Файл: Две формы существования ценностей социальная (идеалы общественного сознания) и индивидуальная (жизненные цели каждого). Задача воспитания обеспечить понимание и принятие социальных идеалов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура занятия:

Часть 1. Мотивационная. Вводное слово педагога, просмотр видеоролика. В нашей многонациональной стране существует много семейных традиций, в которых заложено почитание отца, признание его важной роли в жизни семьи. В чем заключается эта роль? На основе исторических примеров, примеров, представленных в отечественной литературе и кинематографе, постараемся ответить на поставленный вопрос.

Часть 2. Основная. Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Работа с текстом, ответы на вопросы. Беседа. Предварительно педагог знакомит аудиторию с пословицами, поговорками, высказываниями известных людей, выясняет их понимание обучающимися. Педагог предлагает продолжить разговор: в чём видят обучающиеся роль отца в формировании личности ребенка. Далее беседа в свободной форме о единстве страны, о том, что необходимо защищать свой народ и сохранять свою культуру.

Часть 3. Заключение. Работа с интерактивными заданиями, подведение итогов занятия. Для закрепления темы педагог предлагает обучающимся работу в форме интерактивных заданий по осмыслению основных категорий.

4) ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.

В рамках этой темы для обучающихся СПО рекомендовано внеурочное занятие по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?».

Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать преемственности в семейном воспитании и признанию достоинств жизненного опыта.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа.

Комплект материалов: использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

Структура занятия:

Часть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеоролика.

Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся Работа в группах. Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий. Педагог предлагает учащимся поближе познакомиться с жизнью пожилых людей, вспомнить произведения русской классической литературы, в которых повествуется о них. Для этого в 4 группах организуется работа с 6 карточками, каждая из которых содержит 2 текста для обсуждения. Интерактивное задание. Задание на установление соответствия «С добром в сердце». Описание задания: на экране представлены карточки с краткой информацией об известных деятелях культуры России и зарубежья. Необходимо ознакомиться с информацией и соотнести с этими сведениями данные на экране справа высказывания, определив автора каждого из них.


Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия, рефлексия. В завершении занятия педагог предлагает учащимся подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанного сегодня больше всего мне понравилось / запомнилось / откликнулось в сердце...»; «После занятия я обязательно сделаю…»; «Меня побуждает к размышлениям то, что…».

5) ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ.

В рамках этой темы для обучающихся СПО рекомендовано внеурочное занятие по теме: «Могу ли я научить других?».

Цель занятия: пробуждение интереса обучающихся к профессии учителя, воспитание уважения к учителю; формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека; о качествах, которые необходимы тому, кого можно назвать наставником.

Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.

Продолжительность занятия – 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение.

Рекомендуемая форма занятия: беседа.

Комплект материалов: использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом.

Структура занятия:

Часть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога.

Часть 2. Основная Просмотр видеоролика, обсуждение. Беседа. Выполнение интерактивных заданий. Педагог предлагает учащимся следующие вопросы: О чем бы вы хотели спросить победителей конкурса «Учитель года России»? Что особенного в этом учителе – победителе конкурса “Учитель года”? Какими качествами обладает такой учитель? Как вы думаете, есть ли у вас эти качества? Задумывались ли вы над выбором профессии Учитель? Подумайте, каким должен быть учитель XXI века, учитель, который вместе со своими учениками будет строить будущее нашей страны.

Часть 3. Заключительная Рефлексия. Творческое задание.

Какие факты, какая информация удивили вас? О чём бы вы хотели спросить своего учителя, преподавателя? О каком учителе или преподавателе вам хотелось бы рассказать? Подведение итогов занятия, краткие выводы о роли и значимости деятельности учителя в школе и в жизни каждого человека, о самых важных качествах личности, необходимых педагогу, наставнику.
3. Составьте целостное представление о проанализированных занятиях так, как если бы Вас попросили сделать о них сообщение на педагогическом совете или методическом объединении с точки зрения формирования ценностных ориентаций. Какие аргументы и примеры Вы включите в выступление? (можно по желанию составить короткий план к такому возможному выступлению).



Короткий план выступления:

1. Вступительное слово. Содержит информацию о том, что прежде чем выстраивать систему воспитания ценностных ориентаций у своих подопечных, классному руководителю необходимо уяснить особенности этой воспитательной задачи.

2. Основная часть.

2.1 Сообщение о понятиях «ценности» и «ценностные ориентации».

Ценности имеют две формы существования: социальную, т.е. представлены в общественном сознании в виде идеалов, норм, законодательных предписаний, правил, и индивидуальную – в виде понимания и принятия этих идеалов и норм, в форме смыслов, мотивов, жизненных целей людей. Задача воспитания – обеспечить адекватное понимание и принятие ценности, превращение ее в жизненный неотъемлемый принцип жизнедеятельности человека.

2.2 Выбор форм и методов проводимого внеурочного занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.

2.3 Основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности.

Способы педагогического сопровождения развития ценностных ориентаций обучающихся СПО меняются по мере их взросления, социализации. Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих – лейтмотив развития личности в юношеском возрасте. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности. Признаком нормальной социализации юноши становится его автономность: ему не нужно напоминать о ценностях, он сам не желает отступать от своих принципов. Эти новообразования требуют уважительного отношения со стороны классного руководителя без попыток манипуляции молодыми людьми.

2.4 Примеры из материалов «Разговоры о важном».

В качестве примера можно привести занятие на тему «Символы России» (вариант для СПО «Наша страна Россия»). Так, при формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов России.

В качестве примера можно привести занятие к Дню народного единства на тему «Мы едины – мы одна страна!». Доминирующим при этом является воспитание ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к ее науке, искусству, спорту, научным технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Нельзя оставить без внимания любовь к природе, к истории Отечества, уважение к его государственным органам, к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.


У учащихся помимо патриотических ценностей важно формировать и семейные ценности. Для этого можно провести занятие в рамках изучения темы «День отца» на портале в рамках программы «Разговоры о важном» для обучающихся СПО по теме: «Отчество – от слова Отец». Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

В рамках формирования семейных ценностей, формирования исторической памяти и преемственности поколений с учащимися СПО можно провести занятие по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» в рамках мероприятия «День пожилых людей». Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать преемственности в семейном воспитании и признанию достоинств жизненного опыта.

В рамках проведения Дня учителя для обучающихся СПО рекомендовано внеурочное занятие по теме: «Могу ли я научить других?».Цель: пробуждение интереса обучающихся к профессии учителя, воспитание уважения к учителю; формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека; о качествах, которые необходимы тому, кого можно назвать наставником. Это занятие позволит сформировать у учащихся СПО следующие ценности высшего духовного порядка: самореализации, саморазвития, социального служения.

3. Вопросы для рефлексии.

- Каким образом вы оцениваете для себя информационную ценность данного выступления?

- Считаете ли вы важным формирование ценностей у учащихся в педагогическом процессе или этой проблемой должна заниматься семья?

- Как вы оцениваете свою роль в формировании ценностей у учащихся в курируемых вами группах?

4. Подведение итогов выступления.

4. Проверьте свою работу по представленным критериям. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.

Критерии оценивания:

Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении:

Критерий оценивания

Баллы

Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении содержит информацию о развиваемых ценностных ориентациях

1/0

Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении имеет понятную структуру

1/1

Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении дает представление о выборе форм и методов проводимого внеурочного занятия

1/1

Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении учитывает основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности

1/1

Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении содержит примеры из материалов «Разговоров о важном»

1/1



Интерпретация результатов:


0–2 балла

Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о базовой готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций

3-4 баллов

Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о средней готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций

5 баллов

Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о высокой готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций