Файл: Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по специальности.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты уровней развития разных черт личности представлены в таблице 3
Таблица 3 – Результаты диагностики уровней развития индивидуально– психологических особенностей личности младших школьников с ОВЗ по тесту Р.Б. Кетелла (детский вариант)
№ | Имя Ф. | A | B | C | D | E | F | G | H | I | O | Q3 | Q4 |
1 | Ярослав Смирнов | C | H | C | B | C | B | H | C | C | B | C | B |
2 | Георгий Дубинин | C | H | C | C | C | B | B | C | B | C | B | C |
3 | Валерия Маслова | C | H | C | C | C | C | C | C | C | C | C | H |
4 | Алиса Волкова | B | H | C | C | C | C | C | H | B | C | B | B |
5 | Петр Кочергин | C | H | C | C | C | C | C | C | C | C | C | C |
6 | Сергей Козлов | C | H | C | C | C | C | C | C | C | C | C | C |
7 | Матвей Анисимов | C | H | C | C | C | C | C | C | C | C | C | C |
8 | Константин Афанасьев | C | H | C | C | C | C | B | C | C | C | C | C |
9 | Яна Анисимова | B | H | C | C | C | C | C | C | B | B | B | C |
10 | Иван Васильев | C | H | H | C | C | C | B | C | C | C | B | C |
11 | Егор Попов | C | H | C | C | C | C | C | C | C | C | B | C |
Условные обозначения:
«Н» - низкий уровень развития;
«С» - средний уровень развития;
«В» - высокий уровень развития.
Проанализировав результаты, полученные по фактору «А» (определение степени общительности ребенка в классе), мы отмечаем, что у 18,2% младших школьников с ограниченными возможностями здоровья выявлен высокий уровень. Эти дети характеризуются такими качествами, как общительность, добродушие, внимательность к людям, доверчивость.
Анализируя результаты, полученные по фактору «D», мы констатируем, что у 9% младших школьников с ОВЗ обнаруживается повышенная возбудимость, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью.
Для них характерны моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания.
У 18,2 % младших школьников по фактору «F» (сдержанность \ экспрессивность) выявлен высокий показатель. Такие дети отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм.
Получен высокий показатель по фактору «G» (низкое\высокое супер – эго) у 27,3% детей, что свидетельствует о том, что школьники целеустремлены, настойчивы, добросовестны и аккуратны, у них высокое чувство ответственности.
Мы сделали вывод о том, что по фактору «I» у 27,3% младших школьников с ОВЗ выявлен высокий уровень.
Эти школьники характеризуются эмоциональной сензитивностью, богатым воображением, эстетическими наклонностями, отрицательным – реалистическим подходом в решении ситуации, практицизмом. Такие дети сентиментальны, доверчивы, нуждаются в поддержке, в большой степени подвержены влияниям внешней среды.
Проанализировав результаты, полученные по фактору «O», мы отмечаем, что у 18,2% младших школьников с ограниченными возможностями здоровья выявлен высокий уровень. Данный факт свидетельствует о том, что ребенок полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.
Высокий уровень по фактору «Q3» (самомнение) наблюдается у 45,5% младших школьников, что может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни.
У 18,2 % младших школьников по фактору «Q4» (эго - напряженность) отмечается высокий уровень. Такие дети отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В их поведении преобладает нервное напряжение.
По фактору «B» низкий показатель выявлен у всех младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Эти дети выполняют предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них часто отмечается плохое внимание, утомляемость.
Анализируя результаты, полученные по фактору «С» мы констатируем, что у 9% младших школьников с ОВЗ обнаруживается низкий уровень. Такие дети остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям.
Получен низкий показатель по фактору «G» у 9% детей. Это свидетельствует о том, что этим дети пренебрегают своими обязанностями, не заслуживают доверия, часто конфликтуют с родителями и учителями, у них отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации.
Мы отмечаем, что по фактору «Н» у 9% младших школьников с ОВЗ выявлен низкий уровень. Такие дети проявляют застенчивость и робость. Выявлен низкий показатель по фактору «Q4» (эго - напряженность) у 9% школьников. Они характеризуются такими качествами, как: спокойствие, сдержанность.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей в классе общительны, доверчивы, настойчивы, энергичны, успешны, сдержанные. Помимо этого, дети примитивно подходят к решению своих проблем, остро реагируют на неудачи, часто конфликтуют с учителями и родителями
2.2. Система работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях школы
Создание условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей можно рассмотреть в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья [3].
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в «Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ».
В нем говорится о том, что надо дать интегральное (обобщенное) описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения [19].
Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития, в отдельности [12].
В конечном итоге, отмечается в Проекте, интегративным результатом
реализации указанных требований должно быть: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность [8]:
– достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
– использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
– адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);
– индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
– целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
– выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно- полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно- исследовательскую деятельность;
– включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутри школьной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
– использования в образовательном процессе современных научно- обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
– взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов [14].
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя, в том числе и наличие или отсутствие инвалидности определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т. п.).
В КГОБУ Пограничная КШИ обучаются дети с особыми возможностями здоровья с незначительными, нарушениями опорно-двигательного аппарата, есть дети со слабо выраженной формой ДЦП, а также задержками интеллектуального развития.
Целями работы КГОБУ Пограничная КШИ (поданному коррекционному направлению) являются следующие:
1. Все дети, независимо от степени их обучаемости или наличия нарушений в развитии, должны иметь равные возможности учиться в данной школе. Наша задача – создать для них оптимальные условия для обучения и развития.