Файл: Дисциплина основы специальной педагогики и психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сенсорная алалия и нарушения слуха. С. Н. Шаховская (1998) выделила некоторые диагностические показатели для разграничения ребенка с сенсорной алалией (трудности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи). В их числе следующие:
-
слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в разное время суток в различных условиях он слышит одинаково), а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более тихое звучание, то не воспринимает более громкого звучания; -
непостоянство показателей аудиометрического исследования ребенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспособности, повышенной утомляемости, дисгармоничности процессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказывается на возможностях высшего акустического анализа и синтеза; -
усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослышащего ребенка. Его голос лишен звучности, он тих, глуховат, а при сенсорной алалии голос сохраняет нормальную громкость и звонкость; -
со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ребенком, страдающим сенсорной алалией; -
ребенок с сенсорной алалией на громкие, затем на сверхгромкие звуки не реагирует; более тихое, спокойное звучание ребенок воспринимает лучше, чем звуки повышенной громкости, которые могут вызвать запредельное охранительное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключаясь из работы; -
слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым аппаратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слуховым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; усиление звуков становится для него неприятным раздражителем; -
при сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих (шелест перелистываемых страниц, капающая из крана вода и др.), что подчеркивает сохранность у них слуха.
7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.
Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.
При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.
Приведем пример сложности и разноуровневости проблем ребенка с ринолалией.
Характерной особенностью речи такого ребенка является носовой оттенок, так как струя воздуха во время речевого акта проходит через нос, а не через рот (открытая ринолалия). Вследствие отсутствия или недостаточности перегородки между носовой и ротовой полостью (из-за расщелин твердого и мягкого неба, недостаточной подвижности мягкого неба) струя воздуха уходит в нос, и речь ребенка с таким нарушением обычно малопонятна для окружающих. Он практически не умеет направленно выдыхать через рот — задувать свечку, дышать на ладошки, петь гласные.
До операции ребенок с расщелиной твердой) неба, как правило, носит обтураторы (пластины, создающие искусственное небо), которые меняются по мере взросления ребенка. При недостаточно внимательном отношении в промежутки между пластинами может забиваться пища, становясь источником инфекции и ослабляя организм ребенка.
Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопеда как в доонерациоипый, так и в послеоперационный период. Воспитатель работает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по развитию речевого (ротового) дыхания.
У ребенка с закрытой ринолалией из-за разращений в носу полипов закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет носовые звуки [м] и [н] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих случаях отводится медицинской коррекции - удалению аденоидов, физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются логопед и воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Необходимо несколько раз (3-4) в день с этим ребенком выполнять дыхательные упражнения:
-
дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот и другая ноздря должны быть закрыты; -
делать вдох ртом, а выдох носом и наоборот, вдыхать носом, а выдыхать ртом; -
пропевать на мотив песни звук [м].
Важно, чтобы воспитатель контролировал работу над правильным дыханием ребенка, которую проводят также и родители.
В дальнейшем первостепенную роль будут иметь занятия с логопедом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы.
8. Элементы психотерапии в работе логопеда
«Я не могу, у меня ничего не получается», — обычно именно эти слова слышит логопед от ребенка-логопата, приступая к занятиям с ним. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они будут заниматься, все, что в ней находится, прежде всего игрушки. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.
Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель — должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.
Один из важнейших элементов психотерапии — поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и др.) формах.
Занимаясь с ребенком, следует соблюдать следующие правила:
-
сидите справа от него. Правая сторона - это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении - к результатам, которых вы оба ждете; -
занимайте позицию Левелинга - на уровне глаз ребенка (он - на стуле, вы на стульчике; он - на полу и вы - на полу); -
следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание); -
принимайте ребенка таким, какой он есть; -
будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он - интерес к тому, что он делает); -
оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни; -
никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову — это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.
Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.
В число средств, с помощью которых специалист добивается успеха, входят следующие:
-
упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние; угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т. д.), помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку; -
музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка — успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.
Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей.
Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает свои возможности, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это предотвратить?
Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает), надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов. Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.
Способ общения с ребенком (а их около 6,5 тыс. с точки зрения трансактного анализа) выбирают по ситуации.
Контрольные вопросы
-
Каковы основные задачи логопедии? -
Перечислите методы исследования и воздействия в логопедии. -
Охарактеризуйте основные виды речи. -
Какие группы нарушений речи выделил М. Е. Хватцев? -
Дайте характеристику основных этапов развития речи детей по А. А. Леонтьеву. -
Какие нарушения речи входят в состав клинико-педагогической классификации? -
Назовите основные группы речевых нарушений, выделенных в психолого-педагогической классификации. -
Предмет, задачи и методы логопсихологии. -
Какова роль психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи в ПМПК? -
Основные пути нсихокоррекционной и профилактической работы с детьми, имеющими речевые нарушения. -
Какие элементы психотерапии может использовать в своей работе логопед?
Практические занятия по курсу «Основы специальной педагогики и психологии»
Занятие 1. Общие требования к организации и содержанию коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных учреждениях.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Специальное образование как условие присвоения ребенком общественно-исторического опыта.
2. Система коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклоняющимся развитием.
3. Содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в различные периоды детства.
4. Предметно-развивающая среда, материально-технические условия и педагогические кадры.
5. Перспективные направления развития дошкольной коррекционной педагогики.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Письменно выделите требования к предметно-развивающей среде и материально-техническим условиям в специальном дошкольном образовательном учреждении.
Основная литература:
1.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.-с.14-31.
2. М. А. Касицына Особенности проектирования «Образовательной программы» в детском саду компенсирующего вида для детей ЗПР Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.-2.-с.13-25.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература
1.Т.С. Зыкова Специальный стандарт образования: кому он нужен?// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.-2.-с. 3-10.
Занятие 2.