Файл: Дисциплина основы специальной педагогики и психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности психического развития и обучения детей с нарушениями зрения
1.Предмет и задачи тифлопедагогики.
2.Классификация нарушений зрения у детей.
3.Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.
3.Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности детей с нарушением зрения.
5. Дошкольное образование детей с нарушениями зрения.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Подготовить презентацию на тему: «Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих».
Основная литература:
1.Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии.- М.,2010.- с.151-160.
2.Специальная педагогика /под ред М.Н. Назаровой.- М., 2002.с.279-299.
3.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.- с.125-158.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литературА
1.Д.С. Алиева Моделирование математических понятий и действий при обучении детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2011.- № 1.- с. 19-23.
2. В.М. Севостьянова Особенности обучения математике слепых детей и детей с остаточным зрением// Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.- 2009.-№ .- с. 34-41.
3. Программы и учебно-методические комплекты для детей с нарушениями зрения//Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.- М.,2008.-с.29-33.
Занятие 3. Особенности психического развития и обучения детей с нарушениями слуха
1.Предмет и задачи сурдопедагогики.
2.Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.
3.Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.
4.Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности детей с нарушением зрения.
5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха.
6.Специальные технические средства для неслышащих.
7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Подготовить реферативное сообщение на тему: «История сурдопедагогики».
Основная литература:
1.Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии.- М.,2010.- с.151-160.
2.Специальная педагогика /под ред М.Н. Назаровой.- М., 2002.с.279-299.
3.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.- с.125-158.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литературА
1. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем обсуждаем// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.-№ 3.- с.3-9.
2.Р.М. Боскис Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.-№ 2.-с.64-72.
3. Программы и учебно-методические комплекты для детей с нарушениями слуха//Программы для ДОУ компесирующего и комбинированного видов.М.,2008.-с.11-28.
Занятие 4 . Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Интегрированное воспитание и обучение детей с ЗПР», «Организация работы с родителями воспитанников с ЗПР».
2. Подготовиться к дискуссии на тему: «Инклюзивное образование: плюсы и минусы!»
Основная литература:
1.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.- с. 57-93.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литературА
1. Р.Д. Тригер Психолого-педагогические условия эффетивного обучения младших школьников с задержкой психического развития// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2011.- № 1.- с. 33-38.
2. М.А. Касицына Особенности проектирования «Образовательной программы» в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.- № 2.- с.13-25.
Основы специальной педагогики и психологии
Тестирование
1. Сочетание личности и социума
, когда личность бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию называется
- зоной актуального развития;
- нормой развития;
- зоной ближайшего развития.
2. Сложный, многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних это…
- компенсация;
- коррекция;
- деменция.
3. Новое направление в обучении и воспитании детей с различными нарушениями психофизического развития. Осуществляется в образовательных учреждениях совместно с нормально развивающимися сверстниками
- инклюзия;
- проблемное обучение;
- модульное обучение.
4. Наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания называется
- логопедией;
- логоритмикой;
- логопсихологией.
5. Уберите лишнюю причину, которую М. Е. Хватцев не выделял в качестве причины речевого нарушения:
- органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.);
- дефекты воспитания;
- функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);
- социально-психологические причины;
6. Для учащихся школ 3 вида выпускается литература, издаваемая по….
- системе Брайля;
- с использованием тактильного алфавита;
- с использованием динамической системы;
- логопедических тетрадей.
7. Особая форма психического недоразвития, возникшая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
-деменция;
- аутизм;
- ретардация;
- олигофрения.
- прогрессирующий характер;
- непрогрессирующий характер.
9…………..стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослабленности памяти, уплощению эмоций. Данное нарушение носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.
- ………
- ………
- ………
- когда обучающийся имеет тяжелые множественные нарушения;
- в связи с особенностями познавательной деятельности;
- у детей с амблиопией и косоглазием.
12. Наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения
- сурдопедагогика;
- тифлопедагогика;
- олигофренопедагогика.
13. Основоположник тифлопедагогики и обучения незрячих
- В. Гаюи;
- Л. С. Выготский;
- М. Монтессори.
14. Расстройства бинокулярного зрения возникает при
- рефракционной амблиопии;
- анизометропии;
- дизбинокулярной амблиопии;
- обскурационной амблиопии.
- прогрессирующих зрительных дефектах;
- непрогрессирующих зрительных дефектах;
- при остроте зрения 0,2.
16. Вера в возможности реабилитации и абилитации ребенка, в то, что дети с особыми образовательными потребностями могут достичь высоких результатов характерно для принципа
- принцип развития мышления, языка и коммуникации;
- педагогического оптимизма;
- ранней педагогической помощи;
- деятельностного подхода в обучении и воспитании.
17. Наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания называется
- логопедией;
- логоритмикой;
- логопсихологией.
18. Подчеркните лишнюю причину, которую М. Е. Хватцев не выделял в качестве причины речевого нарушения:
- органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.);
- дефекты воспитания;
- функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);
- социально-психологические причины.
1.Предмет и задачи тифлопедагогики.
2.Классификация нарушений зрения у детей.
3.Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.
3.Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности детей с нарушением зрения.
5. Дошкольное образование детей с нарушениями зрения.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Подготовить презентацию на тему: «Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих».
Основная литература:
1.Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии.- М.,2010.- с.151-160.
2.Специальная педагогика /под ред М.Н. Назаровой.- М., 2002.с.279-299.
3.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.- с.125-158.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литературА
1.Д.С. Алиева Моделирование математических понятий и действий при обучении детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2011.- № 1.- с. 19-23.
2. В.М. Севостьянова Особенности обучения математике слепых детей и детей с остаточным зрением// Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.- 2009.-№ .- с. 34-41.
3. Программы и учебно-методические комплекты для детей с нарушениями зрения//Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.- М.,2008.-с.29-33.
Занятие 3. Особенности психического развития и обучения детей с нарушениями слуха
1.Предмет и задачи сурдопедагогики.
2.Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.
3.Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.
4.Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности детей с нарушением зрения.
5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха.
6.Специальные технические средства для неслышащих.
7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Подготовить реферативное сообщение на тему: «История сурдопедагогики».
Основная литература:
1.Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии.- М.,2010.- с.151-160.
2.Специальная педагогика /под ред М.Н. Назаровой.- М., 2002.с.279-299.
3.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.- с.125-158.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литературА
1. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем обсуждаем// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.-№ 3.- с.3-9.
2.Р.М. Боскис Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.-№ 2.-с.64-72.
3. Программы и учебно-методические комплекты для детей с нарушениями слуха//Программы для ДОУ компесирующего и комбинированного видов.М.,2008.-с.11-28.
Занятие 4 . Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей дошкольного возраста. -
Этапы оказания помощи детям с задержкой психического развития. -
Изучение возникновения причин задержки психического развития у детей. -
Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний. -
Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития. -
Организационные формы помощи детям-дошкольникам с ЗПР. -
Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.Подготовить сообщение на одну из тем:
«Интегрированное воспитание и обучение детей с ЗПР», «Организация работы с родителями воспитанников с ЗПР».
2. Подготовиться к дискуссии на тему: «Инклюзивное образование: плюсы и минусы!»
Основная литература:
1.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.- с. 57-93.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литературА
1. Р.Д. Тригер Психолого-педагогические условия эффетивного обучения младших школьников с задержкой психического развития// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2011.- № 1.- с. 33-38.
2. М.А. Касицына Особенности проектирования «Образовательной программы» в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.- № 2.- с.13-25.
Основы специальной педагогики и психологии
Тестирование
1. Сочетание личности и социума
, когда личность бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию называется
- зоной актуального развития;
- нормой развития;
- зоной ближайшего развития.
2. Сложный, многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних это…
- компенсация;
- коррекция;
- деменция.
3. Новое направление в обучении и воспитании детей с различными нарушениями психофизического развития. Осуществляется в образовательных учреждениях совместно с нормально развивающимися сверстниками
- инклюзия;
- проблемное обучение;
- модульное обучение.
4. Наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания называется
- логопедией;
- логоритмикой;
- логопсихологией.
5. Уберите лишнюю причину, которую М. Е. Хватцев не выделял в качестве причины речевого нарушения:
- органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.);
- дефекты воспитания;
- функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);
- социально-психологические причины;
6. Для учащихся школ 3 вида выпускается литература, издаваемая по….
- системе Брайля;
- с использованием тактильного алфавита;
- с использованием динамической системы;
- логопедических тетрадей.
7. Особая форма психического недоразвития, возникшая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
-деменция;
- аутизм;
- ретардация;
- олигофрения.
-
При олигофрении органическая недостаточность мозга носит:
- прогрессирующий характер;
- непрогрессирующий характер.
9…………..стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослабленности памяти, уплощению эмоций. Данное нарушение носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.
-
Назовите степени умственной отсталости в соответствии с международной классификацией (МКБ -9).
- ………
- ………
- ………
-
В каких случаях в специальной педагогике применяется индивидуальная форма обучения?
- когда обучающийся имеет тяжелые множественные нарушения;
- в связи с особенностями познавательной деятельности;
- у детей с амблиопией и косоглазием.
12. Наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения
- сурдопедагогика;
- тифлопедагогика;
- олигофренопедагогика.
13. Основоположник тифлопедагогики и обучения незрячих
- В. Гаюи;
- Л. С. Выготский;
- М. Монтессори.
14. Расстройства бинокулярного зрения возникает при
- рефракционной амблиопии;
- анизометропии;
- дизбинокулярной амблиопии;
- обскурационной амблиопии.
-
Происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса
- прогрессирующих зрительных дефектах;
- непрогрессирующих зрительных дефектах;
- при остроте зрения 0,2.
16. Вера в возможности реабилитации и абилитации ребенка, в то, что дети с особыми образовательными потребностями могут достичь высоких результатов характерно для принципа
- принцип развития мышления, языка и коммуникации;
- педагогического оптимизма;
- ранней педагогической помощи;
- деятельностного подхода в обучении и воспитании.
17. Наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания называется
- логопедией;
- логоритмикой;
- логопсихологией.
18. Подчеркните лишнюю причину, которую М. Е. Хватцев не выделял в качестве причины речевого нарушения:
- органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.);
- дефекты воспитания;
- функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);
- социально-психологические причины.