Файл: Понятие и границы суверенитета государства (Суверенитет государства: понятие и свойства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в стране.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не всегда предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима и деспотии. Как правило, но не обязательно, отсутствие внешнего суверенитета государства влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического положения. В демократическом государстве источником и «фундаментом» для сотрудничества всех властей является образовательная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации предполагает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации - гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутым уровнем эволюции человечества способна обеспечить ее существование и развитие. Мера свободы закреплена в виде международного стандарта как общая и равная для всех наций.[9]

Основные права нации:

- Право на существование и свободное развитие, владение действительной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация - вплоть до создания самостоятельного государства);

- Право на свободное развитие национальных потребностей -как экономических, так и социальных;

- Право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев и традиций;

- Право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

- Право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

- Право на экологическую безопасность и др.

Следовательно, суверенитет нации означает владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, затрагивающие развитие национальной свободы и национальных нужд, право на защиту национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений.[10]

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?


В многонациональной стране ее суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциального сообщества. Он содержит в себе обязанности в отношении других наций, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из наций, объединившихся, достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые поступились частью своих прав многонациональной государству (к примеру, охраной общих государственных границ, осуществлением совместной финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное заключается в том, чтобы нация, которая составляет большинство в стране и дала название государству, не использовала свое преимущество для ограничения прав представителей другой нации. Противоправной и недопустимой является любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН любое государственное образование должно уважать и признавать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии этого права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Невозможно поставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, то есть развитие национального языка, преподавание на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.д. Если все народы, входящие в многонациональные государства, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет затянут в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитет являются взаимозависимыми в демократическом государстве.[11]

Одним из наиболее ярких проявлений народного суверенитета был Майдан в Украине, который начинался как мирный протест против решений Президента и Правительства Украины, но привел к гражданской войне в стране. Да, это было волеизъявление народа, которое по итогам было услышано из требований отставка главы кабмина и вступление в ЕС, но все ли граждане так считали, как показала практика- нет. Ведь результатом стало выход Крыма из состава Украины, который не признан до сих пор в ЕС и США, чему свидетельствуют многочисленные санкции в адрес РФ и наши ответные санкции. Если разобрать эту ситуацию более предметно, то поддержи Президент инициативу народа изначально и не применив силу к тому, чтобы «разогнать» митингующих, тем самым проявив не уважение к волеизъявлению народа(суверенитету народа) исход мог быть иным. На данный момент можно судить, что свой суверенитет Украина утратила уже больше части, а если допустят свободную продажу недвижимости и земельных участков для иностранных граждан-суверенитета не станет и территориального, который более подробно будет рассмотрен в следующем разделе данной главы.


1.3 Границы суверенитета

Границами суверенитета для современного государства является ограничение суверенных прав, которое представляет собой уважение международно-правовых обязательств, являющихся результатом подписания и ратификации заключенных соглашений.

Границы суверенитета существовали всегда; они определялись экономическими условиями, развитием международного общения государств и морально-политическими требованиями исторической эпохи. Эти границы изменялись вместе с развитием всех этих факторов.[12]

Физические границы суверенитета определяет территория страны, в пределах которой действую ее законы и власть. При этом власть должна распространяться в равной мере на всю без исключения подвластную территорию страны, не терпя никаких конкурентов, и должна бороться с любыми попытками организованного ей сопротивлениями или оспаривания в виде сепаратизма.

Территория-это место проживания народонаселения страны.

Территория определяет границы безопасности, отделяет «своих» от «чужих». Внутри границ на территории своей страны люди должны чувствовать себя в максимальной безопасности.

Факторы, влияющие на выполнение территорией функции границы суверенитета государства:

  1. Территориальная протяженность
  2. Транспортная насыщенность и территориальная связанность
  3. Геополитическое соседство
  4. Географическое положение
    1. Наличие эксклава
    2. Баланс развития по частям света
  5. Плотность населения, в том числе по регионам, том числе «славянского ядра»
  6. Полнота суверенитета власти на всей территории
  7. Природоресурсные характеристики территории

Экономическими границами суверенитета государства, является сам экономический суверенитет страны, под которым понимается свобода государства в выборе форм и путей сохранения и защиты своей национальной экономики от какого-либо вмешательства со стороны иностранных государств и их экономической деятельности, в том числе и в сфере международного разделения труда[13].

В соответствии с конституционными основами каждое государство суверенно в осуществлении им своих функций по защите экономического суверенитета в различных сферах, в том числе таких, как:

  1. защита национальной экономики государства от влияния иностранного капитала и товаров;
  2. организация экономической охраны государственной границы в целях претворения в жизнь внешнеэкономической политики государства;
  3. контроль за экспортными и импортными операциями торговых предприятий своей страны и иностранного государства;
  4. контроль за грузами, транспортными средствами внешнеторговых объединений, пассажирскими и грузовыми средствами международного сообщения и частных лиц;
  5. контроль за международными почтовыми отправлениями в свете международных конвенций Всемирного почтового союза;
  6. организация контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу;
  7. организация контроля за валютой, валютными ценностями, платежными документами, денежными знаками, следующими через государственную границу;
  8. определение размеров взимания таможенных пошлин и сборов, определение структуры таможенного тарифа и принятие таможенных правил;
  9. определение пределов ответственности за нарушения национального законодательства в области таможенных операций и таможенных правил;
  10. организация санитарного контроля в соответствии с положениями международных санитарных правил Всемирной организации здравоохранения;
  11. организация сельскохозяйственного контроля согласно рекомендациям международной Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций;
  12. организация финансового и налогового режима, включая цены, тарифы и таксы;
  13. организация системы таможенной информации и обмен данными национального таможенного законодательства;
  14. организация контроля над лицензионным ввозом и вывозом товарных и материальных ценностей;
  15. осуществление таможенного контроля за ввозом и вывозом через государственную границу культурных ценностей;
  16. таможенный статистический учет экспортно-импортных операций.

Экономические границы суверенитета стран могут задаваться как самой страной, так и ограничиваться другими государствами за счет введения различных санкций. Подобную ситуацию мы наблюдаем в настоящее время, пытаясь ограничить суверенитет РФ и защитить суверенитет Украины, страны ЕС и США вводят различные экономические санкции против России, добиваясь возврата Крыма Украине, на что наша страна отвечает ответными санкциями, к которым относятся запрет ввоза определенных товаров, увеличение таможенных пошлин и т.д.

Подводя итог первой главы данной курсовой работы, можно сделать вывод, что суверенитет государства - это политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, равноправие и независимость извне. Главное отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа заключается в том, что суверенитет государства не всегда предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима и деспотии. Как правило, но не обязательно, отсутствие внешнего суверенитета государства влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического положения. В свою очередь суверенитет нации предполагает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Главное, чтобы нация, которая составляет большинство в стране и дала название государству, не использовала свое преимущество для ограничения прав представителей другой нации, тем самым не допуская, дискриминации по национальному признаку. Что касаемо, границ государственного суверенитета, то можно заключить, что основной границей суверенитета является территория страны, утратив которую страна наиболее вероятно утратить и суверенитет.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ.

2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления.

Поиск путей установления глобальной стабильности и преодоления правовой путаницы вокруг понятия суверенитета не обещает быть «безболезненным», но это не значит, что перемены невозможны.


Первый шаг на пути создания системы ограничения суверенитета должно стать закрепление принципа, на основании которого обладание суверенитетом предполагает наличие не только прав, но и обязанностей, невыполнение которых влечёт определённую ответственность. В круг обязанностей суверенного государства должно непременно входить соблюдение положений гуманитарного права. Вторым шагом, логически вытекающий из первого, состоит в разработке практических путей ограничения суверенитета и стратегий "долгосрочной вовлеченности" в дела недееспособных государств. Политическая стабилизация и правовая реабилитация начинаются не с военной интервенцией, а с её завершением. Третий шаг следует сделать в разработке таких мер, которые завершат существующие механизмы вмешательства в единую систему ограничения суверенитета. Эти меры касаются нормативно – правового определения случаев, допускающих ограничение суверенитета, выработке санкций в отношении государств, нарушающих положения гуманитарного права, а также утверждения принципа неотвратимости наказания[14].

Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Следовательно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми исключительно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

Смысл принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Россию. Данный принцип определяет обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4).[15] Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой в отношении к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.