Файл: Философия сознания Категория сознания в истории философии. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 13. Философия сознания
1.
Категория сознания в истории философии.
2.
Сущность и происхождение сознания.
3.
Сознание как свойство высокоорганизованной материи.
1. Категория сознания в истории философии.
Категория «сознание», также, как и категория «материя» является основным философским понятием.
Проблема сознания до сих пор остается большой загадкой. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
 сознание существует;
 оно имеет особую, идеальную природу.
Основные подходы к проблеме сознания:
 физикализм;
 солипсизм;
 объективный идеализм;
 диалектический материализм.
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознание, как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики.
Доказательства физикализма опираются на известные факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», медикаментозное влияние на психику, наконец, сознание не может существовать без мозга, а мозг биологический орган.
Однако логические доводы физикалистов наталкиваются на серьезную проблему – это идеальность сознания:
1.
образы, существующие в уме человека не имеют материальных характеристик – массы, формы, запаха, четких размеров;
2.
сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
3.
никому не удавалось «увидеть» сознания другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество, под микроскопом – нейроны).
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен.
Течения физикализма:

«теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением дыханием, мозговыми процессами);

«теория элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее, ненаучное;

вульгарный материализм (Фохт утверждает, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

2
Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся: объективный идеализм и диалектический материализм.
Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от индивида как часть «мирового духа».
Диалектический материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) Эта точка зрения наиболее распространена в российской философии.
Студентам предлагается высказать свое мнение по поводу следующих
суждений: «Мыслит мозг и поэтому он порождает сознание». «Сознание лишь
функция нейрофизиологических процессов, происходящих в мозгу человека».
2. Сущность и происхождение сознания.
Помимо основных подходов к проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
1.
сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
2.
сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам;
3.
сознание – продукт исключительно человеческого мозга.
Согласно космической (либо божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
Данный подход представлен великим Платоном, школой неоплатонизма, представлен в различных религиозных течениях.
Здесь можно сказать о «философии всеединства» русского философа В.С.
Соловьева, о монадологии русского поэта и философа Д.А. Андреева, который
считал, что неделимыми и бессмертными духовными единицами мира являются
монады сотворенные Богом. Он сравнивал их с тончайшей энергией Вселенной.
Сознание предстает как явление надчеловеческое не только в форме божественного разума - в учениях и религиозного и атеистического характера ему даются самые разные определения: «живое тело космоса», «всепроникающий эфир»,
«океаноподобный абсолют», «информационное тело космоса» и т.д.
Французский биолог и ученый Л.Т. де Шарден считал, что сознание –


3 надчеловеческая сущность «внутренняя сторона» материи.
В теории М. Талбота Вселенная – это гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю.
Согласно теории психосферы Рейзера, Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом.
Знаменитый физик М. Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природой Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человека.
Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Изучая поведение животных, социобиологи обнаружили у них и общественный образ жизни, и своеобразную
«мораль», и сходные с человеческими психические явления – лидерство, конфликтность, внушаемость заражаемость.
В психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно говорить жестами, осваивая по разным данным от 130 до 255 знаков.
И хотя тезис о единой сущности сознания человека и животного не доказан, правильно, вероятно, будет считать, что сознание присуще и высшим животным
(приматы, собачьи, кошачьи и др.), а самый высокий уровень сознания имеет человек.
Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
В.В. Налимов в книге «Спонтанность сознания» описывает следующий случай
и дает ему трактовку: «Летом, на веранде дачного дома в кресле сидела пожилая
женщина и читала книгу. Неожиданно её внимание привлек шорох. Повернув голову,
она увидела у своих ног большую крысу, внимательно и, как бы просяще, смотрящую
на неё. Женщина попыталась отогнать крысу, но та не уходила. Тогда женщина
взяла с подоконника молоток и замахнулась на неё. Крыса не ушла – казалось, она
просила смертельного удара. Он последовал – она не уклонилась от него.
Да, это совсем странный случай. Крыса, видимо, мучительно больная, просила
смерти от всемогущего человека. Значит, в какой-то степени она владела смыслами
и могла их изменять».
Студентам предлагается высказать свое мнение по поводу прочитанного и
предложить другие объяснения данному случаю.
3. Сознание как свойство высокоорганизованной материи.
В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.


4
Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.
Ключевыми понятиями теории отражения являются:
 отражение;
 раздражимость;
 чувствительность;
 психическое отражение;
 сознательная форма отражения.
Элементарными формами отражения являются:
 механическое;
 физическое;
 химическое.
Нас в данное время интересует особая форма отражения – биологическое отражение. Его специфика в том, что оно присуще только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.
Формами биологического отражения (присущего всем живым организмам являются:
 раздражимость;
 чувствительность;
 психическое отражение.
Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира.
Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в ощущениях.
Психическое отражение – осмысление ощущений, способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие ситуации.
Высшей формой биологического отражения является сознание, присущее, с точки зрения диалектического материализма только человеку. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии, способность к предметно-практической деятельности.
Главными свойствами человеческого сознания являются:
 идеальность;
 интенциональность;
 идеатарность.
Идеальность – это нематериальная сущность сознания. Сознание – это субъективный образ объективного мира.
Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть

5 беспредметным. Интенциональность сознания подразумевает наличие:
 предмета сознания;
 формы (как сознание воспринимает предмет).
Основными формами сознания являются:
 восприятие;
 осмысление;
 оценка;
 воспоминание;
 фантазирование;
 жизненный опыт.
Сознание существует в форме понятий, суждений, умозаключений.
Понятие – это категория при помощи которой человек проникает в то, что недоступно ощущениям.
Суждение – эта такая форма мысли, в которой посредством понятий отрицается или утверждается что-либо.
Умозаключение – это процесс мышления, в результате которого из нескольких суждений выводится новое суждение.
Идеатарность сознания – это способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от психики животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка.
Благодаря идеатарности стали возможными эволюция человечества и развитие самого сознания.
Возникновение сознания было подготовлено длительной эволюцией природы.
Труд, сознание и язык представляют собой составные грани одного целого – социального комплекса целеполагающей деятельности человека.
История становления человеческого общества связана с переходом человека к производству орудий труда.
Можно выделить три взаимосвязанных следствия этого процесса:
 активизация деятельности мозга, его развитие;
 логика усложняющихся практических действий закрепляется в логике мышления, тренируя и развивая мозг, расширяя информативные возможности;
 совершенствующийся производственный процесс усложняет и социальные отношения.
Человеческое общение, общественный характер производства явились причиной возникновения языка, без языка невозможно было бы развитие сознания.
Язык – это способ выражения, средство закрепления и передачи мысли.


6
Основные функции языка следующие:
 обозначающая – слово всегда связано с определенным предметом, процессом, явлением;
 обобщающая – в слове в сжатом виде отражается существенное явление;
 коммуникативная – средство общения;
 функция выражения – с помощью языка выражаются интересы и потребности людей;
 функция воздействия – речь всегда оказывает воздействие на слушающего.
Т.о., сознание возникает и развивается в процессе практической коллективной деятельности людей, направленной на преобразование действительности.
В заключение подчеркнем еще раз следующее:
1.
сознание – это способность человека при помощи мозга отражать и воспроизводить в идеальной форме явления материального мира;
2.
сознание возникает в результате общественно-трудовой деятельности и обусловлено социально-экономическими причинами;
3.
сознание существует в форме понятий, суждений, умозаключений, возникающих в результате взаимодействия человека с окружающим миром и языкового общения;
4.
сознание конструктивно, творчески активно, оно не только отражает объективный мир, но и преобразует его.