Файл: Внеклассное мероприятие по русскому языку в 4 классе Тема мероприятия Конкурсигра Грамматический бой Учитель начальных классов Лазарева А. Н.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. «Пословица всем углам помощница»

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему- то поучают

И от беды нас берегут.

Недаром говорят: «Без пословицы не проживешь, от пословицы не уйдешь».

- Продолжи пословицу.

Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).

Слово не воробей, … (вылетишь, не поймаешь).

Красна птица пером, а …..( человек умом)

- Найди ошибки в пословицах. Слайд

Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)

Кашу соляркой не испортишь. (маслом)

Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)

У мышки глаза велики. (у страха)

На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)

Друг познаётся за завтраком. (в беде)

10. Конкурс “Школьные шарады”. <Слайд >

Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу.

1)Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

2) Корень извлечь из “начинки” не сложно,
Приставка в “созвездии” хранится надёжно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.

Ответ: сочинение.

<Слайд >

3) Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

4) Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

5)Первое – предлог,
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.

Ответ: задача.

11.Конкурс «Фразеологизмы». Николай Васильевич Гоголь сказал о таких словах: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Как ещё можно назвать фразеологизмы? (устойчивые выражения, крылатые). Почему?

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми .

-рукой подать;

-во весь дух;

-морочить голову;

-путаться под ногами;

Игра«Фразеологические загадки»

Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет читаю второе высказывание. У вас три - четыре попытки. И так начнем.

  • .Его вешают, приходя в уныние.

  • Его задирают, зазнаваясь.

  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС




  • Не цветы, а вянут.

  • Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.

  • Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные УШИ



  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека

  • Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;

  • На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ВЕТЕР



  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.

  • Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.

  • Её «просит» рваная обувь.

  • Она в голове у путаников. КАША



  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается

  • бесполезным делом.

  • Её набирают в рот, когда молчат.

  • Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.

  • В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из

  • неё сухими. ВОДА



  • Его проглатывают, упорно не желая говорить.

  • Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко

  • и бойко.

  • За него тянут или дергают, заставляя высказаться.

  • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ЯЗЫК

Подведение итогов. Выявление победителя.

Учитель. Я думаю, что сегодня каждый из вас решал грамматические задачи и объявлял бой безграмотному письму. Кому – то это было легко, а кому то сложно.

Подведём итоги. Кто же сегодня из вас лучше знает грамматику? Подсчитайте жетоны. 

Пока я подписываю диплом Лучшему знатоку, мне бы хотелось, чтобы вы послушали

слова Сергеева-Ценского. <Слайд >

(чтение детьми)

Язык пришел к нам по наследью,
Для нас дороже он всего.
Мы заменять чужою медью
Не смеем золота его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь,
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.

(Награждение победителя дипломом “Лучший знаток русского языка”).

Учитель. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, обращайтесь почтительно с этим могущественным “орудием”. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык! Спасибо за игру!

пара-

роща –

свет-

река –

игла –

уха –

белка –

бинт -

лучок –

лышима-

гадрупо-

инкаснеж-

касум-

кабасо-

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь


Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить,
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить,
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Мы живем в стране российской,
Признаем язык индийский.
Итальянский, датский, шведский
И японский признаем,
И английский, и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово-
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Язык пришел к нам по наследью,
Для нас дороже он всего.
Мы заменять чужою медью
Не смеем золота его.

Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь,
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.

Мы живем в стране российской,
Признаем язык индийский.
Итальянский, датский, шведский
И японский признаем,
И английский, и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим
На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

2.Мотивация и актуализация знаний 

3.Постановка учебной задачи

Правила игры

5. Ход игры.

Физминутка

Подведение итогов по игре.

Рефлексия.


Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Давайте поприветствуем друг друга!


Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к игре, эмоционально настраиваются на игру.

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

Участвуют в обсуждении темы и задач урока, формулируют их с помощью учителя.

Доказывают актуальность своих знаний и умений.

Команды обсуждают вопросы и записывают ответы на листочках и дают ответ в устной форме.

Дети выполняют движение под руководством физорга класса.

Личностные:

- самоопределение к деятельности.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

- управлять своим настроением.

Регулятивные:

- выделять и осознавать то, что уже усвоено.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- опора на ранее полученные знания.

Личностные:

- высказывать своё мнение.

Регулятивные:

- формулировать тему, ставить учебные задачи с помощью учителя.

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении; - оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

- действовать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним выполнять движения;

- различать права от обязанностей.

Личностные:

- применять ранее полученные знания на практике.

Коммуникативные:

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

- принятие этих правил и применение изученных правил;

-смыслообразование.

Регулятивные:

- оценивать свою работу, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД
















I. Подготовительный этап

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

(1 мин.)

Создать эмоциональный настрой.

Организация местоположения каждого ученика. (карточки разных цветов)

Мотивирует учащихся на начало игры. Проводит игру-приветствие.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Давайте поприветствуем друг друга!

Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

- кто пришел с хорошим настроением.

- Я вам желаю хорошего настроения и

продуктивной работы на весь урок.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к игре, эмоционально настраиваются на игру.

Личностные:

- самоопределение к деятельности.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

- управлять своим настроением.




2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин.)

Мотивировать учащихся на тему урока. Выявить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме.

Проводит игру-разминку.

- Сегодня мы проведем интеллектуальную игру. Но сначала мы проведем небольшую игру-разминку. Каждый класс составляет команду.

(Учитель раздает листочки).

- Игра началась! (Дети приходят в замешательство.

Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют

играть, затем объясняет).

- Что? Не умеете играть? Вы должны на

листочек написать слово «мама».

- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру

и требует написать слово «мама» десять раз).

- Снова играем! ( Опять останавливает игру и,

по своему усмотрению, объявляет победителей).

- Что вам не понравилось в ходе игры?

- Почему вам показалась игра нечестной?

- Что надо было изменить, чтобы  игра прошла

успешно?

(Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры.)

- Говорят, что наша жизнь – игра…

- Почему так говорят? (И в игре, и в жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать)

- И на наших занятиях права вы знакомились с самыми важными правилами этой игры.

Назовите синоним к слову правило? (Закон)

- Что такое закон? (Законы – это правила, которое устанавливает государство. Законы должны выполнять все граждане нашей страны.

- А зачем мы должны соблюдать правила и законы?

(Ответы: Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре).

-На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших занятий права.

Какой закон есть у всех детей мира? ( Конвенция о правах ребенка.)

- О чем в ней говорится? (В Конвенции идет речь о том, что у всех детей на Земле должны быть одинаковые права.)

- Что такое право?(Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.)

- Зачем вы должны знать свои права?(Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить пользу и радость себе и людям.)

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

Регулятивные:

- выделять и осознавать то, что уже усвоено.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- опора на ранее полученные знания.




3. Постановка учебной задачи

(2 мин.)

Организовать работу по формулировке темы и постановки задач урока учащимися.

Организует обсуждение темы и задачи урока.

-Может, кто-то  догадался о теме нашего мероприятия? (Ответы детей)

- Вот вы сами и сказали тему сегодняшней игры. Сегодня мы с вами проведем интеллектуальную игру «Знатоки права».Игра предполагает, что вы уже знаете свои права.

- Какие задачи вы поставите? (Ответы детей)

-Наша задача сегодня - вспомнить основные законы, по которым вы живете. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, что-то новое и надеемся нужное.

- Где вы можете применить ваши знания?(Во всех сферах жизни и деятельности.)

Участвуют в обсуждении темы и задач урока, формулируют их с помощью учителя.

Доказывают актуальность своих знаний и умений.

Личностные:

- высказывать своё мнение.

Регулятивные:

- формулировать тему, ставить учебные задачи с помощью учителя.







II. Основной этап

4. Правила игры.

(2 мин.)

Познакомить участников с правилами игры, названием, составом жюри.

Объясняет правила игры. Представляет жюри.

- В нашей игре принимают участие 3 команды.

- Выберите командира и придумайте название, связанное с нашей темой.

- Позвольте представить вам уважаемое жюри. (Знакомство с членами жюри)

-Правила нашей игры таковы: я задаю вопрос, команды приступают к обсуждению, после этого должны дать ответ или даю задание, вы должны за определенное время его выполнить. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает балл. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов и наберет максимум баллов.

Выбирают командира,

придумывают название.

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей







5. Ход игры.

1 задание

(5 мин.)

Обобщить и закрепить знания детей полученных на прошлых занятиях.

Организует, ответ на вопрос.

- Я буду задавать вопрос, а команды должны обсудить и написать ответ на листочках, после этого дать ответ в устной форме. На обсуждение дается 15 сек.

1. До какого возраста человек является несовершеннолетним ребенком? (До 18 лет)

2. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение? (Во всех сферах жизни и деятельности)

3. С какого возраста ребенок обладает правами?

(С момента рождения)

4. Кто главные защитники прав ребенка? (Родители, опекуны, попечители)

5. Возраст, с которого у несовершеннолетних появляется паспорт гражданина РФ? (14 лет)

6.С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? (14 лет)

7.С какого возраста можно участвовать на выборах?

(С 18 лет)

Команды обсуждают вопросы и записывают ответы на листочках и дают ответ в устной форме.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении; - оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.










2 задание

(5 мин.)

Выявить умение сопоставлять иллюстрации с правами.

Организует работу в командах.

- Соедини стрелками картинки с формулировкой права.

(На листочках изображены иллюстрации с изображением прав человека на жизнь, отдых и досуг,на образование, на медицинское обслуживание, на воспитание в семейном окружении, на имя при рождении)







Право на воспитание в семейном окружении




Право на образование




Право на жизнь




Право на отдых и досуг




Право на имя при рождении




Право на медицинское обслуживание




Работа в команде. Соединяют стрелками картинки с формулировкой права.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге

при обсуждении;

- учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию;

-договариваться и

приходить к общему решению в совместной деятельности;

- работать в группе.

Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- извлекать информацию из иллюстраций.

- осуществлять анализ иллюстраций к правам.

Физминутка«Права и обязанности»

(3 мин.)

Организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей.

Оценивать 

правильность выполнения заданий.

Организует физминутку.

Я буду читать предложения, если вы считаете, что это ваши права поднимаете руки вверх и тянетесь к солнышку, а если это ваши обязанности, то приседаете.

1. Бесплатное образование. (Право)

2. Уважение мнений всех учащихся и учителей. (Обязанность)

3. Удобное рабочее место. (Право)

4. Посещение школы в предназначенное для этого время. (Обязанность)

5. Активное приобретение знаний. (Право)

6. Защита личной собственности. (Право)

7. Примерное поведение на уроках и переменах. (Обязанность)

8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. (Обязанность)

9. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)

10. Сотрудничество с учителями. (Право)

Выполняют движения по заданию.

Регулятивные:

- действовать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним выполнять движения;

- различать права от обязанностей.

Личностные:

- применять ранее полученные знания на практике.

3 задание

(5 мин.)

Выявить умение подбирать пословицу или поговорку к заданному праву.

Организует работу с пословицами и поговорками.

- Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в пословицах и поговорках? (Можно)

- На каждое выбранное право  вспомните пословицу или поговорку.

(Друг за другом появляются названия прав)

Право на семью  (Если семья вместе, то и душа на месте)

Право на образование      (Ученье – свет, а не ученье - тьма)

Право на отдых             (Делу – время, потехе - час)

Дети к правам подбирают пословицы или поговорки.

Коммуникативные: - достаточной  полнотой

и точностью выражать свои мысли;

- участвовать в коллективном обсуждении;

-умение формулировать свои мысли в устной форме;

- договариваться и приходить к общему решению.

Регулятивные:

- действовать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- подбирать пословицы и поговорки на выбранное право.

4 задание

(5 мин.)

Выявить умения пользоваться полученными знаниями.

Организует работу по прочитанным сказкам.

- Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)

- Сейчас вы увидите различных сказочных героев, вам необходимо определить, какое право сказочного персонажа нарушено. Продолжите предложение.

1.Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом _____(на свободное передвижение).

2.Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право ______ ( на личную неприкосновенность).

3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ________(на неприкосновенность жилища).

4. Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом ________ ( на труд).

5. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана-царевича, нарушив тем самым его право ________( на жизнь и личную неприкосновенность).

6. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом ______( на получение бесплатного образования).

Дети рассуждают, дают ответы на вопросы.

Регулятивные:

 -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- применять знания, полученные на других учебных предметах.

Коммуникативные:

-  участвовать в диалоге при обсуждении;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- извлекать информацию из иллюстраций и текста.



5 задание

(7 мин.)

Умение определять какое право ребенка нарушается в том или ином случае.

Организует работу с проблемными ситуациями.

- Ребята, вам нужно прочитать текст, обсудить ситуацию, слушая и уважая мнение каждого в команде и определить, какое право ребёнка нарушается в данном случае.  Определитесь, кто грамотно сможет высказать  перед классом мнение команды. (Раздаются листы с ситуациями)        

 1.10 летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Нарушены ли права мальчика? Как ему следует поступить?

2. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Он молчит и терпит. Нарушены права Антона? Как ему следует поступить?

3.Коля часто в школу приходит с синяками. На вопрос учителя говорит - упал, стукнулся. Оказывается, его родители часто бывают пьяные и бьют  Колю. Нарушены права Коли? Как он должен поступить?

Дети должны прочитать текст, обсудить ситуацию, слушая и уважая мнение каждого в команде и определить, какое право ребёнка нарушается в данном случае.

Личностные:

- высказывать своё мнение.

Регулятивные:

- оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть;

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

-уметь определять уровень усвоения учебного материала;

- читать тексты, выявлять их смысл.