Файл: Дисциплина основы специальной педагогики и психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности психического развития и обучения детей с нарушениями зрения

1.Предмет и задачи тифлопедагогики.

2.Классификация нарушений зрения у детей.

3.Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

3.Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности детей с нарушением зрения.

5. Дошкольное образование детей с нарушениями зрения.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Подготовить презентацию на тему: «Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих».

Основная литература:

1.Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии.- М.,2010.- с.151-160.

2.Специальная педагогика /под ред М.Н. Назаровой.- М., 2002.с.279-299.

3.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.- с.125-158.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литературА
1.Д.С. Алиева Моделирование математических понятий и действий при обучении детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2011.- № 1.- с. 19-23.

2. В.М. Севостьянова Особенности обучения математике слепых детей и детей с остаточным зрением// Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.- 2009.-№ .- с. 34-41.

3. Программы и учебно-методические комплекты для детей с нарушениями зрения//Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.- М.,2008.-с.29-33.
Занятие 3. Особенности психического развития и обучения детей с нарушениями слуха

1.Предмет и задачи сурдопедагогики.

2.Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.

3.Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.

4.Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности детей с нарушением зрения.

5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха.

6.Специальные технические средства для неслышащих.

7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Подготовить реферативное сообщение на тему: «История сурдопедагогики».

Основная литература:

1.Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии.- М.,2010.- с.151-160.

2.Специальная педагогика /под ред М.Н. Назаровой.- М., 2002.с.279-299.

3.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.- с.125-158.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литературА

1. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем обсуждаем// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.-№ 3.- с.3-9.

2.Р.М. Боскис Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.-№ 2.-с.64-72.

3. Программы и учебно-методические комплекты для детей с нарушениями слуха//Программы для ДОУ компесирующего и комбинированного видов.М.,2008.-с.11-28.

Занятие 4 . Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    1. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей дошкольного возраста.

    2. Этапы оказания помощи детям с задержкой психического развития.

    3. Изучение возникновения причин задержки психического развития у детей.

    4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний.

    5. Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    6. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с ЗПР.

    7. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Подготовить сообщение на одну из тем:

«Интегрированное воспитание и обучение детей с ЗПР», «Организация работы с родителями воспитанников с ЗПР».

2. Подготовиться к дискуссии на тему: «Инклюзивное образование: плюсы и минусы!»

Основная литература:

1.Специальная дошкольная педагогика / под ред.Стребелевой Е.А.- М., 2001.- с. 57-93.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литературА

1. Р.Д. Тригер Психолого-педагогические условия эффетивного обучения младших школьников с задержкой психического развития// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2011.- № 1.- с. 33-38.

2. М.А. Касицына Особенности проектирования «Образовательной программы» в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009.- № 2.- с.13-25.
Основы специальной педагогики и психологии

Тестирование
1. Сочетание личности и социума

, когда личность бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию называется

- зоной актуального развития;

- нормой развития;

- зоной ближайшего развития.
2. Сложный, многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних это…

- компенсация;

- коррекция;

- деменция.
3. Новое направление в обучении и воспитании детей с различными нарушениями психофизического развития. Осуществляется в образовательных учреждениях совместно с нормально развивающимися сверстниками

- инклюзия;

- проблемное обучение;

- модульное обучение.
4. Наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания называется

- логопедией;

- логоритмикой;

- логопсихологией.
5. Уберите лишнюю причину, которую М. Е. Хватцев не выделял в качестве причины речевого нарушения:
- органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.);

- дефекты воспитания;

- функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);

- социально-психологические причины;
6. Для учащихся школ 3 вида выпускается литература, издаваемая по….

- системе Брайля;

- с использованием тактильного алфавита;

- с использованием динамической системы;

- логопедических тетрадей.

7. Особая форма психического недоразвития, возникшая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

-деменция;

- аутизм;

- ретардация;

- олигофрения.


    1. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит:

- прогрессирующий характер;

- непрогрессирующий характер.
9…………..стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослабленности памяти, уплощению эмоций. Данное нарушение носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.



  1. Назовите степени умственной отсталости в соответствии с международной классификацией (МКБ -9).


- ………

- ………

- ………

  1. В каких случаях в специальной педагогике применяется индивидуальная форма обучения?


- когда обучающийся имеет тяжелые множественные нарушения;

- в связи с особенностями познавательной деятельности;

- у детей с амблиопией и косоглазием.

12. Наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения

- сурдопедагогика;

- тифлопедагогика;

- олигофренопедагогика.
13. Основоположник тифлопедагогики и обучения незрячих

- В. Гаюи;

- Л. С. Выготский;

- М. Монтессори.
14. Расстройства бинокулярного зрения возникает при

- рефракционной амблиопии;

- анизометропии;

- дизбинокулярной амблиопии;

- обскурационной амблиопии.


  1. Происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса

- прогрессирующих зрительных дефектах;

- непрогрессирующих зрительных дефектах;

- при остроте зрения 0,2.
16. Вера в возможности реабилитации и абилитации ребенка, в то, что дети с особыми образовательными потребностями могут достичь высоких результатов характерно для принципа

- принцип развития мышления, языка и коммуникации;

- педагогического оптимизма;

- ранней педагогической помощи;

- деятельностного подхода в обучении и воспитании.
17. Наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания называется

- логопедией;

- логоритмикой;

- логопсихологией.
18. Подчеркните лишнюю причину, которую М. Е. Хватцев не выделял в качестве причины речевого нарушения:
- органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.);

- дефекты воспитания;

- функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);

- социально-психологические причины.