ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Откуда мы знаем, как жили наши предки».
Цель: Создать у учащихся первичные представления об истории как науке.
Задачи:
-
Обеспечить усвоение понятий «Исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история». -
Содействовать пониманию того, что история Древнего мира – часть Всеобщей истории. -
Формировать умение работать со справочным аппаратом книги.
Тип урока: вводный
Новые понятия: история, вещественные источники, археология.
Оборудование урока: учебник, презентация к уроку, рабочая тетрадь.
Ход урока:
План изучения материала:
-
Как работать с учебником. -
Что изучает история Древнего мира? -
Какие науки помогают изучать историю?
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
I.Организа- ционный момент.7 мин. Домашнее задание. 2 мин. | Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Людмила Аркадьевна. Сегодня мы с вами начнем путешествие по стране, которая называется История. Для начала я бы хотела познакомиться с вами. Замечательно. Теперь расскажу немного о правилах нашего путешествия: 1. Правило первое – правило поднятой руки. 2. У каждого из вас на каждом уроке должны быть дневник, тетрадь 48 листов, учебник, набор разных ручек. 3. Обязательно принести тонкую тетрадь для контрольных работ и атласы. Вот вроде бы и все! Ну а теперь вперед! Начнем наше путешествие! Но для начала запишем домашнее задание в дневники. Прочитать с. 6-8 в учебнике. | Приветствуют учителя вставанием.Слушают учителя. Включаются в работу. Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |
II.Изучение нового материала. Изучение новой темы. 27 мин. | - Кто из вас уже знаком с историей, знает, о чем будет идти речь? - Где вы уже встречались с этим термином? - Попробуйте дать свое объяснение этому термину? Для того, чтобы лучше понять, «Что такое история?», предлагаю вам поближе рассмотреть учебник. | . |
1.Как работать с учебником. | Посмотрите как авторы оформили его для вас. Для того, чтобы вам было легче ориентироваться, авторы в конце учебника поместили раздел содержание, где мы можем в любой момент найти нужную нам информацию. Материал учебника поделен на разделы, главы, и на параграфы. В конце каждого параграфа даны вопросы, на которые необходимо отвечать по ходу изучения учебного материала . Но иногда перед разделом есть небольшое вступление, без обозначения параграфа, которое также необходимо внимательно изучать. | Слушают, знакомятся с учебником. |
2.Что изучает история Древнего мира? | История Древнего мира, это часть всемирной истории. Мы с вами познакомимся с историей человечества. Узнаем откуда произошли наши предки, как происходило развитие человека. Как человек в ходе своей жизни учился выживать в суровых условиях. Как люди охотились, какие орудия труда использовали. Путешествуя в историю мы с вами побываем в древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Риме. Познакомимся со многими тайнами и загадками истории, уточним детали. В ходе изучения курса, мы с вами познакомимся с историей мира: как рождались и умирали города, страны, как человек появился в этом мире (какие версии о происхождении человека существуют), узнаем кто придумал алфавит, как появилась современная карта мира. -Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать историю других стран? Разве нам не достаточно будет изучить историю России? | Слушают, отвечают на вопросы. |
3.Какие науки помогают изучать историю? | Итак, тема нашего урока: «Увлекательный мир истории. Или, Откуда мы знаем как жили наши предки».Откройте тетрадочки и запишите тему урока: «Откуда мы знаем, как жили наши предки». Тему урока мы записываем всегда цветной ручкой. -Предлагаю вам подумать над главными вопросами нашей темы. 1.Кто изучает историю? 2.Какие науки могут помогать в ее изучении? 3.Откуда мы знаем как жили наши предки? Представьте себе, что вы астроном и имеете мощный телескоп, с помощью которого можно открыть новую планету на звездном небе. А может быть вы математик? И в вашем распоряжении формулы и уравнения? Если вы географ, то у вас есть шанс отправиться в путешествие и изучить неизведанные уголки нашей планеты. Но так случилось, что вы не астроном, не математик и не географ. Вы – историк! Как же историки могут узнать, что было в прошлом? Как они проникают в прошлое? Почему труд историков сравнивают иногда с работой следователя, сыщика? Да просто потому, что сыщики по следам узнают, что произошло. Именно этим историки и похожи на них, так как изучают следы, которые люди оставили в прошлом. Следов этих не только много, но они еще и разнообразны. Поэтому у науки истории есть «науки-помощницы», каждая из которых умеет «читать» определенные следы, иными словами «следы жизни». Вопросы: Как вы думаете, какие следы жизни оставили историкам люди, жившие в древности? После обсуждения в группах заслушиваются мнения обучающихся. Задание: Самостоятельно сделайте заключение о том, чем являются для ученых историков следы, оставленные человеком в прошлом. Сверьте свое заключение с содержанием второго и четвертого абзацев на стр. 8 в учебнике. | Думают, делают выводы.Записывают.Ответы обучающихся. |
| Прочитайте с. 8 в учебнике.
Помогают в изучении истории нам многие науки-помощницы: геральдика, нумизматика, литература и т. д. Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?Самой главной помощницей в изучении истории является археология. «Археология». Цветной ручкой с красной строки пишем Археология, берем синюю ручку и ставим тире, а далее пишем определение тоже синей ручкой. Археология –наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей. Всеобщая (всемирная) история – это наука, изучающая жизнь народов и их прошлое. | Записывают в рабочую тетрадь определения. |
4.Исторические источники | Как работает археологическая экспедиция? Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов – разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку, то есть проведение небольших земляных работ. Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне… Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тира, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря. По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18 – 20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают. Как же называется весь тот материал, который находят археологи? Итак, запишем определение понятия Исторический источник.Само понятие пишем цветной ручкой, а его определение синей. Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом. Исторические источники бывают двух видов: письменные и вещественные. Зарисуйте схему в тетрадь. И сторический источник Письменные Вещественные К письменным историческим источникам относятся рисунки на скалах, летописи, законы, письма и т.д. К вещественным источникам относятся глиняные горшки, керамика и т.д. | Размышляют, дают ответы.Записывают определение понятия Исторический источник. Зарисовывают схему в тетрадь. |
Закрепление 7 мин. | А теперь, попробуйте каждый сам у себя в тетради синей ручкой написать определение понятия История. Теперь в парах попробуйте сформулировать общее для вас определение этого понятия. Выслушаем несколько определений. А теперь выслушаем и запишем определение, которое считается официальным в науке. Цветной ручкой пишем История, а синей определение. История– наука, изучающая прошлое и настоящее человечества. Как вы считаете, чье определение ближе всего к официальному определению понятия и почему?Молодцы!
Остались ли у вас какие-либо вопросы? | Записывают определение понятия История. Работают в парах. Читают свои определения. Слушают и записывают определение в тетрадь. Предлагают лучшие определения. Отвечают на вопрос. |
Домашнее задание |
| Записывают домашнее задание |
Подведение итогов работы |
|
|
Обучающимся раздать листы бумаги, на которых написано слово «История» и таблицы.
Понятие | Знаем | Хотим узнать | Узнали, но остались вопросы |
История | | | |