Файл: Развитие читательских умений у младших школьников при изучении художественной литературы Аннотация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тарасова Екатерина Андреевна

Развитие читательских умений у младших школьников при изучении художественной литературы

Аннотация. В статье рассматриваются читательские умения их развитие у младших школьников при изучении художественной литературы.

Ключевые слова: художественная литература, читательские умения, младшие школьники.
Проблема полноценного чтения находится в зоне особо пристального внимания российского сообщества. Новые образовательные стандарты, положенные в основу развития современного начального образования, ставят перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, творческой, эстетически развитой, активной и самостоятельной. В решении этой проблемы важнейшую роль играет литературное чтение, функциональные основы которого закладываются в начальной школе. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. [1, с.39]

Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Он является мудрым наставником. И народ жив до тех пор, пока жив народный язык в его устах. И действительно, знания, которые получают дети при чтении об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка. [6, с.24]


Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности.

Ребенок не может стать читателем сразу же, с первых уроков. Для того, чтобы все читательские умения формировались комплексно, им сначала ребенка необходимо научить. На начальном этапе литературного образования особое внимание необходимо уделять формированию навыку чтения. Овладение этим навыком происходит в процессе анализа произведения, с помощью многократного возвращения к тексту. Совершенствованию навыка чтения способствует изменение мотивации деятельности ребенка: чтение на уроке литературы происходит не ради самого процесса чтения, как это было в период обучения грамоте, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, для этого обучающиеся должны знать основные жанры литературы, им легче будет понять и осмыслить такие произведения как стихотворение, басня, поэма, рассказ, повесть и т.д.

Тексты для чтения, которые предлагаются ученикам начальной школы, должны подбираться с учетом специфики целей и содержания литературного образования. На первых уроках ребенок должен работать с произведениями, в которых идея выражена с помощью минимума художественных средств, с элементарной фабулой, простейшей композицией, однозначным авторским отношением, и очень маленькими по объему. В то же время художественные тексты должны быть интересны детям, доступны по идейному содержанию, а также содержать яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому.

В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируются частные читательские умения. Нельзя освоить идею произведения, если не воссоздать в воображении образ персонажа

, не заметить портретной характеристики героя, его переживаний, выраженных с помощью описания природы, изображения мимики, жестов, если не понять мотивов поступков героя. Поэтому читательские умения невозможно формировать поочередно, отрабатывая отдельные операции, обучая школьников определенному алгоритму действия.

Рассмотрим частные читательские умения.

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Основой для верного восприятия и оценки выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста. Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л. Я. Гришиной «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования». Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.


4. Умение целостно воспринимать образ персонажа в эпосе, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что, изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого-либо вопроса.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.

В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины, умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.


Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы. Развитие речи на уроках чтения – система речевых умений.

Итак, можно сделать вывод, что читательские умения формируются на всех этапах литературного образования, поскольку являются основой читательской и речевой деятельности школьника. С переходом учащихся на следующую возрастную ступень эти умения будут совершенствоваться, прежде всего, за счет того, что усложнится объект восприятия и создания – текст, что потребует более глубоких знаний, совершенствования операционной стороны умений, но сами умения не потеряют своей ведущей роли. Расширение кругозора детей потребует введения новых умений, связанных с восприятием произведения в контексте творчества автора, эпохи его создания, литературного направления.

Литература

  1. Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой [Текст] / Н.Е. Колганова // Начальная Школа. – 2013. – №3.– с. 38-42.

  2. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т.И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 468 с. — (Высшее образование).

  3. Светловская Н. Н.  Детская литература в современной начальной школе : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 193 с. — (Профессиональное образование). 

  4. Светловская Н. Н.  Методика обучения творческому чтению : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. —Текст : электронный.

  5. Светловская Н. Н.  Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 218 с.

  6. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики. 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2020 – 304 с.