Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты планирования бизнес-процессами в предпринимательстве.
1.1 Сущность планирования в предпринимательстве.
1.2 Важнейшие компоненты планирования бизнеса в предпринимательстве.
1.3 Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес -процессов ИП.
Глава 2. Планирование бизнес-процессами ИП ".
2.1. Организация управления бизнес-процессами ИП ".
2.2 Предпринимательский контроль в планировании бизнес-процессов ИП "Изюминка".
2.3. Рекомендации по совершенствованию планирования бизнес-процессами ИП"Изюминка".
Административные бизнес- процессы.
Административные бизнес-процессы - это серия последовательных мероприятий по выполнению административных задач. Эти процессы охватывают всю организационную структуру. Они определяют инструменты и методики, способы, последовательность и процесс, в рамках которого выполняются эти мероприятия. Административные бизнес-процессы объединяют базы данных и саму организацию.
Производственные бизнес-процессы.
Бизнес-процесс «Основное производство» (относится к категории основных) — это комплекс действий (операций, мероприятий), выполняемых в определенной последовательности и направленных на изготовление конечной продукции (услуги, товара) для удовлетворения потребностей покупателей. Основное производство — это фундамент функционирования предприятия, основа его денежных потоков.
Для выполнения основного производства как бизнес-процесса используется совокупность разнообразных ресурсов: кадровых, материальных, технических, финансовых и др. Результат бизнес процесса «Основное производство» — прибыль за счет реализации продукции (товара, услуги).
В первую очередь при изучении основного производства нужно разобраться в процессе изготовления продукции, т. е. изучить все стадии от приобретения сырья до продажи товара покупателю (часто первой ступенью считают не приобретение сырья и материалов, а получение заявки от заказчика на приобретение продукции или выполнения работ (услуг)).
Транспортные бизнес - процессы.
Бизнес процессы транспортного предприятия помогают городам и странам сотрудничать друг с другом, производить экспорт и импорт. В таком бизнесе принимают участие: заказчик, диспетчер, координатор, исполнитель, финансовая служба, которые отвечают за определенный тип работы. Существует множество видов бизнес процессов для транспортных предприятий. Это могут быть дальние и пригородные пассажирские перевозки, а также различные услуги инфраструктуры и локомотивной тяги.
Коммерческие бизнес - процессы.
В основе коммерческой деятельности лежит создание определенной ценности для покупателя. «Ценность отражает воспринимаемые материальные и нематериальные выгоды и издержки покупателя.» [28]. Каждая организация приходит на рынок для того, чтобы создать ценность или набор ценностей для целевой группы своих покупателей и потребителей. При этом она рассчитывает на получение определенной прибыли. Именно поэтому в основе формирования процессов товародвижения должно лежать создание ценности в сферах производства и обращения товаров. Коммерческая деятельность осуществляется в сфере производства продукции, товарного обращения, оказания услуг и выполнения работ.
Маркетинговые бизнес - процессы.
- Сбор исходной информации о внешней и внутренней среде маркетинга.
- Анализ маркетинговой информации, подготовка управленческого решения.
- Принятие управленческого решения
- Реализация управленческого решения
- Оценка эффективности управленческого решения и процесса его реализации.
Выводы 1 главы :
Бизнес-план основа управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдалённый периоды.
Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.
Планирование - это вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации, пути и способы его достижения.
Прогнозирование служит для выяснения тенденций развития фирмы в условиях постоянного изменения факторов внешней и внутренней среды и поиска рациональных мероприятий по поддержанию устойчивости ее экономического поведения.
Глава 2. Планирование бизнес-процессами ИП ".
2.1. Организация управления бизнес-процессами ИП ".
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Поначалу к числу малых относились государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости.
В настоящее время розничная торговля является одним из перспективных направлений малого бизнеса.
Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Процессный подход сейчас наиболее популярен среди крупных и средних компаний, но постепенно он начинает завоевывать расположение и малого бизнеса. На самом деле, именно для малого бизнеса лучше всего применим такой подход, так как в этом случае за весь бизнес-процесс действительно отвечает один владелец, как это и положено по "классике". У индивидуальных предпринимателей нет возможности распределить операции бизнес-процессов по различным исполнителям, создавая для этого отделы и группы, – они все или почти все делают сами. С одной стороны, такое положение дел гарантирует, что индивидуальный предприниматель контролирует все свои бизнес-процессы. С другой стороны, трудно единолично руководить сразу всеми процессами, а уж определять их узкие места и усовершенствовать – кажется совсем непосильной работой. Для удобства всю деятельность рационально представить как сеть бизнес-процессов с определенными входами и выходами. Тогда объект управления будет более прозрачен и понятен, и в дальнейшем предприниматель сможет разработать для себя показатели эффективности, по которым он будет оценивать свою деятельность.
Разработка сети процессов.
Сеть процессов для индивидуальных предпринимателей можно представить в виде процессов 2 типов:
- Основные.
- Вспомогательные.
При этом под основными процессами понимаются те, которые направлены на достижение цели, ради которой предприниматель создавал свое дело. Эти процессы – основные источники прибыли для предпринимателя и ценности для его клиентов. Вспомогательные процессы существуют для того, чтобы обеспечивать успешное выполнение основных. В каждом конкретном случае разделение бизнес-процессов на основные и вспомогательные будет различным.
Иногда, правда, помимо основных и вспомогательных выделяют еще и управленческие бизнес-процессы. Они обеспечивают долгосрочное и стабильное развитие бизнеса. Управленческие процессы принадлежат к вспомогательным, но иногда выделяются в отдельную группу. Особенно это характерно для тех предпринимателей, которые действительно уделяют внимание долгосрочному развитию своего дела.
Для примера возьмем ИП "Изюминка" Анастасии Анисимовой, которая занимается розничной торговлей продуктов питания. Основные процессы таковы: закупка товара – складирование товара – продажа товара. Именно так выглядит цепочка создания ценности для клиента, это те процессы, за которые клиенты готовы платить деньги. Именно в этих процессах ИП "Изюминка" считается наиболее компетентным.
Что касается вспомогательных процессов, к ним относятся все процессы, которые поддерживают вышеуказанные основные. В рассматриваемом случае ими являются:
- налоговый учет;
- контроль доходов и расходов
- юридическое обеспечение;
- хозяйственное обеспечение;
- ИТ- обеспечение;
- управление запасами;
- управление аутсорсингом (управление передачей вспомогательных процессов сторонним организациям)
В частности, любой индивидуальный предприниматель должен контролировать доходы и расходы, вести налоговый учет, а также обеспечивать себя необходимыми хозяйственными принадлежностями и оборудованием.
Теперь, имея карту процессов, необходимо увидеть связи между ними, чтобы понять, на какие результаты работы какие процессы воздействуют. Главное – представить бизнес как единую систему, в которой любое, даже незначительное изменение отражается на всех или почти всех ее составных частях.
Прежде всего, необходимо определить, какие именно результаты рассматривать, ведь каждый процесс имеет свой итог, причем часто не один, поэтому рассматривать в одной модели все возможные результаты процессов невозможно. За основу берём цель создания бизнеса: Анастасия хотела его продать через 3 года как минимум в 4 раза дороже, чем стоило его создание с нуля. Чтобы достичь этого, Анастасии необходимы были своеобразные рычаги воздействия для достижения желаемого результата.
Для этого она определила роль каждого процесса в выполнении своей основной цели
Бизнес-процесс |
Основная роль в свете достижения цели предпринимателя |
|
1 |
Налоговый учет |
Оптимизация налогообложения, в том числе затрат, связанных с том числе штрафов за неверным расчетом налогов |
2 |
Контроль расходов |
Оптимизация затрат компании, предотвращение необоснованных расходов |
3 |
Юридическое обеспечение |
Оптимизация затрат, в том числе связанных с рисками штрафов и пени по договорам, с неверно составленными договорами, неисполнением обязательств контрагентами и т.д. |
4 |
Хозяйственное обеспечение |
Своевременное обеспечение основной деятельности необходимыми материалами и оборудованием хорошего качества и по доступной цене. |
5 |
ИТ-обеспечение |
Обеспечение бесперебойной работы программного обеспечения и технического оборудования. |
6 |
Управление запасами |
Минимизация затрат по хранению продуктов, их списанию в связи с порчей. |
7 |
Управление аутсорсингом |
Обеспечение качественного выполнения обеспечивающих процессов за счет привлечения внешних компаний по разумной цене. |
8 |
Закупка товара |
Обеспечение конкурентным товаров по разумным ценам и в положенный срок. |
9 |
Складирование |
Обеспечение наиболее оптимального использования складских площадей, наилучших условий хранения товара. |
10 |
Продажа товара |
Обеспечение клиента необходимой информацией о продукте, обеспечение быстроты и простоты покупки. |
С помощью бизнес-процессов, можно определить потребности каждого процесса в информации или ресурсах, а также требования к ним для его успешного выполнения. Например, возьмем процесс по закупке товара. Для того чтобы основная роль данного процесса, заключающаяся в обеспечении базы конкурентным товаров по разумным ценам в положенный срок, была успешно выполнена, этот процесс нуждается в следующих данных и ресурсах:
- данные по товарным запасам (товарный остаток, дефицит по отдельным наименованиям);
- данные по продажам (прогноз продаж, заявки на товар);
- данные о характеристиках складского помещения (пожелания по формату заказываемых товаров, связанных с особенностями склада);
- отсутствие сбоев в программе по учету товарных остатков, данных по продажам и т.д.
2.2 Предпринимательский контроль в планировании бизнес-процессов ИП "Изюминка".
Предпринимательский контроль ИП"Изюминка" Анастасии Анисимовой .
Процесс закупки предъявляет следующие требования:
- данные по товарным запасам должны поступать ежедневно не позднее 15.00, чтобы не позднее 17.00 сделать заказ поставщику на следующий день;
- данные по продажам должны также поступать ежедневно не позднее 15.00;
- данные по складу быть зафиксированы в отдельном документе и периодически пополняться. Доступ к документу должен быть постоянным.
- в случае неисправности программного обеспечения в части анализа потребностей в заказе товара, все поломки должны быть устранены не позднее 16.30 (кроме серьезных неисправностей, которые требуют значительного времени для устранения)
Таким образом в конце концов Анастасия пришла к тому, что, начав с требований процесса закупки пришла к остальным процессам, закончила требованиями к самому процессу закупки:
- информация о заказах должна поступать в программу ежедневно не позднее 9.00, чтобы можно было планировать как будущие продажи, так и затраты на хранение товара на складе;
- вся первичная документация должна предоставляться бухгалтеру не позднее дня, следующего за ее получением и т.д.
Чтобы избежать неразберихи в управлении своим бизнесом, Анастасия составила краткие регламенты по каждому процессу, часть из которых, как памятки, были переданы аутсорсинговым организациям (часть требований нашли свое отражение в договорах с этими компаниями). Это позволило более эффективно с ними взаимодействовать.
Для себя же Анастасия тоже составила памятки, чтобы не забывать, когда и что следует сделать. Так, она оптимизировал свой распорядок дня:
- 9.00 – проверить, весь ли товар удалось заказать вчера, нет ли отказов поставщиков.
- 10.00-11.00 – принять товар, сверить его с первичными документами, отложить первичные документы.
- 11.30-12.00 – отвезти документы бухгалтеру.
- 12.00 – посетить склад, проверить товар.
- 15.30-17.00 – составить заказ поставщикам на следующий день.
- 17.00 – сделать заказ товара поставщикам.