Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
реализуемых на восточном направлении, будет иметь приоритетное значение.
2.3. Транспорт как одна из важнейших отраслей естественной монополии в России.
Транспортная сфера в экономике страны играет не меньшую роль, нежели две предыдущих. Основная задача данной отрасли – перевозки. Как правило, перевозки осуществляются по железным дорогам.
Перевозки грузов всеми видами транспорта восстановились после пандемийного периода (+2,5% к объёму 2020 года) и достигли 8 млрд тонн.
Интенсивнее всего восстанавливались авиаперевозки (+25,7%). Они же испытали наибольший спад после введения санкционных ограничений в марте 2022 года (–72%)
Ключевой тенденцией для сектора, определяющей его структурные
изменения и темпы восстановления, станет переориентация существенной массы товарных потоков с Запада на Восток и рост объёмов товаров, ввозимых из Азии.
С точки зрения зависимости от импорта наиболее уязвимы авиаперевозки и перевозки автомобильным транспортом. Первые пострадают как от санкционных ограничений на полёты по европейским и североамериканским направлениям, так и от ожидаемого дефицита запасных деталей и отсутствия возможности регулярного сервисного обслуживания парка у авторизованных компаний.
Снижение объёма автомобильных перевозок также ожидается в результате санкционных ограничений на движение товаров через западную границу страны.
Для железнодорожных перевозок влияние импортозависимости менее выражено.
В данном сегменте российские перевозчики оказались наименее подвержены неблагоприятному влиянию санкционных ограничений. Они в гораздо меньшей степени зависят от импортных комплектующих, а большая часть номенклатуры перевозимых грузов либо не подпадает под санкционные ограничения, либо направляется в страны, не вводившие санкций против российской экономики.
Для железнодорожных перевозок тенденцией на 2022 год будет концентрация на восточных направлениях, сопровождающаяся увеличением доли грузов с более низким переделом. С высокой долей вероятности восточные экономические партнёры предпочтут самостоятельно перерабатывать сырье на своей территории, а отечественным производителям придётся идти на уступки ради сохранения торгового оборота. Основу экспортных грузоперевозок будут составлять базовые и наиболее востребованные на мировых рынках товары (нефть, газ, редкоземельные металлы, зерно, удобрения). Железнодорожный транспорт остается монополистом в плане перевозок стратегически важных объектов для государства, перевозок пассажиров на дальние расстояния, в регионы, где плохо развита другая инфраструктура, а также в плане перевозок добываемых полезных ископаемых. Так, по железным дорогам транспортируется 90% каменного угля, руды, черных металлов цемента, 80% химических и минеральных удобрений, 70% строительных грузов.
17
Морские перевозки также будут в основном фокусироваться на сырьевых товарах, в то время как объём контейнерного трафика будет сокращаться. Это связано как с санкционными ограничениями на поставку в Россию определённых категорий товаров, так и с ослаблением внутреннего спроса из-за снижающейся покупательной способности населения.
По итогам года сократятся пассажирские перевозки всеми видами транспорта. Главную роль сыграют санкционные ограничения и уход с российского рынка ряда перевозчиков, в частности, авиакомпаний. Сокращение доступных внешних туристических направлений может подстегнуть рост внутренних пассажирских перевозок.
Вероятность государственной поддержки предприятий транспортного сектора оценивается как высокая в силу их инфраструктурной и социальной значимости.
Таким образом, проанализировав деятельность естественных монополий в современной России в различных сферах производства, можно сказать, что они вносят очень большой вклад в экономику страны. Логично, что деятельность монопольных организаций, оказывая влияние на экономику нашей страны, воздействует на население страны в целом. Деятельность монополий является одним из факторов определения таких понятий, как уровень цен и уровень инфляции в стране.
3. Порядок регулирования естественных монополий в России
3.1. Методы регулирования естественных монополий в России
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий18:
1. Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
3. Контроль за различными видами деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки, крупные инвестиционные проекты.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами. Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
19.
Государственное регулирование современных естественных монополий, а также система ценообразования непосредственно на их услуги сегодня достаточно полно отражают особенности переходного периода в нашей стране. Для различных субъектов экономики современного рыночного типа важной чертой хозяйствования можно назвать соответствие цен на свою продукцию общим затратам на ее производство, обеспечение доходности на вложенный капитал. Непосредственно от степени данного соответствия зависят в значительной мере темпы роста производства, замедления или же ускорения общественного развития. Отечественные естественные монополии представляют собой определяющий сектор, который прочно утвердился в национальной экономике и нередко злоупотребляет своим монопольным (доминирующим) положением на внутреннем рынке.
Существующий механизм формирования цен и тарифов позволяет естественным монополистам завышать размеры необходимых затрат и устанавливать самостоятельно монопольные цены в соответствии с действующими методами государственного регулирования цен и тарифов и в основном на уровне, обеспечивать получение сверхвысокой прибыли20. Монополисты, как правило, не желают снижать расходы, поскольку имеют возможность возмещать их именно через завышенные тарифы. В результате часть расходов перекладывается на предприятия немонополизированного сектора экономики и население21.
Таким образом, процесс монополизации экономики России имеет положительные и отрицательные последствия. Для предотвращения проявления негативных факторов, государство сегодня вынуждено проводить активную антимонопольную политику.
3.2. Проблемы регулирования естественных монополий в России
В целом государственное регулирование естественных монополий нельзя назвать эффективным. Это очень отрицательно сказывается как на самих монополиях, так и на потребителях. В ходе исследования было выделено несколько причин неэффективного регулирования естественных монополий в России, которые можно рассматривать как проблемы. Основной проблемой многие исследователи считают несовершенство законодательной базы, которое выражается в отсутствии в законодательстве четкого определения того, что такое естественная монополия и кто является субъектом естественной монополии22.
На сегодняшний день отсутствует единый подход к установлению границ естественных монополий, их идентификации, а также обоснованию включения субъектов хозяйствования в Реестры естественных монополистов
23. Негативное влияние на процесс регулирования оказывает неопределенность государства в его целях. Правительству необходимо определиться с тем, что более значимо в вопросе естественных монополий: низкие тарифы или поддержание размера ВВП за счет инвестиционных программ. Сейчас ясности нет, поэтому и в регулировании монополий наблюдается то рост тарифов, то замораживание. Еще одной проблемой можно считать отсутствие стабильности, прозрачности и прогнозируемости. Нестабильные правила, постоянная корректировка принятых решений приводят к тому, что предприятия не могут себе позволить строить долгосрочные стратегические планы.
Кроме того, негативным фактором является концентрация внимания на методе ценового регулирования. Помимо установления тарифов, следует обращать внимание и на другие аспекты регулирования, которые могут оказаться более действенными. Правительство признает наличие проблем в вопросах регулирования естественных монополий и предпринимает попытки их преодоления. Как было упомянуто выше, в июле 2015 года право регулировать тарифы естественных монополий перешло к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая подвергла сомнению эффективность методов, применявшихся ранее, и предложила новые решения24. Превышение тарифов, обязать естественные монополии сокращать издержки. Предлагается ликвидировать имеющиеся у многих компаний в большом объеме непрофильные активы, расходы на которые перекладываются на потребителей, чего быть не должно.
Таким образом, правительство также считает, что помимо распродажи активов профинансировать инвестиционные программы поможет ограничение роста зарплат работников и вознаграждений руководства предприятий.
3.3. Направления совершенствования регулирования естественных монополий в России
В целом, можно наметить следующие пути решения проблем связанных с регулированием естественных монополий25:
1. Преодоление несовершенств законодательной базы.
2. Четкое определение целей регулирования.
3. Прозрачность и обоснованность методов регулирования. Принятие долгосрочных решений.
4. Переключение основного внимания с установления тарифов на другие аспекты регулирования, а именно контроль и аудит издержек.
В настоящий момент уже предпринимаются попытки воплощения в жизнь данного решения. Для преодоления неэффективности регулирования деятельности естественных монополий следует реализовывать и другие.
Таким образом, в современных условиях, при всей сложности ситуации, естественные монополии во многом обеспечивают реализацию стратегических интересов государства, обеспечивают требования национальной безопасности России, конкурентоспособности на мировых рынках, а также являются жизнеобеспечивающими отраслями экономики.
Заключение
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Естественная монополия является состоянием товарного рынка, при котором непосредственное удовлетворение спроса на данном рынке намного эффективнее в отсутствие конкуренции по причине технологических особенностей производства.
2. Органами регулирования существующих естественных монополий могут применяться такие методы регулирования: ценовое регулирование, которое осуществляется посредством определения цен или же их предельного уровня; установление потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию, установление минимального определенного уровня их обеспечения в ситуации невозможности удовлетворения в полном объеме различных потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей; контроль за разными видами деятельности различных субъектов естественных монополий.
3. В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список используемых источников
2.3. Транспорт как одна из важнейших отраслей естественной монополии в России.
Транспортная сфера в экономике страны играет не меньшую роль, нежели две предыдущих. Основная задача данной отрасли – перевозки. Как правило, перевозки осуществляются по железным дорогам.
Перевозки грузов всеми видами транспорта восстановились после пандемийного периода (+2,5% к объёму 2020 года) и достигли 8 млрд тонн.
Интенсивнее всего восстанавливались авиаперевозки (+25,7%). Они же испытали наибольший спад после введения санкционных ограничений в марте 2022 года (–72%)
Ключевой тенденцией для сектора, определяющей его структурные
изменения и темпы восстановления, станет переориентация существенной массы товарных потоков с Запада на Восток и рост объёмов товаров, ввозимых из Азии.
С точки зрения зависимости от импорта наиболее уязвимы авиаперевозки и перевозки автомобильным транспортом. Первые пострадают как от санкционных ограничений на полёты по европейским и североамериканским направлениям, так и от ожидаемого дефицита запасных деталей и отсутствия возможности регулярного сервисного обслуживания парка у авторизованных компаний.
Снижение объёма автомобильных перевозок также ожидается в результате санкционных ограничений на движение товаров через западную границу страны.
Для железнодорожных перевозок влияние импортозависимости менее выражено.
В данном сегменте российские перевозчики оказались наименее подвержены неблагоприятному влиянию санкционных ограничений. Они в гораздо меньшей степени зависят от импортных комплектующих, а большая часть номенклатуры перевозимых грузов либо не подпадает под санкционные ограничения, либо направляется в страны, не вводившие санкций против российской экономики.
Для железнодорожных перевозок тенденцией на 2022 год будет концентрация на восточных направлениях, сопровождающаяся увеличением доли грузов с более низким переделом. С высокой долей вероятности восточные экономические партнёры предпочтут самостоятельно перерабатывать сырье на своей территории, а отечественным производителям придётся идти на уступки ради сохранения торгового оборота. Основу экспортных грузоперевозок будут составлять базовые и наиболее востребованные на мировых рынках товары (нефть, газ, редкоземельные металлы, зерно, удобрения). Железнодорожный транспорт остается монополистом в плане перевозок стратегически важных объектов для государства, перевозок пассажиров на дальние расстояния, в регионы, где плохо развита другая инфраструктура, а также в плане перевозок добываемых полезных ископаемых. Так, по железным дорогам транспортируется 90% каменного угля, руды, черных металлов цемента, 80% химических и минеральных удобрений, 70% строительных грузов.
17
Морские перевозки также будут в основном фокусироваться на сырьевых товарах, в то время как объём контейнерного трафика будет сокращаться. Это связано как с санкционными ограничениями на поставку в Россию определённых категорий товаров, так и с ослаблением внутреннего спроса из-за снижающейся покупательной способности населения.
По итогам года сократятся пассажирские перевозки всеми видами транспорта. Главную роль сыграют санкционные ограничения и уход с российского рынка ряда перевозчиков, в частности, авиакомпаний. Сокращение доступных внешних туристических направлений может подстегнуть рост внутренних пассажирских перевозок.
Вероятность государственной поддержки предприятий транспортного сектора оценивается как высокая в силу их инфраструктурной и социальной значимости.
Таким образом, проанализировав деятельность естественных монополий в современной России в различных сферах производства, можно сказать, что они вносят очень большой вклад в экономику страны. Логично, что деятельность монопольных организаций, оказывая влияние на экономику нашей страны, воздействует на население страны в целом. Деятельность монополий является одним из факторов определения таких понятий, как уровень цен и уровень инфляции в стране.
3. Порядок регулирования естественных монополий в России
3.1. Методы регулирования естественных монополий в России
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий18:
1. Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
3. Контроль за различными видами деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки, крупные инвестиционные проекты.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами. Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
19.
Государственное регулирование современных естественных монополий, а также система ценообразования непосредственно на их услуги сегодня достаточно полно отражают особенности переходного периода в нашей стране. Для различных субъектов экономики современного рыночного типа важной чертой хозяйствования можно назвать соответствие цен на свою продукцию общим затратам на ее производство, обеспечение доходности на вложенный капитал. Непосредственно от степени данного соответствия зависят в значительной мере темпы роста производства, замедления или же ускорения общественного развития. Отечественные естественные монополии представляют собой определяющий сектор, который прочно утвердился в национальной экономике и нередко злоупотребляет своим монопольным (доминирующим) положением на внутреннем рынке.
Существующий механизм формирования цен и тарифов позволяет естественным монополистам завышать размеры необходимых затрат и устанавливать самостоятельно монопольные цены в соответствии с действующими методами государственного регулирования цен и тарифов и в основном на уровне, обеспечивать получение сверхвысокой прибыли20. Монополисты, как правило, не желают снижать расходы, поскольку имеют возможность возмещать их именно через завышенные тарифы. В результате часть расходов перекладывается на предприятия немонополизированного сектора экономики и население21.
Таким образом, процесс монополизации экономики России имеет положительные и отрицательные последствия. Для предотвращения проявления негативных факторов, государство сегодня вынуждено проводить активную антимонопольную политику.
3.2. Проблемы регулирования естественных монополий в России
В целом государственное регулирование естественных монополий нельзя назвать эффективным. Это очень отрицательно сказывается как на самих монополиях, так и на потребителях. В ходе исследования было выделено несколько причин неэффективного регулирования естественных монополий в России, которые можно рассматривать как проблемы. Основной проблемой многие исследователи считают несовершенство законодательной базы, которое выражается в отсутствии в законодательстве четкого определения того, что такое естественная монополия и кто является субъектом естественной монополии22.
На сегодняшний день отсутствует единый подход к установлению границ естественных монополий, их идентификации, а также обоснованию включения субъектов хозяйствования в Реестры естественных монополистов
23. Негативное влияние на процесс регулирования оказывает неопределенность государства в его целях. Правительству необходимо определиться с тем, что более значимо в вопросе естественных монополий: низкие тарифы или поддержание размера ВВП за счет инвестиционных программ. Сейчас ясности нет, поэтому и в регулировании монополий наблюдается то рост тарифов, то замораживание. Еще одной проблемой можно считать отсутствие стабильности, прозрачности и прогнозируемости. Нестабильные правила, постоянная корректировка принятых решений приводят к тому, что предприятия не могут себе позволить строить долгосрочные стратегические планы.
Кроме того, негативным фактором является концентрация внимания на методе ценового регулирования. Помимо установления тарифов, следует обращать внимание и на другие аспекты регулирования, которые могут оказаться более действенными. Правительство признает наличие проблем в вопросах регулирования естественных монополий и предпринимает попытки их преодоления. Как было упомянуто выше, в июле 2015 года право регулировать тарифы естественных монополий перешло к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая подвергла сомнению эффективность методов, применявшихся ранее, и предложила новые решения24. Превышение тарифов, обязать естественные монополии сокращать издержки. Предлагается ликвидировать имеющиеся у многих компаний в большом объеме непрофильные активы, расходы на которые перекладываются на потребителей, чего быть не должно.
Таким образом, правительство также считает, что помимо распродажи активов профинансировать инвестиционные программы поможет ограничение роста зарплат работников и вознаграждений руководства предприятий.
3.3. Направления совершенствования регулирования естественных монополий в России
В целом, можно наметить следующие пути решения проблем связанных с регулированием естественных монополий25:
1. Преодоление несовершенств законодательной базы.
2. Четкое определение целей регулирования.
3. Прозрачность и обоснованность методов регулирования. Принятие долгосрочных решений.
4. Переключение основного внимания с установления тарифов на другие аспекты регулирования, а именно контроль и аудит издержек.
В настоящий момент уже предпринимаются попытки воплощения в жизнь данного решения. Для преодоления неэффективности регулирования деятельности естественных монополий следует реализовывать и другие.
Таким образом, в современных условиях, при всей сложности ситуации, естественные монополии во многом обеспечивают реализацию стратегических интересов государства, обеспечивают требования национальной безопасности России, конкурентоспособности на мировых рынках, а также являются жизнеобеспечивающими отраслями экономики.
Заключение
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Естественная монополия является состоянием товарного рынка, при котором непосредственное удовлетворение спроса на данном рынке намного эффективнее в отсутствие конкуренции по причине технологических особенностей производства.
2. Органами регулирования существующих естественных монополий могут применяться такие методы регулирования: ценовое регулирование, которое осуществляется посредством определения цен или же их предельного уровня; установление потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию, установление минимального определенного уровня их обеспечения в ситуации невозможности удовлетворения в полном объеме различных потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей; контроль за разными видами деятельности различных субъектов естественных монополий.
3. В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список используемых источников
-
Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 34. – ст. 3426. -
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от от 01.05.2022) «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 31. – ст. 4159. -
Баликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с. -
Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с. -
Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с. -
Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 336 с. -
Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с. -
Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 209 с. -
Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 300 с. -
Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». -
Гребенников, П. И. Экономика : учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 310 с. -
Электроэнергетика. Основные показатели. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1161 (дата обращения: 28.12.2022). -
Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с. -
Системный оператор Единой энергетической системы. -
Портал «Сберпро».– [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sber.pro/publication/narashchivaia-temp-kak-rossiiskie-energetiki-spravliaiutsia-s-vyzovami-2022-goda (дата обращения: 28.12.2022) -
Аналитическое исследование. «Российская экономика». изд. 15.06.2022 – с 11 -
Аналитическое исследование. «Российская экономика». изд. 15.06.2022 – с 13 -
Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 432 с. -
Федеральны1 закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» -
Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 415 с. -
Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум : учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 286 с. -
Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с. -
Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 190 с. -
Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Я. Иохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 353 с. -
Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 255 с.