Файл: Учебник А. А. Вигасин, Т. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М Просвещение 2020. Тема урока Древнейший Рим. Тип урока Урок открытия нового знания Оборудование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М «Просвещение» 2020.

Тема урока: Древнейший Рим.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Оборудование: ИКТ, презентация, макет корабля, рабочие листы, задания разного уровня, монетки.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

-умение планировать пути достижения цели

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания


Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

Мотивационно-целевой этап ( 5 минут)

1. Организационный момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Я рад приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира. (Слайд 1)

Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь.
За правильные ответы я буду давать специальные монетки, которые в конце урока можно будет обменять на оценки: 1-2 монеты «4», 3 и больше – «5»

Приветствуют учителя

Формирование осознанного уважительного отношения к истории, культуре, традициям

Самоконтроль, организация своей учебной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Учитель проверят готовность класса к уроку, самопроверка

2. Актуализация знаний

Работа с презентацией.

Представьте, что мы путешествуем по Средиземному морю. Покажите на карте Средиземное море.

Наш кораблик зашёл в воды Средиземного моря и плывёт по северному побережью Африки.

Какое древнее государство первым встречается на нашем пути? (Египет)

О каких достопримечательностях Египта вы можете рассказать?

Наш кораблик плывёт дальше по южному побережью Средиземного

моря. Поворачивает к восточному побережью Средиземного моря. Какие государства, с которыми мы познакомились, находятся на восточном побережье?

(Древнееврейское царство, Финикия)

Пусть наш кораблик повернёт на запад. Какое государство расположено на юге Балканского п-ова? (Древняя Греция).
Что вам запомнилось из истории этого государства?
Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов необычного по своему очертанию п-ову.

Что своим очертанием что он напоминает?
(Слайд 2)

Этот п-ов называется Апеннинский п-ов.

Древний Рим – это ещё одно древнее государство. Оно располагается на Апенниском п-ове


Работа с презентацией,


Отвечают на вопросы учителя по карте

Оценивание усваиваемого материала

Умение планировать последовательность действий

Работа в парах, формирование логического мышления

Комментировать и формулировать тему урока

Умение объяснить взаимосвязь стран Средиземноморья и Рима

3. Мотивация

Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Итак, тема урока определена- «Древний Рим»

Какую цель урока сегодня мы можем с вами поставить ?

(Сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира)

Выдвижение различных версий

Формулируют тему урока


Формулируют цель урока

Формирование готовности к самообразованию

Целеполагание

Постановка вопросов

Формирование познавательной цели и проблемы




Ориентировочный этап (5 минут)

1. Определение цели урока

Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам истории, давайте определим дорожную карту которая поможет изучить историю Древнего Рима в рамках сегодняшнего урока?

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

Формирование готовности к самообразованию

Целеполагание

Постановка вопросов

Формирование познавательной цели и проблемы







По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на слайде план урока

-Географическое положение

-Природно-климатические особенности

-Легенда основания Рима

-Занятия Римлян

-Управление Древним Римом

Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения



















Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке

Называют источники информации: учебники, атласы, карта, презентация



















Слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией


Отвечают по ходу презентации на вопросы: посмотрите на слайд и определите:

1. Очертания какого п-ва изображено на слайде?

2. В какой части света находится Апеннинский полуостров?

3. Что такое полуостров?

4. Назовите тему урока, в ходе которой мы говорили об Апеннинском п-ве



















По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова

Определяет местоположение Апеннинского полуострова.

Остальные работают с атласами



















-Какая страна сейчас располагается на Апеннинском полуострове.

Ответы учеников










































Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)





Работая в парах, заполните Таблицу №1 (слайд 3)


Заполняют таблицу №1

При заполнении используется подсказка

Формирование готовности к самообразованию

Выделение важной информации, анализ исторических источников

Сотрудничество с учителем, ответы на его вопросы, умение слушать, умение работать в парах

Умение структурировать знания







После заполнения таблицы поработайте в парах, сравнив ваши ответы (слайд 4)

Работа в парах, консультируют и обсуждают ответы.













Самопроверка, контроль учителя




Откройте тетради и запишите тему урока «Древнейший Рим»

А теперь найдите на карте, на берегу какой реки основан Рим? (на берегу реки Тибр).

История Римского государства начинается с истории города Рима

Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах.

Запишем в тетрадях: «На Апенниском полуострове на берегу реки Тибр на семи холмах (Палатин, Авентин и Капитолий и др.) расположен город Рим.»


Учащиеся записывают в тетради



















- Существует легенда о том, как появился этот город. (слайд 5)

Вы сейчас сами составите эту легенду.
Работа с текстом в форме игры «Реставрация».


Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку.

Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо восстановить текст с опорой на учебник стр. 214 -215.

Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предупреждается).


Работа в группах, консультируют и обсуждают ответы, восстанавливают последовательность фрагментов текста

Формирование готовности к самообразованию

Выделение важной информации, анализ исторических источников

Сотрудничество с учителем, ответы на его вопросы, умение слушать, умение работать в парах

Умение структурировать знания

контроль учителя

Динамическая пауза ( 2 минуты)





Продолжим работу.

Мы немножко размялись, садитесь. А теперь продолжим.

- Какое племя жило на берегу реки Тибр? (племя латинов)

Давайте запишем в тетрадях « Город Рим получил своё название в честь одного из братьев Ромула, т.к. Рим – по- латински Рома».

- Ребята, греки говорили на греческом языке, египтяне – на египетском. А на каком языке, как вы думаете, говорили римляне? (Латинском, потому что Рим расположен там, где жили племена латинов).

- Так когда был основан город Рим?

Ромул стал первым царём Рима. В учебнике на стр. 215-216 прочитайте и ответьте на вопрос

«Кто окружал Ромула и помогал ему?» ( Его сопровождали охрана из двенадцати воинов. Они назывались ликторами. Ликторы – личная охрана Ромула).

Жители Рима назывались Римлянами.(Слайд 6)

-Вспомните, пожалуйста, как назывались свободные коренные жители Афин? (Граждане)

- В Риме коренных жителей называли патрициями (слайд 7)

- А как назывались жители Афин, которые переехали сюда жить из других городов? (Переселенцы)

- В Риме переселенцев из завоеванных Римом поселений, а также из других областей Италии называли плебеями (слайд 7)

Таким образом, все население Рима делилось на патрициев и плебеев (Слайд 7)

Запишем в тетрадь:

Население Рима:

  1. Патриции – потомки древнейших жителей Рима

Плебеи – переселенцы из других областей Италии.

Какое же управление было в Древнем Риме? Прочитайте учебник на стр. 218. первый абзац.

- Кто из жителей Рима принимал участие в управлении древнейшим Римом? (Только патриции)

- Кому принадлежала высшая власть? (Народному собранию)

- Что входило в функции народного собрания? (Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно).

- Какой ещё орган власти был в Риме? (Сенат, в котором заседали старейшины родов) (Слайд 8)

Учащиеся записывают в тетради, пользуются учебниками и дают ответы опираясь на словарь урока

стр 218

Формирование готовности к самообразованию

Выделение важной информации, анализ исторических источников

Сотрудничество с учителем, ответы на его вопросы, умение слушать,

Умение структурировать знания




























Рефлексивно-оценочный ( 10 минут)

1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы, представленные на слайде

Отвечают на вопросы, представленные на слайде

Самоорганизация, умение планировать последовательность действий для достижения целей

Волевая саморегляция, осознание качества и уровня усвоения знаний

Планирование работы, умение определять рациональную последовательность действий, умение оценивать свою деятельность

Постановка и решение проблемы

Контроль учителя, самопроверка




Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный



















Тестирование (при наличие времени)

Критерии оценивания:

10 правильных ответов-5

8 правильных ответов-4

7- 3
















2. Рефлексия

Итак, давайте вернемся к теме нашего урока.

Достигли ли мы цели урока? Аргументируйте свой ответ

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты
















3. Оценка и самооценка урока

Как вы оцениваете результаты своей деятельности на уроке?

-выставите себе оценки в рабочие листы за таблицу № 2

Выставляя оценки помните о том, что ответы должны быть не только верными, но и логичными, четко сформулированными
А теперь поднимите руку, те, кто уверен что все усвоил и может свободно изложить материал урока;

-было трудно, но все понял;

-не все усвоил...

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, выставляя оценки в рабочие листы
















Домашнее задание ( 3 минуты) 44, контурные карты задания 1-7 стр 6, творческое задание стр 219

Творческое задание:

1. Подумайте, мог ли Ромул- легендарный основатель Рима что-нибудь слышать об олимпийских играх? ответ обоснуйте.

2. Греки говорили на греческом языке, египтяне -на египетском, персы- на персидском, а на каком языке говорили Римляне?

3. Сколько лет сейчас городу Риму?



В начале урока у вас было отличное настроение, а какое настроение сейчас? Давайте это определим с помощью смайликов.

Впереди у нас много увлекательных и познавательных путешествий по страницам истории разных стран, я надеюсь, что вы с интересом будите их изучать. Ну а сегодня урок закончен, всего вам доброго!


Если урок понравился, оставляют смайлик с улыбкой на парте



















Приложение
Фамилия Имя____________________________________________
Задание № 1. Заполни таблицу


Природные условия

Занятия жителей (с ответами)

Италия окружёна морями, обилие близлежащих островов

Мореплавание

Много плодородной земли

земледелие

Много сочных пастбищ

скотоводство

В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге - оливковые деревья, гранаты и миндаль

садоводство

Моря были богаты рыбой и моллюсками

рыболовство

Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.

ремесло



Задание № 2.
Работа с текстом в форме игры «Реставрация».


Словарь урока
Патриции – потомки древнейших жителей Рима

Плебеи – переселенцы из других областей Италии.

Сенат – совет, в котором заседали старейшины.

Ликторы- охрана царя из 12 воинов

Весталка- жрица богини огня и домашнего очага Весты

Марс – бог войны в римской мифологии
Закончи предложение

  • Город Рим возник на берегу реки… в… году до н.э.

  • Мать Рема и Ромула звали …

  • Она была … - жрицей богини огня и домашнего очага …

  • Рема и Ромула спасли … и …

  • Город Рим назван в честь…

  • … стал первым царем Рима, его всегда сопровождала охрана из 12 воинов - …


На сегодняшнем уроке:

Я узнал....

На этом уроке меня порадовало…

Я похвалил бы себя…

Особенно мне понравилось…

Сегодня мне удалось…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Меня удивило…

Письменный источник  Тит Ливий (римский историк) «Об основании Рима»

 Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей.

Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.

Письменный источник  Город на семи холмах и его обитатели

 Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли. В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.

 Письменный источник  Какое управление было в древнейшем Риме

 Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.

В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.

 

                          Работа по карте

- Италия расположена на Апеннинском полуострове, который своей конфигурацией напоминает сапог. Продолжением Апеннинского полуострова  является остров Сицилия, отделенный от Италии трехкилометровым Мессенским проливом.

 

- Какие моря омывают Италию?

- Какие горы прикрывают Италию с севера?

- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?

- Что можно сказать о рельефе этой страны?

- Какие народы проживали на Апеннинском полуострове?

- На берегу какой реки основан город Рим?
- Сделайте вывод, какими были природные условия Апеннинского полуострова для жизни людей?

Дополнительная информация

 Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским,

 На Апеннинском полуострове благоприятные условия для жизни людей. Там  теплый климат, много пастбищ и плодородных земель, а значит, есть все условия для занятия сельским хозяйством.

  Апеннинские горы не такие крутые и дикие, через ним множество перевалов, реки полноводные, связывают разные области страны.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).