Файл: Дислалия (по Л. С. Волковой) юфу академия психологии и педагогики Специальное (дефектологическое) образование Клиническая логопедия.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДИСЛАЛИЯ

(по Л.С. Волковой)

ЮФУ

Академия психологии и педагогики

Специальное (дефектологическое) образование

Клиническая логопедия.

www.sfedu.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дислалия ( от греч.dis- приставка, означающая частичное расстройство и lalio- говорю)

Дислалия (Волкова Г. А.) – это расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков, связанное либо с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи или с нарушениями фонематического восприятия.

Дислалия (Гриншпун Б. М.) – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

История изучения

Термин «дислалия» в научное обращение ввел профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. Он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии.

В 30-е годы XIXстолетия, швейцарский врач Р.Шультесс также вводит в свои работы термин «дислалия», но в более узком значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции.

В начале XXв. Профессор В.Ольтушевский относил к дислалии случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением слуха. Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглоссия» и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную (labialis), язычную (lingualis), зубную (dentalis) и нёбную (palatalis).

История изучения

В отечественной логопедии начала XX в. объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гутцмана. Но уже в 30—50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). Он включал в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще-мышечных частей, или «периферической или иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью.


М. Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т. д.

В 50-е г.г.XX в.- О.В. Правдина и А.М. Смирнова исключают из состава дислалии нарушения, обусловленные дефектами слуха.

В 60-е г.г.- С.С. Ляпидевский и О.В. Правдина исключают дизартрию из состава дислалии.

Б.М. Гриншпун и С.С. Ляпидевский исключают из состава дислалии ринолалию, отказываются от термина «косноязычие», т.к. решают, что это симптом.

В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомофизиологические, психологические или лингвистические.

Формы нарушения звукопроизношения

У лиц с дислалией избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые связаны либо с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с нарушениями фонематического восприятия.

Нарушения звукопроизношения выражаются в следующих формах (или сочетаниях):

Пропуск (элизия), при котором звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука (рука – ука). Замена (субституция) звуков, при которой вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости (рука - лука). Смешение звуков, при котором ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи.

Искажение звуков, при котором вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе родного языка.

В современных исследованиях в области логопедии, опирающихся на положения лингвистики, звуковые нарушения подразделяются на две разноуровневые категории:



Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Pay), или как фонематические (Р.Е. Левина), или как сенсорные (О.А Токарева) дефекты, при которых нарушена система языка.

Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф. Pay), или фонетические (Р.Е. Левина), или моторные (О.А Токарева) дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.

Формы дислалии

В зависимости от количества нарушенных артикуляционных групп звуков (Б.М. Гриншпун, О.А. Токарева, Н.А. Чевелева и др.) выделяют:
  • мономорфную – несовершенства произношения одной артикуляционной группы звуков;
  • полиморфную – нарушения двух и более артикуляционных групп.

По количеству звуков, нарушающихся при произнесении, дислалии подразделяют (Б.М. Гриншпун, О.А. Токарева, Н.А. Чевелева и др.) на:
  • простые, когда отмечается дефектное произнесение одного звука или однородных по артикуляции звуков (до 4-х);
  • сложные, когда в речи ребенка отмечается свыше пяти дефектных звуков из разных групп: свистящие и соноры.

Формы дислалии

В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения выделяют две основные формы дислалии:

механическую (органическую) – нарушение звукопроизношения, обусловлено анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата речи (при сохранной целостности твердых (костных) и мягких (мышечных) тканей зубочелюстной системы и ротовой полости;

функциональную – нарушение воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений (периферически или центрально обусловленных) в строении артикуляционного аппарата. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические- в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

Механическая дислалия

Механическая дислалия – вид неправильного звукопроизношения, которая вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

Причины:
  • укороченная уздечка языка или подъязычная связка;
  • большой неповоротливый язык (макроглоссия) или слишком узкий, маленький (микроглоссия);
  • неправильное строение зубов. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, искажая звукопроизношение;
  • неправильное строение нёба (высокий свод);
  • толстые или малоподвижные губы;
  • дефекты строения челюстей, которые приводят к аномалиям прикуса:

  • Прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед. В результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними.

    Прогения – нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.

    Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. В одних случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус).

    Боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.


Причины функциональной дислалии

Биологические:
  • общая физическая ослабленность ребенка, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, особенно в период активного формирования речи;
  • задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции);
  • задержка речевого развития;
  • недостаточная степень развития фонематического слуха;
  • вялость речевой моторики.

  • Социальные:
  • подражание неправильной речи окружающих;
  • подлаживание взрослых под детскую речь («сюсюкание»);
  • ограниченность речевых контактов;
  • педагогическая запущенность;
  • двуязычие в семье.

Формы функциональной дислалии, их характеристика

В соответствии с фонематическим или фонетическим характером звукопроизносительного нарушения

Б.М. Гриншпун выделяет три формы дислалии:

акустико-фонематическая, обусловлена недостаточной сформированностью фонематического слуха, что проявляется в заменах и смешении акустически близких звуков (гора – «кора», жук – «щук», рыба – «лыба»);

артикуляторно-фонематическая, обусловлена недостаточной сформированностью отбора фонем по их артикуляторным признакам в моторном звене производства речи, что проявляется в заменах и смешениях артикуляторно близких звуков (крыса – «крыша», сад – «сядь», гол – «дол», курица – «курича», рыба – «лыба»);

артикуляторно-фонетическая, обусловлена неправильно сформировавшимися артикуляторными укладами, что проявляется в искаженном звучании звуков (звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы родного языка).

Причины функциональной дислалии

Биологические:
  • общая физическая ослабленность ребенка, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, особенно в период активного формирования речи;
  • задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции);
  • задержка речевого развития;
  • недостаточная степень развития фонематического слуха;
  • вялость речевой моторики.

  • Социальные:
  • подражание неправильной речи окружающих;
  • подлаживание взрослых под детскую речь («сюсюкание»);
  • ограниченность речевых контактов;
  • педагогическая запущенность;
  • двуязычие в семье.


Формы функциональной дислалии, их характеристика

В зависимости от того, какой психофизиологический механизм речевой деятельности был нарушен, ряд авторов (К.П. Беккер, Б.М. Гриншпун, М. Зееман, О.В. Правдина, М. Совак, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев и др.) выделяет:
  • сенсорную дислалию, при которой у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками. В результате таких затруднений фонематическая система языка у ребенка полностью не формируется;
  • моторную дислалию, при которой моторная готовность органов артикуляции у ребенка своевременно не формируется, в связи с чем проявляется некоторая неловкость и недифференцированность артикуляционных движений;
  • сенсомоторную дислалию, возникновение которой обусловлено взаимосвязанностью деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов

Виды нарушенного произношения звуков

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины:

- сигматизм – недостаток произношения свистящих звуков (с, с’, з з’, ц) (губно-зубной, боковой, межзубный, носовой, призубный и шипящий сигматизм) и шипящих звуков (ш, ж, ч,щ) (боковой, межзубный, нижний, «щечный», заднеязычный, боковой, укороченный, аффрикативный и смягченный сигматизм);

- ротацизм – недостаток произношения звуков р и р’ (велярный, увулярный, «кучерской»; одноударный; «щечный», боковой и двугубный звук [Р]; искаженное сочетание звуков НГ и фрикативный звук Г);

- ламбдацизм – недостаток произношения звуков л и л’ (сонанта W или краткий звук У, искаженное сочетание звуков НГ,фрикативный звук Г, межзубный ламбдацизм);

- недостатки произношения небных звуков:

каппацизм – недостаток произношения звуков к и к’;

гаммацизм – недостаток произношения звуков г и г’;

хитизм – недостаток произношения звуков х и х’;

йотацизм – недостаток произношения звуков j (боковое произнесение мягких к’, г’, х’)

Для обозначения замены звуков при произношении используются международные термины:

- нарушения озвончения – недостаток произношения, выражающиеся в замене звонких согласных звуков парными глухими;

- нарушения смягчения – недостаток произношения, выражающиеся в замене мягких согласных звуков парными твердыми;

- при замене одного звука другим, к названию дефекта прибавляют приставку