Файл: Индивидуальное предпринимательство (Общая характеристика индивидуальной предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– отсутствие необходимости в крупных вложениях;

– возможность формирования естественной конкурентной среды;

– способность к установлению рыночного равновесия;

– гибкое реагирование на быстро изменяющиеся экономические условия.

В 2016 году было зарегистрировано рекордное значение показателя, характеризующего количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. По сравнению с 2014 годом этот показатель вырос на 35%. По данным самого масштабного исследования предпринимательской активности в мире – Глобального мониторинга предпринимательства (GlоbаlЕntrеprеnеurshipMоnitоr, GЕM), объявленным 6 февраля 2017 года в Куала-Лумпуре, 6,3% взрослого трудоспособного населения России вовлечены в создание и управление новыми компаниями[24].

«Доля взрослого трудоспособного населения, вовлеченного в создание и управление новыми компаниями с одной стороны, увеличение доли взрослого трудоспособного населения, вовлеченного в создание и управление новыми компаниями, показывает гибкость рыночного поведения, которое способствует выживанию и развитию малого бизнеса в стране. С другой стороны, чтобы обеспечить стабильность данной тенденции, необходимо дать возможность малым предприятиям осуществлять активную предпринимательскую деятельность[25]. На сегодняшний день можно выделить ряд проблем, препятствующих развитию сферы малого бизнеса.

1. Дефицит оборотных средств. Финансовые ресурсы формируют базу для функционирования предприятия. В связи с этим недостаток как собственных, так и заемных средств негативно сказывается на развитии бизнеса[26]. Следует сказать об отсутствии финансовой поддержки со стороны банковского сектора. Для предприятий малого бизнеса устанавливаются, как правило, высокие проценты кредитования с залогом, многократно превышающим стоимость самого кредита, что непосильно большинству предпринимателей данного сектора (отсутствие необходимого обеспечения).

2. Высокий уровень налогообложения. Несмотря на введение упрощённой системы налогообложения (УСН) и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД), многие предприниматели выделяют уровень налогообложения в качестве одной из ключевых проблем развития малого бизнеса. Во-первых, система налогообложения в России сложно структурирована. Большое количество схожих налогов, отчислений, сборов и акциз приводит к большому количеству ошибок бухгалтерии. Во-вторых, постоянные изменения нормативных документов наравне с отсутствием одновременного внесения уточнений в бюджеты делают налогоплательщиков бесправными.


3. Доступность выполнения государственных заказов. Малый бизнес является одним из тех секторов, в наибольшей мере удовлетворяющих часть государственных нужд, которые для крупных предприятий не представляют никакого интереса. «Однако наличие коррупционных схем и барьеров, например, необходимое условие – уставный капитал в размере 20-30 млн. руб. или длительность функционирования предприятия – 15-20 лет (что фактически невозможно для малого бизнеса), затрудняет получить даже самый минимальный государственный заказ»[27].

4. Высокая стоимость аренды нежилых помещений. Высокие цены аренды нежилых помещений можно выделить в качестве еще одной актуальной на сегодняшний день проблемы для малого бизнеса. «Отсутствие подходящих для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений негативно сказывается на развитии как производственного, так и инновационного предпринимательства. Причем данный дефицит испытывают как начинающие предприниматели, так и успешно функционирующие на рынке предприятия»[28].

Для того чтобы малый бизнес продолжал свое развитие и положительно влиял на экономику страны, необходимо искать решения существующих проблем, но, несмотря на данные проблемы в современной России продолжается активное развитие малого предпринимательства в качестве одного из наиболее важных элементов системы. «В результате проводимой политики со стороны органов власти, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства, малый бизнес в настоящее время представляет собой развивающееся направление экономики, обеспечивающее решение экономических и социальных задач»[29].

Основные направления действующей политики по поддержке малого и среднего предпринимательства следующие:

 субсидирование открытия бизнеса;

 льготное кредитование;

 предоставление специальных лизинговых схем;

 бюджетное софинансирование приобретения основных средств.

 развитие взаимодействия между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупными предприятиями.

 поддержка производственных, инновационных проектов субъектов малого и среднего бизнеса через консалтинговое сопровождение инновационных проектов в целях получения федеральных средств на их реализацию, субсидирование их затрат на сертификацию в соответствии с российскими и международными стандартами, осуществление патентной защиты;


 развитие программы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

 реализация программы предоставления поручительств (гарантий) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит повысить доступность кредитов для малого и среднего бизнеса, сохранить или расширить свое дело, и соответственно сохранить действующие и создать новые рабочие места.

Таким образом, данные направления постоянно развиваются и совершенствуются с целью обеспечения стабильности развития субъектов малого бизнеса в современной России.

В 2016 году, например, вышло постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 года № 719 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»[30] об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП) к закупкам компаний с государственным участием.

«Согласно этому документу Правительство увеличило пороговые значения размера закупки, при которых заказчик вправе или обязан осуществлять покупку у компаний малого и среднего бизнеса. Доступ к госзакупкам дает представителям МСП возможность дополнительно развиваться, инвестировать в рост производств, и, следовательно, успешно конкурировать с крупными компаниями»[31].

Распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года от 02 июня 2016 года № 1083-р. Целью стратегии является развитие сферы МСП как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, – социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. «Предполагается, что Стратегия позволит к 2030 году увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), т. е. примерно к уровню ряда развитых стран. Их оборот должен вырасти в 2,5 раза»[32].

В качестве заключения, можно сделать вывод, что, несмотря на существующие проблемы, развитие малого бизнеса является одним из важных вопросов, решаемых на уровне Правительства страны, а, следовательно, для предпринимателей будут открываться новые возможности для успешного ведения бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив особенности деятельности индивидуального предпринимателя, и определив пробелы законодательства в этой сфере предлагаем следующие пути решения:


На данный момент в гражданском законодательстве России отсутствует конкретный перечень гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя, который содержался бы в одном нормативно-правовом акте. Поэтому считаем нужным принять закон «Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации», который содержал бы в себе все необходимые нормы касающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

В области налогообложения малого и среднего бизнеса в Российской Федерации предлагаются следующие решения:

1. Наделение налоговых органов функцией агента по сбору страховых платежей в государственные внебюджетные фонды. В целях сокращения издержек предпринимателей на взаимодействие с различными органами власти и государственными внебюджетными фондами предлагается проработать вопрос о наделении налоговых органов функцией агента по сбору страховых платежей в государственные внебюджетные фонды.

2. Совершенствование порядка разблокировки счетов при наличии задолженности по налогам и сборам у предпринимателей. Платежи по налогам являются приоритетными, поэтому при поступлении средств на расчетный счет налоговые платежи по инкассовым требованиям списываются в первую очередь, в связи, с чем необходимость в дополнительной блокировке счета отсутствует. Более того, на снятие блокировки счета может уходить от 5 до 10 дней, в течение которых средства на счете остаются заблокированными, а предприятие вынуждено изыскивать дополнительные средства для расчетов с контрагентами.

3. Предоставление отсрочки по уплате налогов субъектами предпринимательской деятельности с целью исключения возможных банкротств. С учетом существующей макроэкономической ситуации предлагается упростить действующие процедуры предоставления отсрочек по уплате налогов в случае, если их выплата может привести к банкротству предприятия.

4. Снижение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Значительный объем финансовой нагрузки на малый, и средний бизнес составляют взносы в государственные внебюджетные фонды. Здесь необходимо отметить, что снижение страховых вносов — это всегда выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов, которые необходимо компенсировать за счет средств федерального бюджета.

5. Обеспечить возможность включения расходов, понесенных индивидуальными предпринимателями на собственное обучение, в состав экономически обоснованных затрат.

6. Провести инвентаризацию неналоговых платежей с целью исключения избыточной и неэффективной их части.


7. Продолжить работу в части развития и совершенствования электронных каналов самообслуживания налогоплательщиков, популяризации онлайн сервисов налоговой службы.

Кроме этого, в целях создания дополнительных стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к реализации мер по поддержке малого и среднего предпринимательства предлагается:

– рассмотреть вопрос о передаче в бюджеты субъектов Российской Федерации дополнительного норматива отчислений от налога на прибыль в размере 2%;

– закрепить на долгосрочной основе норматив отчисления в местные бюджеты налога, уплачиваемого в рамках применения упрощенной системы налогообложения;

– установить дополнительные отчисления в бюджеты муниципальных образований по налоговым поступлениям, уплачиваемым малыми и средними предприятиями, в размере фиксированного процента от прироста таких поступлений в отчетном периоде.

Но хотелось бы, и отметить действия Правительства РФ, которое предпринимает попытки улучшить область предпринимательской деятельности, а именно, оно утвердило «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» от 02 июня 2016 года № 1083-р. Будем надеяться, что данная стратегия уже в ближайшее время принесет свои плоды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (часть I). – Ст. 3431.

  1. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 1 (часть I). – Ст. 30.