Файл: Урок по русскому языку Тема урока Разделительный Ь знак. Закрепление изученного материала (Технологическая карта изучения темы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Раисинская средняя школа"

Убинского района Новосибирской области

Учитель начальных классов

Тримаскина Наталья Владимировна
Урок по русскому языку
Тема урока: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала »
(Технологическая карта изучения темы)

Предмет:

Русский язык

Уровень образования:

начальное общее образование

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения:

Урок- исследование

Время проведения:

09.02.2023г

Продолжительность урока:

45 минут

Участники:

Ученики 2 класса

Тема

Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала

Цель темы

создать условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделительный мягкий знак; формировать орфографический навык написания слов с разделительным мягким знаком.


Планируемый результат

обучающиеся научатся грамотно писать слова с разделительным мягким знаком, находить изученную орфограмму в тексте и слышать её.


Формирование УУД

Личностные:


Метапредметные:
Предметные:


научатся работать самостоятельно в парах и в группе на материале данного урока; научатся выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога; научатся понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности .

Познавательные: научатся делить слова на группы по определённым признакам, владеть общим способом проверки орфограмм; научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы.

Регулятивные: формирование умения отделять известное от неизвестного, формулировать цели своей работы, выполнять самоконтроль и самопроверку.

Коммуникативные: научатся высказывать свои мысли по материалу данного урока; научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре или группе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
получат возможность научиться различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных

Основные понятия

Мягкий знак показатель мягкости, разделительный мягкий знак.

Базовый учебник:

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс Москва «Просвещение» 2019г (2 часть)

Организация пространства

Работа фронтальная, работа в парах, в группах.

Оборудование:


для учителя: учебник, карточки для работы в группе.

для учеников: рабочая тетрадь, учебник (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс Москва «Просвещение» 2012г, часть 2), ручка, простой карандаш.


Ресурсы


Аннотация

Урок проводится в кабинете, закрепление проводится в форме исследования с выполнением различных заданий направленных на повторение знаний через деятельностный метод. На уроке использовался раздаточный материал для детей.


Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД


1.Орг.момент.


Здравствуйте, ребята!

-Поприветствуем друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Садитесь, пожалуйста.

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучкой.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.


Учащиеся здороваются, приветствуют друг друга



Личностные результаты и коммуникативные УУД

1.  Концентрировать внимание на словах педагога.

2.Слушать и понимать речь других.

3. Самоорганизация.


2.Актуализация и мотивация

Минутка чистописания. 
3.Самоопределение к деятельности.

4.Работа по теме урока.


Словес.: ответы на вопросы

Практич.:рассказ правила, по модели правила


5.Физ.минутка.

6.Первичое закрепление


7.Самостоятельное применение полученных знаний.

(работа в группах)

8.Подведение итогов работы. Рефлексия.

Домашнее задание.

-Запишите число и «Классная работа» отступите две строки от предыдущей работы. Сегодня у нас 9 февраля.

- Ребята, в минутке чистописания пропишем следующие соединения: ью ья ьи ьё ье

-Но перед этим давайте разомнём наши с вами пальчики

(Приложение 1)

А теперь записываем:

Пишу Ь, соединяю средним соединением с буквой Е. Ь знак соединяю с буквой Ё средним соединением. Ь соединяю верхним соединением с буквой Ю. Ь соединяю нижним соединением с буквой Я. Ь соединяю верхним соединением с буквой И.
Сегодня у нас урок закрепления по изученной теме.

 Послушайте стихотворение о какой букве идет речь ?(Приложение 2)

-Кто скажет, какую тему мы изучаем?

-Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

какой целью?
Фронтальная форма работы Проверкадомашнегозадания:

-Для начала ребята, мы проверим наше домашнее задание. Вам было задано упражнение 61, на странице 35.

-Вспомните, что нужно было сделать в этом задании?
-На какие три группы вы разделили эти слова?

- Прочитайте слова в первом столбике.

-Почему слово «льдинка» лишнее?

-Прочитайте слова во втором столбике.

-Почему слово «здоровье» лишнее?

-Прочитай слова в третьем столбике.

-Почему слово «ручьи» лишнее?

-Если сошлись ответы «зажгите огонёк».(Приложение 3)

-Молодцы! Вы правильно выполнили домашнее задание.

-Сегодня, мы будем отрабатывать правильное написание слов с «Ь» , и находить слова, где пишется «Ь».

Актуализациязнаний:

-Какую работу выполняет мягкий знак в словах?

-Ребята, кто мне скажет где пишется разделительный мягкий знак («Ь»)?

-Какова роль «Ь» знака, как показателя мягкости?

-Где может стоять «Ь» знак, как показатель мягкости.
-Перед вами модель правила, кто может рассказать правило по этой схеме

(Приложение 4)
Работавпарах

-Вы уже увидели ,что у вас на партах лежат конверты, в которых 7 слов. Нужно разделить эти слова на группы. (Приложение 5) Работать будете в парах. По окончанию задания, поднимите руку.

-Теперь проверим задание у доски. К доске пойдёт, та пара, которая быстрей всех выполнила задание.

-Перед вами те же слова, которые были у вас в конверте. Вы должны разделить их на группы, а мы проверим.

-Ребята, а как вы думаете, почему слово «речка» оказалось лишним?

-Поднимите зелёный у кого совпали ответы. У кого не совпали – красный.
-Давайте снова обратимся к схеме, кто ещё раз повторит правило.
-Сейчас ребята мы немного отдохнём. Наша физминутка, также посвящена нашей теме. Встаньте. Я буду вам говорить слова, если вы услышите разделительный «Ь»-вы хлопаете. А если «Ь», как показатель мягкости, то стоите тихо, как мышки.

(Приложение 6)

-Присаживайтесь. Молодцы, ребята!
-Прежде, чем приступить к письменной работе, давайте вспомним, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак?

-Где мы пишем «Ь», как показатель мягкости.

- А сейчас потренируемся в написании слов, чтобы не допускать ошибок.

Индивидуальнаяформаработы:

-Мы выполним упражнение 65, на странице37.

- Прочитайте задание.

-По каким признакам можно разделить слова на три группы?

кого сошлись ответы «зажгите огонёк».

-И последнее, что нам осталось выполнить это составить предложение с любым из выделенных слов, и записать в тетради.

-Выберите одно слово и запишите в тетради.

Кто хочет прочитать своё предложение?

Групповая формаработы

-Ребята, у вас на столах карточки со словами , вы должны группой составить пословицу из слов, прочитать и объяснить смысл этих пословиц, и назвать слова в которых пишется «Ь» знак. (работа по карточкам).

(Приложение 7)
-Наш урок подошёл к концу.

-Мы узнали…

-Мы научились…

-Самым интересным мне показался момент, когда …

-Самым трудным для меня было…

-В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

-Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

- Что больше всего понравилось?

-У кого остались вопросы? У кого все получилось?

- Солнышко или тучка соответствует вашему настроению? –Я хочу чтобы вы свои солнышки приклеили к большому солнышку, ну а тучки если есть у кого приклеили к тучке.

- Молодцы. Почти у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
Придумать и записать 5 новых слов с разделительным Ь знаком и 5 слов «Ь» как показатель мягкости .
-Спасибо за урок! Молодцы.



Выполняют движения.


Открывают тетради, записывают.

Работают в тетради.

Отвечают на вопрос (Разделительный мягкий знак. Закрепление изученного).
Высказывают своё мнение.(Повторять правила написания «Ь» знака в словах. Писать слова с «Ь» знаком.

Научится видеть слова с «Ь»знаком ).

Формулируют тему урока.
Работа в паре. Взаимопроверка.
Отвечают на вопросы

(Три группы: «Ь» - показатель мягкости, разделительный «Ь», слова без мягкого знака).
Оценивают себя с помощью светофора.

Принимать установку учителя

Отвечают на вопросы (Мягкий знак служит показателем мягкости в словах, а также выполняет разделительную функцию.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е,Ё,Ю, Я, И).
Отвечают на вопрос по схеме.

Каждая пара выполняет исследовательскую работу в тетради, и делает свой вывод.

Работают у доски 2человека по карточкам.

Оценивают свою работу

Выполняют движения за словами учителя.
Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно, и делает свой вывод.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы.(Зачитывают пословицы и объясняют смысл)

Отвечают на вопросы.

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Оценивают свои достижения.

Записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные УУД

1. Участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

1.Развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания.

2. Контроль и оценка результатов деятельности

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с обучающим материалом

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с обучающим материалом .

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с обучающим материалом.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

2.Структурировать знания, выделять существенную информацию, осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные УУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с обучающим материалом

Познавательные УУД

1.  Анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД

1. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

2.Управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий;

Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё мнение.

2. Оценивать ответы в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос.(контроль, коррекция, оценка)

Личностные УУД:

1.Сохранение мотивации.

Познавательные УУД:

1.Осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

умение работать с информацией.

Регулятивные УУД:

1.Планирование своих действий.




Приложения
Приложение 1
Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)

Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),

Потянули, потянули

И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны)
Приложение2
Перед Е,Ё, И, Ю,Я

Я в корнях стою друзья.

Воробьи, семья, жильё-

Перед Я, И, Е, Ю,Ё

Приложение 3

«Зелёный» -Молодец, все правильно.

«Красный»- Тебе нужна помощь.

Приложение 4





Ь



разделитель ный


как показатель мягкости






СОГЛ.

Ь

ГЛ.






СОГЛ.

Ь

СОГЛ.










Приложение 5
Разделить слова на группы.

Слова: деревья, воробьи, шитьё, бульдог, зверьки, п альто, речка.

Разделительный «Ь»:

Деревья, воробьи, шитьё.

«Ь» как показатель мягкости:

Бульдог, зверьки, пальто.

Лишнее:

Речка ( чк-чн, пишется без мягкого знака)
Приложение 6

Слова для физминутки
1.пальто.

2.сыновья

..3.пальма.

4.ручьи.

5.варенье.

6.метель

Приложение 7

Составить пословицу из слов.

«Друзья познаются в
беде»

«Ученье свет, а не ученье тьма».