Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Суверенитет государства: понятие и свойства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главный принцип внутреннего построения демократической государственной власти – это разделение властей. Уже в принятой I Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. «Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» указывалось, что государственный суверенитет РСФСР «провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах»[16].

Суть разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.

Цели такой системы построения власти:

1. создать гарантии от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;

2. обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;

3. наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

Правовая основа государственного суверенитета обеспечивается представительными органами государственной власти посредством создания принятия законов, раскрывающих сущность и направление государственного суверенитета.[17]

В соответствии с Конституцией РФ таким органом в России является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В законодательной сфере в целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.

В области защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы, касающиеся федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума входят в Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).[18]


В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (п. «б» ст. 102 Конституции РФ), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы, касающиеся статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

К тому же, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления. В связи с этим, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания соотнесено принятие федеральных законов, касающихся федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. «а» п. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Если Президент Российской Федерации как глава государства в целях защиты государственного суверенитета осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, Правительство России в пределах своих полномочий через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. «г» ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. «д» ст. 114 Конституции РФ).[19]

В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены статьями 71, 72 Конституции РФ, в том числе властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно статьям 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной властями.


Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью: а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу; б) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (статьи 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (статьи 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).[20]

Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, системой экономических судов во главе с Высшим арбитражным судом РФ, Конституционным судом РФ и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд обладает правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (статьи 125, 93).[21]

Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8 при определении статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных органов местного самоуправления. При этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.).

Конституцией определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.[22]


Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции).

Рассматривая теоретическую часть, можно судить, что выборы в нашей стране проводятся согласно принципам демократии, учитывая мнение народа, но на самом деле народ в нашей стране практически не имеет суверенитета и мы не можем повлиять на исход выборов, да и постоянно встречаются примеры, если ты работаешь в государственных, сельскохозяйственных или градообразующих предприятиях, то вероятнее всего тебя попросят проголосовать за определенного кандидата или партию власти. Если ты студент-волонтер, то тебя отправят в одну из кавказких республик на время выборов, чтобы проголосовать «как надо». Выборов в нашей стране нет.

Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 «Основы конституционного строя». Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.

Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.

Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.[23]

В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ.


В 1992 году также был принят Закон РФ «О безопасности», который гласит: «Безопасность государства достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства»[24]

Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления.

Отдельная роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.

2.2 Проблемы суверенитета РФ

Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.

Развитие федерализма, федеративных отношений требует дополнительного осмысления содержания государственного суверенитета с учётом особенностей федеративного государства. При рассмотрении свойств федеративной государственности одним из маловажных вопросов является тема присутствия суверенитета в статусе сторон, вовлечённых в федеративные отношения. Такими сторонами выступают сам союз и его участники, субъекты федерации. От содержания вопроса взаимодействия этих сторон зависит не только распределение компетенции между федеральными органами и органами субъектов федерации (принцип субсалидарности), но и вопрос о пределах прав федеративной власти в отношении субъектов федерации и субъектов в отношении центра.[25]

Федеральный центр не является ни полностью суверенным, ни полностью зависимым от членов федеративной ассоциации. Его право на законодательную инициативу наличествует, но в определённых рамках. Ни центральная власть, ни местные правительства не наделены верховной властью и не являются суверенными. Суверенитет реализуется в данном случае иным образом – совокупной волей субъектов федерации, которые только все вместе и образуют верховную власть. Делимым оказывается не государственный суверенитет, который «не может быть разделённым, делятся лишь права федерации и её составных частей», а суверен в федерации проявляется как сложно – составной, делегирующий ряд своих прав.