Файл: Учебник А. А. Вигасин, Т. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М Просвещение 2020. Тема урока Древнейший Рим. Тип урока Урок открытия нового знания Оборудование.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет: История. Класс 5.
Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М «Просвещение» 2020.
Тема урока: Древнейший Рим.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Оборудование: ИКТ, презентация, макет корабля, рабочие листы, задания разного уровня, монетки.
Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.
Планируемые результаты:
предметные:
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
- показывать на карте географические объекты;
метапредметные:
- определять тему урока, цели;
- выстраивать алгоритм своей работы;
-умение планировать пути достижения цели
личностные:
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | ||||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |||||
Мотивационно-целевой этап ( 5 минут) | ||||||||
1. Организационный момент | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Я рад приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира. (Слайд 1) Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь. За правильные ответы я буду давать специальные монетки, которые в конце урока можно будет обменять на оценки: 1-2 монеты «4», 3 и больше – «5» | Приветствуют учителя | Формирование осознанного уважительного отношения к истории, культуре, традициям | Самоконтроль, организация своей учебной деятельности | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | Формирование положительной мотивации к учебной деятельности | Учитель проверят готовность класса к уроку, самопроверка | |
2. Актуализация знаний | Работа с презентацией. Представьте, что мы путешествуем по Средиземному морю. Покажите на карте Средиземное море. Наш кораблик зашёл в воды Средиземного моря и плывёт по северному побережью Африки. Какое древнее государство первым встречается на нашем пути? (Египет) О каких достопримечательностях Египта вы можете рассказать? Наш кораблик плывёт дальше по южному побережью Средиземного моря. Поворачивает к восточному побережью Средиземного моря. Какие государства, с которыми мы познакомились, находятся на восточном побережье? (Древнееврейское царство, Финикия) Пусть наш кораблик повернёт на запад. Какое государство расположено на юге Балканского п-ова? (Древняя Греция). Что вам запомнилось из истории этого государства? Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов необычного по своему очертанию п-ову. Что своим очертанием что он напоминает? (Слайд 2) Этот п-ов называется Апеннинский п-ов. Древний Рим – это ещё одно древнее государство. Оно располагается на Апенниском п-ове | Работа с презентацией, Отвечают на вопросы учителя по карте | Оценивание усваиваемого материала | Умение планировать последовательность действий | Работа в парах, формирование логического мышления | Комментировать и формулировать тему урока | Умение объяснить взаимосвязь стран Средиземноморья и Рима | |
3. Мотивация | Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Итак, тема урока определена- «Древний Рим» Какую цель урока сегодня мы можем с вами поставить ? (Сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира) | Выдвижение различных версий Формулируют тему урока Формулируют цель урока | Формирование готовности к самообразованию | Целеполагание | Постановка вопросов | Формирование познавательной цели и проблемы | | |
Ориентировочный этап (5 минут) | ||||||||
1. Определение цели урока | Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам истории, давайте определим дорожную карту которая поможет изучить историю Древнего Рима в рамках сегодняшнего урока? | Определяют вопросы, которые необходимо изучить | Формирование готовности к самообразованию | Целеполагание | Постановка вопросов | Формирование познавательной цели и проблемы | | |
| По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на слайде план урока -Географическое положение -Природно-климатические особенности -Легенда основания Рима -Занятия Римлян -Управление Древним Римом | Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения | | | | | | |
| Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке | Называют источники информации: учебники, атласы, карта, презентация | | | | | | |
| Слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией | Отвечают по ходу презентации на вопросы: посмотрите на слайд и определите: 1. Очертания какого п-ва изображено на слайде? 2. В какой части света находится Апеннинский полуостров? 3. Что такое полуостров? 4. Назовите тему урока, в ходе которой мы говорили об Апеннинском п-ве | | | | | | |
| По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова | Определяет местоположение Апеннинского полуострова. Остальные работают с атласами | | | | | | |
| -Какая страна сейчас располагается на Апеннинском полуострове. | Ответы учеников | | | | | | |
| | | | | | | | |
Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.) | ||||||||
| Работая в парах, заполните Таблицу №1 (слайд 3) | Заполняют таблицу №1 При заполнении используется подсказка | Формирование готовности к самообразованию | Выделение важной информации, анализ исторических источников | Сотрудничество с учителем, ответы на его вопросы, умение слушать, умение работать в парах | Умение структурировать знания | | |
| После заполнения таблицы поработайте в парах, сравнив ваши ответы (слайд 4) | Работа в парах, консультируют и обсуждают ответы. | | | | | Самопроверка, контроль учителя | |
| Откройте тетради и запишите тему урока «Древнейший Рим» А теперь найдите на карте, на берегу какой реки основан Рим? (на берегу реки Тибр). История Римского государства начинается с истории города Рима Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Запишем в тетрадях: «На Апенниском полуострове на берегу реки Тибр на семи холмах (Палатин, Авентин и Капитолий и др.) расположен город Рим.» | Учащиеся записывают в тетради | | | | | | |
| - Существует легенда о том, как появился этот город. (слайд 5) Вы сейчас сами составите эту легенду. Работа с текстом в форме игры «Реставрация». Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку. Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо восстановить текст с опорой на учебник стр. 214 -215. Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предупреждается). | Работа в группах, консультируют и обсуждают ответы, восстанавливают последовательность фрагментов текста | Формирование готовности к самообразованию | Выделение важной информации, анализ исторических источников | Сотрудничество с учителем, ответы на его вопросы, умение слушать, умение работать в парах | Умение структурировать знания | контроль учителя | |
Динамическая пауза ( 2 минуты) | ||||||||
| Продолжим работу. Мы немножко размялись, садитесь. А теперь продолжим. - Какое племя жило на берегу реки Тибр? (племя латинов) Давайте запишем в тетрадях « Город Рим получил своё название в честь одного из братьев Ромула, т.к. Рим – по- латински Рома». - Ребята, греки говорили на греческом языке, египтяне – на египетском. А на каком языке, как вы думаете, говорили римляне? (Латинском, потому что Рим расположен там, где жили племена латинов). - Так когда был основан город Рим? Ромул стал первым царём Рима. В учебнике на стр. 215-216 прочитайте и ответьте на вопрос «Кто окружал Ромула и помогал ему?» ( Его сопровождали охрана из двенадцати воинов. Они назывались ликторами. Ликторы – личная охрана Ромула). Жители Рима назывались Римлянами.(Слайд 6) -Вспомните, пожалуйста, как назывались свободные коренные жители Афин? (Граждане) - В Риме коренных жителей называли патрициями (слайд 7) - А как назывались жители Афин, которые переехали сюда жить из других городов? (Переселенцы) - В Риме переселенцев из завоеванных Римом поселений, а также из других областей Италии называли плебеями (слайд 7) Таким образом, все население Рима делилось на патрициев и плебеев (Слайд 7) Запишем в тетрадь: Население Рима:
Плебеи – переселенцы из других областей Италии. Какое же управление было в Древнем Риме? Прочитайте учебник на стр. 218. первый абзац. - Кто из жителей Рима принимал участие в управлении древнейшим Римом? (Только патриции) - Кому принадлежала высшая власть? (Народному собранию) - Что входило в функции народного собрания? (Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно). - Какой ещё орган власти был в Риме? (Сенат, в котором заседали старейшины родов) (Слайд 8) | Учащиеся записывают в тетради, пользуются учебниками и дают ответы опираясь на словарь урока стр 218 | Формирование готовности к самообразованию | Выделение важной информации, анализ исторических источников | Сотрудничество с учителем, ответы на его вопросы, умение слушать, | Умение структурировать знания | | |
| | | | | | | | |
Рефлексивно-оценочный ( 10 минут) | ||||||||
1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала | Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы, представленные на слайде | Отвечают на вопросы, представленные на слайде | Самоорганизация, умение планировать последовательность действий для достижения целей | Волевая саморегляция, осознание качества и уровня усвоения знаний | Планирование работы, умение определять рациональную последовательность действий, умение оценивать свою деятельность | Постановка и решение проблемы | Контроль учителя, самопроверка | |
| Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос | Записывают в тетрадь: плюс - если ответ правильный, минус - если ответ не правильный | | | | | | |
| Тестирование (при наличие времени) | Критерии оценивания: 10 правильных ответов-5 8 правильных ответов-4 7- 3 | | | | | | |
2. Рефлексия | Итак, давайте вернемся к теме нашего урока. Достигли ли мы цели урока? Аргументируйте свой ответ | Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты | | | | | | |
3. Оценка и самооценка урока | Как вы оцениваете результаты своей деятельности на уроке? -выставите себе оценки в рабочие листы за таблицу № 2 Выставляя оценки помните о том, что ответы должны быть не только верными, но и логичными, четко сформулированными А теперь поднимите руку, те, кто уверен что все усвоил и может свободно изложить материал урока; -было трудно, но все понял; -не все усвоил... | Оценивают результаты своей деятельности на уроке, выставляя оценки в рабочие листы | | | | | | |
Домашнее задание ( 3 минуты) 44, контурные карты задания 1-7 стр 6, творческое задание стр 219 Творческое задание: 1. Подумайте, мог ли Ромул- легендарный основатель Рима что-нибудь слышать об олимпийских играх? ответ обоснуйте. 2. Греки говорили на греческом языке, египтяне -на египетском, персы- на персидском, а на каком языке говорили Римляне? 3. Сколько лет сейчас городу Риму? | ||||||||
| В начале урока у вас было отличное настроение, а какое настроение сейчас? Давайте это определим с помощью смайликов. Впереди у нас много увлекательных и познавательных путешествий по страницам истории разных стран, я надеюсь, что вы с интересом будите их изучать. Ну а сегодня урок закончен, всего вам доброго! | Если урок понравился, оставляют смайлик с улыбкой на парте | | | | | |
Приложение
Фамилия Имя____________________________________________
Задание № 1. Заполни таблицу
Природные условия | Занятия жителей (с ответами) |
Италия окружёна морями, обилие близлежащих островов | Мореплавание |
Много плодородной земли | земледелие |
Много сочных пастбищ | скотоводство |
В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге - оливковые деревья, гранаты и миндаль | садоводство |
Моря были богаты рыбой и моллюсками | рыболовство |
Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина. | ремесло |
Задание № 2.
Работа с текстом в форме игры «Реставрация».
Словарь урока
Патриции – потомки древнейших жителей Рима
Плебеи – переселенцы из других областей Италии.
Сенат – совет, в котором заседали старейшины.
Ликторы- охрана царя из 12 воинов
Весталка- жрица богини огня и домашнего очага Весты
Марс – бог войны в римской мифологии
Закончи предложение
-
Город Рим возник на берегу реки… в… году до н.э. -
Мать Рема и Ромула звали … -
Она была … - жрицей богини огня и домашнего очага … -
Рема и Ромула спасли … и … -
Город Рим назван в честь… -
… стал первым царем Рима, его всегда сопровождала охрана из 12 воинов - …
На сегодняшнем уроке:
Я узнал....
На этом уроке меня порадовало…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
Сегодня мне удалось…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Меня удивило…
Письменный источник Тит Ливий (римский историк) «Об основании Рима»
Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей.
Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.
Письменный источник Город на семи холмах и его обитатели
Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.
В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли. В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.
Письменный источник Какое управление было в древнейшем Риме
Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.
В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.
Работа по карте
- Италия расположена на Апеннинском полуострове, который своей конфигурацией напоминает сапог. Продолжением Апеннинского полуострова является остров Сицилия, отделенный от Италии трехкилометровым Мессенским проливом.
- Какие моря омывают Италию?
- Какие горы прикрывают Италию с севера?
- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?
- Что можно сказать о рельефе этой страны?
- Какие народы проживали на Апеннинском полуострове?
- На берегу какой реки основан город Рим?
- Сделайте вывод, какими были природные условия Апеннинского полуострова для жизни людей?
Дополнительная информация
Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским,
На Апеннинском полуострове благоприятные условия для жизни людей. Там теплый климат, много пастбищ и плодородных земель, а значит, есть все условия для занятия сельским хозяйством.
Апеннинские горы не такие крутые и дикие, через ним множество перевалов, реки полноводные, связывают разные области страны.
Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).