Файл: Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями [13]:

– дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

– интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

– инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Общими правилами коррекционной работы являются [18]:

– Индивидуальный подход к каждому ученику.

– Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

– Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

– Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются [9]:

– игровые ситуации;

– дидактические игры;

– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

– психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Учителю необходимо [6]:

– следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;

– поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда
дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [5]. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Дети с ОВЗ нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ [10]:

– Поэтапное разъяснение заданий.

– Последовательное выполнение заданий.

– Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

– Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения.

– Близость к учащимся во время объяснения задания.

– Перемена видов деятельности

– Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

– Чередование занятий и физкультурных пауз.

– Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

– Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

– Работа на компьютерном тренажере.

– Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

– Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

– Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

– Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

– Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

– Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.



– Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

– Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

– Оценка переделанных работ.

– Использование системы оценок достижений учащихся.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества [17]. Для выполнения этой не самой легкой задачи, специалисты в области коррекционной педагогики считают, что необходимо координировать деятельность не только педагогов и психологов, но и создавать необходимые условия, как нравственные так и материальные, организовывать совместную работу медицинских учреждений с общеобразовательной школой, поддерживать тесную связь с родителями детей с ОВЗ, повышать квалификацию учителей начальных классов с целью овладения специальными знаниями и навыками в рамках инклюзивного образования. Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ требует не только высокого психолого-педагогического мастерства от каждого учителя и воспитателя, но и овладением специальными коррекционно-развивающими технологиями и способами разработки индивидуальных образовательных маршрутов, совершенствования общей и педагогической культуры каждого члена общества. Естественно, что при этом родители становится активными участниками образовательного процесса.



ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ

2.1. Организация и результаты исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе: Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (Приморский край). Выборка представлена младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в количестве 11 человек (в возрасте 10-11 лет). Мы провели исследование с помощью двух методик: методика «Лесенка» (автор – В.Г. Щур), тест Р.Б. Кетелла (детский вариант) (адаптирован Э. М. Александровской). Рассмотрим содержание методик более подробно.

1. Методика «Лесенка» (автор – В.Г. Щур).

Цель: исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

2. Детский вариант личностного теста Р.Б. Кеттела

Цель: исследование оценки индивидуально–психологических особенностей личности.

Тест включает в себя 12 шкал (общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, возбудимость, склонность к самоутверждению, склонность к риску, ответственность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, нервное напряжение), соответствующих основным чертам личности ребенка.

В результате исследования по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.

Результаты исследования в 4 классе по методике «Лесенка» отображены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты исследования самооценки младших школьников с ОВЗ по методике «Лесенка»



Имя Ф.

Нарушение в развитии

Самооценка

1

Ярослав Смирнов

ЗПР

Заниженная

2

Георгий Дубинин

ЗПР

Заниженная

3

Валерия Маслова

ЗПР

Заниженная

4

Алиса Волкова

Легкая умственная отсталость

Заниженная

5

Петр Кочергин

ЗПР

Адекватная

6

Сергей Козлов

ЗПР

Адекватная

7

Матвей Анисимов

Легкая умственная отсталость

Адекватная

8

Константин Афанасьев

ЗПР

Адекватная

9

Яна Анисимова

ЗПР

Адекватная

10

Иван Васильев

ЗПР

Заниженная

11

Егор Попов

ЗПР

Адекватная



Анализируя результаты исследования, мы отмечаем, у 5 школьников (45,5%) - заниженная самооценка, у 6 школьников (54,5%) – адекватная самооценка.

Наглядно эти данные представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Результаты исследования самооценки у младших школьников с ОВЗ по методике «Лесенка»

Таким образом, почти у половины (45,5%) выявлена заниженная самооценка, что свидетельствует о том, что эти учащиеся не верят в себя и в свои возможности. Они не пытаются выделиться из толпы, не ставят перед собой больших целей, считают себя незаметными, ни на что не претендуют. Активно не участвуют ни в какой деятельности, не пытаются показать себя.

У 54,5 % школьников – адекватная самооценка. Такие учащиеся ставят перед собой вполне реальные цели.

Результаты исследования индивидуальных особенностей личности младших школьников с ОВЗ по тесту Р.Б. Кетелла (детский вариант) отображены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты исследования индивидуально– психологических особенностей личности младших школьников с ОВЗ по тесту Р.Б. Кетелла (детский вариант)



Имя Ф.

A

B

C

D

E

F

G

H

I

O

Q3

Q4

1

Ярослав Смирнов

3

4

3

8

7

9

1

6

2

7

3

8

2

Георгий Дубинин

4

4

3

6

7

10

6

4

6

6

6

3

3

Валерия Маслова

5

4

6

4

5

4

5

4

7

5

7

3

4

Алиса Волкова

9

2

6

4

4

6

5

2

6

4

6

8

5

Петр Кочергин

7

1

4

6

7

8

5

4

4

3

4

5

6

Сергей Козлов

6

4

4

7

5

4

7

6

4

6

5

4

7

Матвей Анисимов

5

5

5

4

4

5

5

6

4

4

4

7

8

Константин Афанасьев

4

3

5

7

7

5

6

5

3

5

5

5

9

Яна Анисимова

8

4

5

4

4

7

5

4

6

7

6

4

10

Иван Васильев

4

4

2

4

6

7

7

6

4

5

6

5

11

Егор Попов

3

2

5

6

5

5

5

5

5

4

8

4