Файл: 1. социальноэкономические аспекты жизнедеятельности современной молодежи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(по материалам опросов общественного мнения)
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................................................................... 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ............................................................................................ 2
1.1.
С
АМООЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
................................................. 2 1.2
Р
АБОТА В ЖИЗНИ МОЛОДЫХ
............................................................................................. 5 1.3.
О
ЦЕНКА МОЛОДЫМ ПОКОЛЕНИЕМ КАЧЕСТВА СВОЕЙ ЖИЗНИ
............................................... 6
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЫХ ...... 8
2.1.
О
ТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ЭКОНОМИЧЕСКИМ И ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ НАШЕЙ СТРАНЫ
............................................................................................................................................ 8 2.2.
Д
ОВЕРИЕ МОЛОДЕЖИ ОРГАНАМ ВЛАСТИ И ДРУГИМ СОЦИАЛЬНО
-
ПОЛИТИЧЕСКИМ
ИНСТИТУТАМ
......................................................................................................................... 9 2.3.
П
ОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ
.............................................................................. 9 2.4.
Э
ЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
.............................................. 10 2.5.
С
ОЦИАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
,
ТРЕВОЖАЩИЕ МОЛОДЕЖЬ
...................................... 11 2.6.
П
РОТЕСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
......................................................... 12 2.7.
П
РЕДМЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
М
ОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ О
Р
ОССИИ НА
РУБЕЖЕ ВЕКОВ
.................................................................................................................... 13
3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ...................................................... 14
3.1.
Ж
ИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ
,
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОРАЛЬНЫЙ ОБЛИК МОЛОДЕЖИ
.......... 14 3.2.
Н
АЦИОНАЛЬНО
-
ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
................................ 16 3.3.
Р
ЕЛИГИОЗНОСТЬ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
...................................................................... 18 3.4.
Р
ЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ
.................................................................... 18 3.5.
О
ТЦЫ И ДЕТИ
:
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ
......................................................... 19
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ............................................................................................................. 20
Приложение .................................................................................................................. 21
ОПИСАНИЕ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В
СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ОБОЗРЕНИИ ............................................................................... 21

Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоятельность, необходимость глубокого изучения молодежи продиктовано не столько теоретическими, сколько практическими потребностями. Сегодня существует множество мифов о молодежи, чаще всего негативно представляющих жизнь нынешнего подрастающего поколения. Но для прогнозирования молодежной политики необходимо знание реальной картины интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и поведения нынешнего молодого поколения.
Кроме того, сегодня молодежь становится довольно влиятельной социально-политической силой. Как известно, именно избирательное поведение большой части юношества способствовало победе Б.Ельцина на выборах 1996 г. По данным разных социологических исследований, от
55% до 65% голосов нынешнему Президенту РФ дали молодые люди1.
Сегодня молодежь является и важнейшей социальной базой рыночных реформ. Именно современное молодое поколение стало важнейшим источником формирования новых структур и слоев негосударственного сектора экономики.
В настоящем обозрении обобщены материалы некоторых социологических исследований за 1996–1998 гг. по разным аспектам жизнедеятельности современной молодежи2. В отечественной науке приняты возрастные параметры понятия “молодежь” в границах от 15 до
29 лет. В связи с тем, что в современном мире, с одной стороны, существенно ускорился процесс физического (в частности полового) созревания подростков, а с другой – “помолодел” период вступления юношей и девушек в самостоятельную, “взрослую” жизнь, иногда возрастные границы понятия “молодежь” определяются в пределах от 14 до 25 лет.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Самооценка материального положения молодежи
По данным опросов населения, проведенных Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП), самооценки материального положения молодежи значительно уступает уровню ее социально- экономических притязаний, однако все же выше, чем у представителей старшего поколения. Как видно на Рис. 1, свое материальное положение считают более или менее приемлемым (оценки «благополучно» и «удовлетворительно») 66% молодежи и только 46% людей старшего поколения. Соответственно, число людей, находящих свой уровень материального достатка плохим, составляет среди молодого поколения лишь 30%, тогда как аналогичный показатель для людей старшего возраста достигает
54%.
1
Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // «Социологические исследования», № 5, 1998 г.
2
Полные характеристики приводимых в тексте опросов см. в конце Социологического Обозрения.


Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Рис. 1
Вопрос: «Как Вы оцениваете свое материальное положение?»
Данные в процентах от числа опрошенных
благополучное
удовлетворительное
плохое
затруднились ответить
11,30%
54,60%
4,30%
4,70%
39,80%
53,70%
1,80%
29,80%
Молодежь
Старшее поколение
Данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)
(январь 1998) основываются на более подробной шкале оценки материального положения, однако общая тенденция сохраняется прежней (к тому же здесь речь идет об оценке материального благосостояния не только самого респондента, но и его семьи) (См. Табл. 1).
Табл. 1
Вопрос: «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?»
Все население
Молодежь
(до 29 лет)
Старшее поколение (от
50 лет и старше) очень хорошее и хорошее
4%
7%
3%
Среднее
41%
50%
37%
Плохое
40%
33%
44% очень плохое
14%
7%
16% затруднились ответить
2%
3%
1%
Таблица наглядно демонстрирует различия между поколениями в оценках уровня своего благосостояния. У старшего поколения явно преобладают негативные оценки («плохо» и «очень плохо»). Таких же негативных оценок материального состояния больше и среди всего населения в целом (хоть и не так много, как среди старшего поколения). В молодежной же среде совершенно очевидно преобладают всего лишь умеренные характеристики собственного материального положения
удовлетворительно», «среднее»).
Более того, динамика оценок населением собственного материального положения также показывает, что нынешняя молодежь находится в гораздо более благоприятном положении по сравнению с остальным населением страны.
Так, по данным РНИСиНП (см. Рис. 2), число людей, чье материальное положение, по их собственным словам, за последний год ухудшилось, в старших возрастных группах в 2 раза превышает аналогичные показатели у молодого поколения, в то время как среди молодых в 2,5 раза больше тех, кто считает, что их материальное благосостояние стало за последний год лучше.

Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Рис. 2
Вопрос: «Как изменилось за последний год Ваше материальное положение?»
Данные в процентах от числа опрошенных.
улучшилось
ухудшилось
не изменилось
10%
45%
45%
27%
21%
52%
Молодежь
Старшее поколение
Важно обратить внимание и на тот факт, что уровень притязаний и запросов молодежи при оценке собственного материального положения в целом гораздо выше, чем у старшего поколения. А потому можно с уверенностью утверждать, что реальные различия между старшим и молодым поколениями в оценке уровня своего благосостояния даже еще больше, чем это представлено в данных РНИСиНП и других социологических служб.
Интересно, что, как показывают результаты исследований Научно- исследовательского центра при Институте молодежи (НИЦ при ИМ), молодежь сегодня чуть более оптимистично, чем два года назад, оценивает свое материальное положение (См. Табл. 2).
Табл.
2
Данные приведены в процентах от числа опрошенных
1995
1997
Ваше материальное положение за последний год стало:
Лучше
21%
23%
Не изменилось
38%
46%
Хуже
31%
26%
Затрудняюсь ответить
10%
6%
Ваши возможности для заработков за последний год стали:
Лучше
17%
23%
Не изменилось
43%
45%
Хуже
23%
21%
Затрудняюсь ответить
17%
11%
Ваши перспективы в жизни за последний год стали:
Лучше
27%
30%
Не изменилось
32%
37%
Хуже
23%
18%
Затрудняюсь ответить
18%
16%
Естественно, молодежь смотрит с большим оптимизмом не только на настоящее, но и на будущее. Почти треть молодых людей, по данным ВЦИОМ (январь
1998), ожидает, что «в течение ближайшего года наша жизнь более или менее
наладится», тогда как среди всего населения так считают только 16%, а среди людей свыше 50 лет - вообще 10%.


Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

1.2 Работа в жизни молодых
Повышенный оптимизм молодежи по сравнению со старшим поколением по поводу оценок своего благосостояния, о котором мы писали в прошлом разделе, объясняется не столько юным возрастом опрашиваемых, сколько их привилегированным положением на рынке труда.
Молодежь выгодно отличается от старшего поколения более высокой
квалификацией. Она обладает более высоким уровнем образования (каждый третий из числа опрошенной молодежи имеет законченное высшее образование). Среди молодых значительно чаще распространены знания, навыки и умения, которые
высоко ценятся на современном рынке труда. Молодые люди чаще владеют иностранными языками (24% молодых владеют и 23% учатся какому-либо иностранному языку, тогда как среди старшего поколения эти цифры составляют 16% и 7% соответственно). Молодежь в своем большинстве умеет обращаться с компьютером (42% молодых владеют и еще 23% учатся, среди старшего поколения эти показатели составляют 22% и 14% соответственно). Аналогичная ситуация наблюдается и в вопросе владения навыками вождения автомобиля (данные
РНИСиНП).
Кроме того, у молодежи очень высока готовность к смене характера
деятельности, что является сегодня одним из главных факторов успешного трудоустройства. Около 50% молодых работают не по той специальности, которую они получили в учебном заведении (РНИСиНП). По данным ВЦИОМ (июль 1997), у 46% молодежи до 24 лет нынешняя работа не соответствует полученному профессиональному образованию (среди всего населения этот показатель составляет всего лишь 29%).
Молодое поколение гораздо больше готово к риску в профессиональной сфере. Только 39% молодых (против 51% среди всего населения) согласились
«иметь пусть сравнительно небольшой, но твердый заработок и уверенность в
завтрашнем дне», тогда как 42% молодых против 34% по всему населению предпочитают «много работать и хорошо зарабатывать, пусть даже без особых
гарантий на будущее» (ВЦИОМ, июль 1997).
Основная часть молодежи предпочитает работу в инофирмах и частных российских предприятиях. В государственном секторе экономике хотел бы работать лишь каждый шестой молодой россиянин (РНИСиНП).
Молодое поколение, в отличие от старших, гораздо сильнее ориентировано на
«достижительные» ценности. Карьера является важным мотивом в работе нынешней молодежи, в то время как старшее поколение больше стремится к удобству, комфортности и стабильности работы. По данным РНИСиНП, возможность профессионального роста важна для 25% молодых (и только для 16% представителей старшего поколения), возможность сделать быструю карьеру - для 11% молодых (и для 6% представителей старшего поколения).
В общественном сознании существует предубеждение о падении значимости
знаний и высокой квалификации в сознании молодежи. Однако социологические данные показывают обратные тенденции. На первый план в иерархии наиболее престижных и доходных профессий у молодежи выходят профессии бизнесмена, юриста, экономиста, финансиста, менеджера- то есть те, которые требуют преимущественно высококвалифицированного умственного труда. По данным
РНИСиНП, в случае, когда респонденты ставились в ситуацию выбора между интересной работой и высоким заработком, 59% молодежи сделали выбор в пользу интересной работы (среди старшего поколения этот показатель составил 53%). 24% молодых (по сравнению с 11% среди всего населения) сказали, что для того, чтобы добиться успеха на работе, им не хватает сегодня знаний, квалификации (ВЦИОМ, ноябрь 1997). 64% молодежи полагает, что хорошую работу помогает получить


Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

прежде всего «наличие высокой квалификации, знаний», хотя нельзя не заметить, что примерно столько же респондентов - 62% считают, что лучше всего помогают в поиске работы «связи и знакомства» (РНИСиНП).
Очень часто молодежь упрекают в чрезмерной ориентации на финансовые составляющие труда. Однако исследования показывают, что молодое поколение не
«зациклено» на одних деньгах. По данным РНИСиНП, в случае, когда респонденты ставились в ситуацию выбора между интересной работой и высоким заработком, 59% молодежи сделали выбор в пользу интересной работы (среди старшего поколения этот показатель составил 53%). Как показывают результаты исследования НИЦ при
ИМ (лето 1997), на первом месте у молодых среди факторов, влияющих на выбор места работы стоят деньги (свыше 60% опрошенных). Однако на втором месте - интересная работа (55% опрошенных).
По данным ВЦИОМ (ноябрь 1996), многие люди среднего поколения отмечают, что молодые работники эгоистичны, равнодушны к окружающим, у них
отсутствует чувство долга, дисциплинированность, они ленивы. В то же время, удельный вес респондентов, считающих свою работу неприятной обязанностью, одинаков во всех возрастных группах. А такие трудовые мотивы, как
«работа важна сама по себе, независимо от уровня оплаты», встречаются у молодых почти так же часто, как и у работников старшего поколения (ВЦИОМ, ноябрь
1996).
1.3. Оценка молодым поколением качества своей жизни
Судя по нижеприведенным данным поколения (данные ВЦИОМ, январь-ноябрь
1997 г.), в целом молодое поколение значительно чаще испытывает удовлетворенность от собственной жизни в отличие от людей более старшего возраста. Однако молодежь в большей степени высказывает удовлетворение лишь по поводу «нематериальных» составляющих своей жизни (социальное положение, отношения в семье, досуг и т.п.). В то время как такие характеристики качества жизни, которые напрямую связаны с материальным уровнем благосостояния человека (работа, полученное образование, жилищные условия и т.п.), вызывают скорее негативные оценки молодых респондентов.
Это лишний раз демонстрирует более высокие претензии и запросы нынешнего молодого поколения по сравнению с людьми более старшего возраста.
Рис. 3
В какой мере Вас устраивает сейчас жизнь, которую Вы ведете?
устраивает
отчасти устраивает,
отчасти нет
не устраивает
29%
37%
31%
17%
34%
46%
Молодежь
Все население
Насколько Вы в настоящее время удовлетворены положением, которое занимаете в
обществе?
удовлетворен
не удовлетворен
55%
38%
48%
41%
Молодежь
Все население
Чувствуете ли Вы уверенность в завтрашнем дне?
да
нет
36%
56%
20%
73%
Молодежь
Все население
Чувствуете ли Вы себя в нашем обществе свободным человеком?


Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

да
нет
44%
42%
35%
52%
Молодежь
Все население

Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел