Файл: Реферат по дисцеплине введение в специальность По теме эмоциональная саморегуляция в практической деятельности медицинской сестры.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.5.СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Известно, что профессии медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, поэтому для врачей и медицинских сестёр своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии. Актуальность его для медицинской общественности страны была продемонстрирована в нескольких исследованиях. Клиническая картина СЭВ многогранна и состоит из ряда психопатологических проявлений, психосоматических расстройств и признаков социальной дисфункции. К психопатологическим проявлениям относят хроническую усталость, потерю энергии, нарушения памяти и внимания (недостаточная точность, дезорганизация), недостаток мотивации, а также личностные изменения (сниженный интерес, цинизм, агрессивность). Возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, которые могут способствовать суициду. Кроме этого, прослеживается связь между СЭВ и развитием зависимостей от психоактивных веществ. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные расстройства (симптом раздраженного желудка, диарея), кардиоваскулярные нарушения (тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия). Наблюдаются частые простудные заболевания, возможно обострение хронических болезней: бронхиальной астмы, дерматитов, псориаза и др.К признакам социальной дисфункции можно отнести социальную изоляцию, проблемы в семье, на рабочем месте. Большинство психологов выделяют три ключевых признака СЭВ: 1. предельное истощение; 2. чувство личностной отстраненности от пациентов и от работы. 3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Но затем наступает истощение. Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект выгорания, его можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Сами обследуемые люди, испытывающие выгорание, описывают отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе через изменение своего сострадания в отношении к пациенту. Как своеобразный способ защиты от эмоциональных раздражителей, мешающих эффективному выполнению работы. В крайних проявлениях СЭВ человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к человеку — субъекту профессиональной деятельности, Он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
Ощущение утраты достижений, или чувство некомпетентности в процессе развития СЭВ становится доминирующим мотивом в оценке специалистом своей работы. Люди не видят перспектив для профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. СЭВ также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, человек испытывает потребность отстраниться на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. К признакам психической дисфункции, наблюдающимся при СЭВ можно отнести следующие: потеря ясности мышления; трудности концентрации внимания, ухудшение кратковременной памяти; постоянные опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя; увеличение числа ошибок и оговорок; увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации, близкие к ним. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «контагиозно» и, распространяться через неофициальные взаимодействия на работе. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: 1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы). 2. Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности). 3. Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психоактивных веществ). 4. Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами). 5. Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от пациентов, коллег.
Заключение
Управление собой заключается в проявлении определенных личностных качеств и черт характера на руководящей должности. Хорошему руководителю следует воспитывать в себе и постоянно совершенствовать следующие качества: дипломатичность, такт и терпение, которые необходимо подтверждать решимостью видеть хорошо выполненную работу. При этом важно проявить твердость, потому что иногда такт и дипломатичность расценивают как проявление слабости и нерешительности; готовность позитивно оценивать и принимать новые идеи; умение поддерживать подчиненных, которые не проявляют инициативу из-за опасения совершить ошибку; готовность позволить принимать решения другим сотрудникам; настойчивость и упорство в разумных пределах — стараться достичь поставленной цели; умение руководить людьми, силой своего интеллекта побуждать их ответственно относиться к своим обязанностям; умение создать единую команду, работающую с полной отдачей на пользу и процветание общего дела. В работе медсестры важную роль играют такие качества, как внимание, контроль и самоконтроль. Необходимо уметь прогнозировать и предвидеть ошибки — как свои, так и подчиненных. Развитию этих способностей поможет совершенствование следующих личностных качеств: уравновешенность и умение управлять своими эмоциями; умение налаживать контакты не только с подчиненными, но и с руководителями; — способность в любой ситуации всю ответственность без малейших колебаний взять на себя. В любом деле ошибки и упущения подчиненных неизбежны, поэтому руководитель должен всегда быть готов взять ответственность на себя, причем каждый промах и просчет ему необходимо расценивать как собственную ошибку. Медицинский персонал сам нуждается в психологической помощи, ему необходимо научиться адаптироваться к ситуации, справляться с собственным эмоциональным напряжением, страхом смерти и боли. Отношения с коллегами должны выстраиваться только на почве доверия, взаимозаменяемости, поддержки и помощи. Необходима деликатность персонала при переживаниях других. Группы психологической поддержки. Отдых, переключение на другие виды деятельности и другие приемы используются для поддержания здоровья самих медиков, качества их жизни, удовлетворенности своим трудом, профилактики «выгорания». Забота медицинского работника о собственном эмоциональном состоянии это опосредованное проявление заботы о пациентах. Забота о своем здоровье — профессиональная обязанность медицинского работника. Для этого необходимо создавать условия для повышения профессиональной мотивации медицинских работников на уровень самооценки, создание благоприятной атмосферы на рабочем месте, политика администрации по отношению к здоровью сотрудников, создание среды справедливости, уверенность в стабильности своего положения, отношение медсестры к своей работе, понимание медсестрой своей роли в профессиональной деятельности.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/samokontrol-i-samoanaliz-v-sestrinskoy-praktike/
1. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
2. Козак В.С. «Контроль сестринского персонала ЛПУ и его роль в улучшении качества медицинской помощи» «Главный врач», 2005. — №1