ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фиаско рынка - это ситуация, при которой рынок не в состоянии управлять процессами экономического выбора для эффективного использования ресурсов.
Источниками провалов рынка являются экономические циклы, инфляция и циклическая безработица, так как они создают неблагоприятную экономическую среду для координации действий продавцов и покупателей отдельных товаров и факторов производства.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:
- недостаточная конкуренция;
- несовершенная (асимметричная) информация;
- внешние эффекты;
- общественные блага. Рассмотрим их подробнее.
Недостаточная конкуренция
В рыночной экономике всегда возникают монопольные структуры, ограничивающие свободную конкуренцию и вход на рынок. В монополии фирма выбирает более выгодное сочетание цены и объема производства, но, как правило, этот объем производства не достигает того уровня, которого она могла бы достичь в условиях безупречной конкуренции. Это приводит к неоптимальному использованию различных ресурсов. Все это приводит к искусственному сокращению производства для поддержания высокой цены, и как следствие - негативным последствиям для общества в целом.
Асимметричная информация - это разница в информации, доступной экономическим агентам при совершении сделок на рынке.
Асимметрия информации характерна для образования и здоровья. Потребитель не имеет контроля над производителем, так как он принимает решение до предоставления услуги. Если производитель ориентируется только на прибыль и не несет ответственности за свои действия, то распределяются самые дорогие и не всегда эффективные услуги. Часто проблема симметрии информации может быть решена на основе репутационного анализа, но это не всегда надежно. Поэтому иногда необходимо вмешательство государства в виде лицензирования, контроля за производством и маркетингом определенной продукции.
Способность государства смягчить асимметричную информацию путем распространения информации, в которой нуждаются потребители, помогает предотвратить вводящую в заблуждение информацию. Важную роль играет законодательство о защите прав потребителей. Предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, инвестиционных и страховых рисках, государство формирует общественное благо - информацию, которая доступна каждому экономическому агенту.
Внешние факторы
В условиях рынка экономическая деятельность всегда затрагивает интересы не только участников, но и других людей. Отрицательный внешний эффект возникает тогда, когда из-за производства и потребления одного предприятия снижается полезность других потребителей или уменьшается прибыль других предприятий. Наиболее очевидным примером является загрязнение окружающей среды промышленными выбросами и транспортными потоками, что существенно влияет на качество жизни других людей.
Обычно рыночный механизм сам по себе не в состоянии устранить внешние факторы, поэтому государство вынуждено вмешиваться при возникновении серьезных проблем.
Способы свести к минимуму негативные факторы:
-Навязывание законов и ограничений на государственном уровне тем фирмам, деятельность которых вызвала такие негативные внешние эффекты.
-Косвенные методы контроля путем налогообложения производителей, деятельность которых вызвала негативные внешние эффекты, что, в свою очередь, вынуждает их менять свое поведение.
Общественные блага - это товары и услуги, которые коллективно потребляются всеми гражданами. В то же время, за них можно не платить и нельзя ограничить их использование. Рынок не может решить проблемы производства этих товаров, потому что он не может согласовать затраты с уровнем выгод. Таким образом, общественные блага либо производятся в минимальных количествах, либо не производятся вообще. Поэтому финансирование производства чистых общественных благ является важнейшей функцией правительства.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные и созданные при их участии органы осуществляют управленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономической системы общества.
Главные цели ГРЭ
-
соблюдение экономической стабильности и создание условий для экономического роста и повышения эффективности; -
обеспечение экономической безопасности; -
предотвращение экономических кризисов; -
контроль уровня инфляции; -
создание условий для полной занятости населения.
Объекты и субъекты ГРЭ
Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.
Объектами государственного регулирования являются:
-
экономический цикл; -
отраслевая и региональная структура экономики; -
условия накопления капитала; -
занятость и цены; -
денежное обращение; -
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; -
условия конкуренции; -
состояние окружающей среды; -
внешнеэкономические связи и т.д.
Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.
Инструменты
Различают прямые (или административные) и косвенные (или экономические) инструменты регулирования. Прямое вмешательство возможно по отношению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, стихийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Административные средства регулирования в значительной степени ограничивают свободу выбора. Они направлены на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении субъектов рынка.
К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий, антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие меры
-
Лицензирование и квотирование; -
Контроль над ценами; -
Государственные закупки; -
Налоговая система; -
Таможенно – тарифная система; -
Финансовая (налоговая) система; -
Кредитно-денежная система государства.
1-4
2-1
3-1
4-4
5-4