.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[Византийская символика в истории российского государства] | 23 декабря, 2008 |
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Ульяновский Государственный Технический Университет
Кафедра истории и культуры
Византийская символика в истории Российского государства
Выполнила
Студентка ЗВФ гр. БАз-11
Филянина Я.А.
Научный руководитель
Кандидат исторических наук
Петухов В. Б.
Ульяновск 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Византия в истории Российского государства
1.1 История Византии…………………………………………………………………………………………….6
1.2 Византийская символика…………………………………………………………………………………12
Глава 2. Государственная символика России
2.1 Понятие государственной символики…………………………………………………………….14
-
История создания российского герба……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………………………………………..…..36
Список литературы………………………………………………………………………………………………..38
Введение
Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики - герба, флага, гимна. Они, являясь символами государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур. Государственные символы - национальный герб, флаг, гимн играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.
Особый интерес представляет история складывания российской национально-государственной символики, отражавшей историю эволюции Российского государства. Начало появления первого из государственных символов - герба совпало с окончательным этапом формирования Российского централизованного государства в конце XV - начале XVI веков, в правление Ивана III. Российский государственный флаг появился позже — в первой четверти XVIII века и был связан с реформаторской деятельностью Петра Великого. Появление официального государственного гимна относится к XIX веку. Дальнейшая эволюция российской государственной символики, особенно в XX веке, сопровождалась острой политической борьбой вокруг их содержания, что оказывало серьезное влияние на российское общество, его социальное и духовное самочувствие. В течение длительного времени (после 1917-го года и до 1990-х годов) национально-государственная российская символика была подвергнута забвению, ее место заняли другие символы, олицетворявшие иные задачи государства. Только в начале 1990-х годов с воссозданием суверенного Российского государства стала воссоздаваться национально-государственная символика России как самостоятельного государства.
Только на рубеже XX-XXI веков Россия обрела, наконец, государственную символику в виде государственного герба, флага и гимна, хотя их принятие и утверждение не обошлось без политических дискуссий, противостояний, борьбы различных социально-политических партий и движений. Государственная символика знаменует обретение государством не только определенных внешних форм, что важно само по себе как этап в завершении становления государственности, но и внутреннего содержания, подчеркивающего стратегию в реализации политического курса, в преемственности историко-культурных традиций народа, проживающего в данном государстве. Особо важно использование государственной символики в воспитании подрастающего поколения, воспринимающего в ходе воспитательного процесса атрибуты государства, государственной власти, их специфику в сравнении с другими государствами.
Государственная символика несет в себе отпечаток эволюции национально-государственной идеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества. Не случайно на гербах отдельных государств-княжеств изображались реальные животные, символизирующие силу, храбрость, отвагу (лев, медведь, олень, орел, сокол, конь, рысь и многие другие). Изучение причин появления национально-государственной символики позволяет исследователю более целостно, полно представить историю развития государства, изменения в политическом курсе, уровень культуры, идеологию и т.д. Законодательное закрепление символов способствовало организационному и идейно-политическому укреплению государства, росту его международного авторитета. Необходимость изучения национально-государственной символики вызвана также таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и т.д.
Не менее значимую роль играет государственная символика в международной политике, во взаимоотношении России с другими странами. И речь идет не только об официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использование государственной символики (подъем государственного флага, исполнение государственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей - представителей разных государств.
Что же такое символ, каково содержание этого весьма сложного социально-философского понятия? Французский исследователь Жюльен Надя так определяет данную категорию: «Символ - это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния». В новой философской энциклопедии категория «символ» определяется как «знак, который связан с обозначаемой им предметностью так что а) предмет не может быть дан иначе, чем посредством другого знака — символа, б) знак — символ не может выражать другую предметность, оставаясь при этом самотождественным, в) знак - символ является не только средством указания на предмет, но также и источником смысла (в предельном случае - единственным), г) интерпретация знака - символа не допускает конечных процедур и однозначной «расшифровки», но в то же время предполагает существование конкретного смысла и исключает произвольность толкования». Данный подход полностью соотносим с государственной символикой, где знак-символ непосредственным образом связан с предметом, который он отражает, обозначает, и опосредован историческим процессом путем накапливания в символе определенного социально-исторического содержания, социально-политического опыта государства.
Таким образом, государственная символика играет далеко не последнюю роль в становлении суверенного государства, в консолидации общества на основе национальных традиций, в укреплении государственной власти, в воспитании подрастающих поколений, в расширении и укреплении международных позиций государства. Избранная в качестве исследования тема является актуальной в исторической науке. Подробнее как часть государственной символики изучим историю создания герба Российской Федерации.
Глава 1. Византия в истории Российского государства.
-
История Византии
Византийское общество по-разному характеризовалось в истории. Известный русский ученый В.С. Соловьев считал Византию азиатской деспотией, основанной на рабстве подданных. Французский исследователь А. Гийу предпочитал говорить о византийской цивилизации, оценивая это государство в привычных для Запада понятиях. Некоторые византинисты утверждают мысль о существовании в Византиинеписаной конституционной монархии. Английский историк Д. Оболенский высказывал идею уникальности политического устройства Византии,
отличавшегося и от Запада, и от Востока, называя его «Византийским содружеством государств». Мы будем обозначать это полиэтническое государственное образование, основанное на верховенстве православия, «Византийский таксис», то есть византийский порядок. По моему мнению, такой подход гарантирует неоправданный перенос европейских характеристик на Византию.
Необходимо также напомнить, что понятия «Византия», «Византийская империя» не являются самоназваниями. Они возникли только в XIX в., будучи образованными от названия древнегреческой колонии Византий на европейском берегу Босфора, на месте которой в 324 – 330 гг. возник Константинополь, столица новой империи. Правители Константинополяназывали свою империю «Римской», или по-гречески «Ромейской». Подданные считали себя «римлянами», или «ромеями».
В состав Византиивходили Балканы, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, частично Месопотамия, Армения, острова Эгейского моря, приморская территория Крыма и Кавказа. В V в. добавились отдельные районы Аравии, Далмация, Иллирик. В VI в., время наибольшего могущества империи, ее власть распространилась на Италию, Северную Африку и на средиземноморскую Испанию. Впоследствии границы империи будут непрерывно сокращаться.
Говоря о хронологии, исследователи порой утверждают, что Византия – единственное государство, даты основания и гибели которого точно известны. В 324 г. был заложен первый камень в основание Константинополя. 30 ноября 330 г. произошло торжественное открытие новой столицы империи. Эта дата и может считаться начальной в истории Византии. Просуществовало это государство более тысячи лет и пало в результате турецкого завоевания 29 мая 1453 г.
Населяли Византиюсамые различные народы, отличавшиеся по языку, культуре и даже религии. Здесь жили иллирийцы и греки, сирийцы и армяне, евреи и грузины; здесь находились отдельные славянские и германские племена; позднее, с VIII – IX вв., появятся арабские и тюркские племена. До VII в. официальным языком империи являлся латинский, на котором велись судопроизводство и делопроизводство; латинские надписи сопровождали печати и монеты империи. С VII
в. утвердился греческий язык, который специалисты называют среднегреческим, или византийским.
Византия во многом являлась продолжением Римскойимперии. В ней были римские должности – император, сенаторы, консулы, преторы, префектыи др. Сохранялись римская военная организация, римская налоговая система. Римское право оставалось действующей системой. В то же время Византияоказывалась качественно иным образованием, основанным на православии.
Во главе Византиистоял император, который с VII в. стал называться автократором, то есть самодержцем. Он считался правителем «милостью Божией». Правда, «милость Божия» не прямо нисходила на государя от Бога, но косвенно, опосредованно, через волеизъявление народа. Считалось, что если различные по этнической принадлежности, языку и религии народы приходят к единому мнению по поводу кандидатуры государя, то это мнение внушено Богом. То есть автократор по существу избирался. Поэтому автократором мог стать человек любого звания, любой этнической принадлежности, но непременно православный. Государь выступал в роли агонотета, то есть третейского судьи, который должен беспристрастно разбирать споры между народами.
Правитель имел особые знаки достоинства, инсигнии: диадему, то есть двойную корону с православным крестом посредине, скипетр, державу, красный плащ с двуглавыми орлами, красные сапожки и мешочек с землей – акакию, который должен был напоминать о «голосе земли» во время выборов.
Государь считался главой не только светской, но и церковной власти. Поэтому он мог созывать церковные соборы, председательствовать на них, предлагать и отклонять кандидатуру патриарха, менять церковную организацию и даже церковное учение. Поэтому автократор изображался на иконах как Святой, с нимбом над головой.
Высшими органами государственной власти в Византии были сенат, получивший с VII в. название синклит, и государственный совет, или иначе – консисторий. Синклит состоял из 2000 человек. Возглавлял его проэдр, позднее эпарх. Последний обладал особыми привилегиями и мог отстаивать перед лицом императора интересы синклита и народа. Синклит играл особую роль в обеспечении преемственности императорской власти. В силу того, что в Византии никогда не существовало закона о престолонаследии, император называл в присутствии членов синклита своего преемника, объявлял его своим соправителем; этот торжественный акт сопровождался принесением присяги, гарантируя последующее восхождение соправителя на престол.