Файл: Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по специальности.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями [13]:
– дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
– интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
– инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Общими правилами коррекционной работы являются [18]:
– Индивидуальный подход к каждому ученику.
– Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
– Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
– Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются [9]:
– игровые ситуации;
– дидактические игры;
– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
– психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учителю необходимо [6]:
– следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
– поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда
дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [5]. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Дети с ОВЗ нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ [10]:
– Поэтапное разъяснение заданий.
– Последовательное выполнение заданий.
– Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
– Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения.
– Близость к учащимся во время объяснения задания.
– Перемена видов деятельности
– Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
– Чередование занятий и физкультурных пауз.
– Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
– Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
– Работа на компьютерном тренажере.
– Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
– Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
– Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
– Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
– Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
– Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
– Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
– Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
– Оценка переделанных работ.
– Использование системы оценок достижений учащихся.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества [17]. Для выполнения этой не самой легкой задачи, специалисты в области коррекционной педагогики считают, что необходимо координировать деятельность не только педагогов и психологов, но и создавать необходимые условия, как нравственные так и материальные, организовывать совместную работу медицинских учреждений с общеобразовательной школой, поддерживать тесную связь с родителями детей с ОВЗ, повышать квалификацию учителей начальных классов с целью овладения специальными знаниями и навыками в рамках инклюзивного образования. Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ требует не только высокого психолого-педагогического мастерства от каждого учителя и воспитателя, но и овладением специальными коррекционно-развивающими технологиями и способами разработки индивидуальных образовательных маршрутов, совершенствования общей и педагогической культуры каждого члена общества. Естественно, что при этом родители становится активными участниками образовательного процесса.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ
2.1. Организация и результаты исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе: Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (Приморский край). Выборка представлена младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в количестве 11 человек (в возрасте 10-11 лет). Мы провели исследование с помощью двух методик: методика «Лесенка» (автор – В.Г. Щур), тест Р.Б. Кетелла (детский вариант) (адаптирован Э. М. Александровской). Рассмотрим содержание методик более подробно.
1. Методика «Лесенка» (автор – В.Г. Щур).
Цель: исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
2. Детский вариант личностного теста Р.Б. Кеттела
Цель: исследование оценки индивидуально–психологических особенностей личности.
Тест включает в себя 12 шкал (общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, возбудимость, склонность к самоутверждению, склонность к риску, ответственность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, нервное напряжение), соответствующих основным чертам личности ребенка.
В результате исследования по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.
Результаты исследования в 4 классе по методике «Лесенка» отображены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты исследования самооценки младших школьников с ОВЗ по методике «Лесенка»
№ | Имя Ф. | Нарушение в развитии | Самооценка |
1 | Ярослав Смирнов | ЗПР | Заниженная |
2 | Георгий Дубинин | ЗПР | Заниженная |
3 | Валерия Маслова | ЗПР | Заниженная |
4 | Алиса Волкова | Легкая умственная отсталость | Заниженная |
5 | Петр Кочергин | ЗПР | Адекватная |
6 | Сергей Козлов | ЗПР | Адекватная |
7 | Матвей Анисимов | Легкая умственная отсталость | Адекватная |
8 | Константин Афанасьев | ЗПР | Адекватная |
9 | Яна Анисимова | ЗПР | Адекватная |
10 | Иван Васильев | ЗПР | Заниженная |
11 | Егор Попов | ЗПР | Адекватная |
Анализируя результаты исследования, мы отмечаем, у 5 школьников (45,5%) - заниженная самооценка, у 6 школьников (54,5%) – адекватная самооценка.
Наглядно эти данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты исследования самооценки у младших школьников с ОВЗ по методике «Лесенка»
Таким образом, почти у половины (45,5%) выявлена заниженная самооценка, что свидетельствует о том, что эти учащиеся не верят в себя и в свои возможности. Они не пытаются выделиться из толпы, не ставят перед собой больших целей, считают себя незаметными, ни на что не претендуют. Активно не участвуют ни в какой деятельности, не пытаются показать себя.
У 54,5 % школьников – адекватная самооценка. Такие учащиеся ставят перед собой вполне реальные цели.
Результаты исследования индивидуальных особенностей личности младших школьников с ОВЗ по тесту Р.Б. Кетелла (детский вариант) отображены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты исследования индивидуально– психологических особенностей личности младших школьников с ОВЗ по тесту Р.Б. Кетелла (детский вариант)
№ | Имя Ф. | A | B | C | D | E | F | G | H | I | O | Q3 | Q4 |
1 | Ярослав Смирнов | 3 | 4 | 3 | 8 | 7 | 9 | 1 | 6 | 2 | 7 | 3 | 8 |
2 | Георгий Дубинин | 4 | 4 | 3 | 6 | 7 | 10 | 6 | 4 | 6 | 6 | 6 | 3 |
3 | Валерия Маслова | 5 | 4 | 6 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 7 | 5 | 7 | 3 |
4 | Алиса Волкова | 9 | 2 | 6 | 4 | 4 | 6 | 5 | 2 | 6 | 4 | 6 | 8 |
5 | Петр Кочергин | 7 | 1 | 4 | 6 | 7 | 8 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 |
6 | Сергей Козлов | 6 | 4 | 4 | 7 | 5 | 4 | 7 | 6 | 4 | 6 | 5 | 4 |
7 | Матвей Анисимов | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 4 | 7 |
8 | Константин Афанасьев | 4 | 3 | 5 | 7 | 7 | 5 | 6 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 |
9 | Яна Анисимова | 8 | 4 | 5 | 4 | 4 | 7 | 5 | 4 | 6 | 7 | 6 | 4 |
10 | Иван Васильев | 4 | 4 | 2 | 4 | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 | 5 | 6 | 5 |
11 | Егор Попов | 3 | 2 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 8 | 4 |