ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Экзаменационная работа № 2
3 семестра
Дисциплина: Конституционное право. Часть 2
Кейсы № 5
Выполнил:
Садуов Женис Ирмекович
40.03.01 Юриспруденция,
Группа ЮН – 2421(2)
Проверил(а):
Омск 2023 г.
Кейс 5.
Ситуация № 1: В Конституционный Суд РФ обратилось Законодательное Собрание республики Коми с запросом, в котором оспаривало непосредственное вхождение Коми-пермяцкого автономного округа в состав РФ. По мнению заявителя, автономный округ в составе РСФСР не был субъектом федерации, следовательно, не имел государственно-правового, а имел лишь административно-территориальный статус и не мог участвовать в подписании Федеративного договора. Российская Федерация как федеративное государство установлена не Конституцией, а Федеративным договором (Конституция содержит ссылки на его нормы). Конституция лишь воспроизводит нормы Федеративного договора, не придавая им дополнительной юридической силы.
Какова была схема организации РСФСР как федеративной республики?
Федеративное устройство российского государства носит договорный или конституционный характер?
Какое решение следует принять суду?
Ответ: III Всероссийский съезд Советов в 1918 году принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая учредила Российскую империю - как федерацию советских национальных республик. Позднее федеративная форма территориального устройства закрепляется в Конституции 1918 г. и во всех последующих конституциях РСФСР. Субъектами федерации в советский период развития являлись только республики (в том числе автономные республики), хотя предусматривалось наличие в составе федерации отдельных территорий (автономных областей, автономных округов) с особым национальным составом, бытом, традициями, которые также принимали участие в работе федеральных органов власти. Примечательно, что по Конституциям СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели непосредственное фиксированное представительство в одной из палат - Совете национальностей Верховного Совета СССР.
Таким образом, представители большей части составных частей РСФСР (краев и областей) от участия в решении общефедеральных вопросов были отстранены. Количество, состав, названия автономных республик России неоднократно (зачастую произвольно) изменялись.
Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку. Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность Федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов.
По поводу решения – Конституционный суд должен отказать в рассмотрении заявления. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РСФСР 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства и унаследовала Конституция РФ 1993 года.
Ситуация № 2: После вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с последними изменениями и дополнениями) прокурор Санкт-Петербурга обратился в Администрацию города с требованием создать высший исполнительный орган власти, так как ситуация, когда все отраслевые органы исполнительной власти являются структурными подразделениями Администрации, противоречит указанному Федеральному закону.
Администрация Санкт-Петербурга посчитала требование прокурора необоснованным, поскольку (1) во время принятия Закона Санкт-Петербурга «О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга» подобные требования в законодательстве отсутствовали, (2) Конституция РФ (с последними изменениями и дополнениями) относит вопрос о системе органов государственной власти субъектов к их собственной компетенции, а указанный Федеральный закон противоречит конституционным принципам федерализма, (3) в 1996 году между Санкт-Петербургом и Российской Федерацией был заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий, где указанный вопрос не был урегулирован.
Каковы основные этапы развития современного российского федерализма?
Каким образом положения Конституции РФ о федеративном устройстве российского государства развивались в 1993-2002 годах?
Регламентируется ли структура органов государственной власти субъектов в настоящее время федеральным законодательством?
Действует ли договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Санкт-Петербургом?
Какова судьба договорного способа регулирования распределения предметов ведения между федерацией и субъектами?
Какое федеральное законодательство ограничивает применение этого способа? Оцените доводы Администрации Санкт-Петербурга
Решение
-
Современную историю российского федерализма можно условно разделить на несколько этапов:
- Первый — с июня 1990 г. по август 1991 г. — носит условное название «Революция или парад суверенитетов».
- Второй этап — с сентября до середины декабря 1991 г. можно выделить под условным названием «Распад СССР».
- Третий этап — со второй половины декабря 1991 г. до марта 1992 г. можно озаглавить: «Федеративный договор — поиск компромисса».
- Четвертый этап — с апреля 1992 г. по 12 декабря 1993 г. — «От конфедерации к конституционной федерации».
- Пятый этап — с 12 декабря 1993 г. по настоящее время можно охарактеризовать как «Укрепление российской государственности».
Этот этап отличают: углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации (приведение законов субъектов Федерации в соответствие с Конституцией РФ и др.); подписание и реализация Договора об общественном согласии, создание семи федеральных округов и другие процессы. Новый импульс в развитии федеративных и региональных отношений связан с деятельностью второго Президента Российской Федерации.
В настоящее время регулирование статуса, структуры и организации деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществляется субъектами РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Закон Санкт-Петербурга от 27 марта 1996 года N 40-12 "О Договоре между Российской Федерацией и Санкт-Петербургом" утратил силу.
Ситуация № 3: Гражданин К.Б. Зелюкин обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его прав и свобод Федеральным законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями). Основанием послужил отказ Прокопьевского федерального районного суда Кемеровской области обязать депутата Государственной Думы, Останину Н.А., избранную по Прокопьевскому избирательному округу №91, выполнить наказы избирателей, данные ей во время предвыборной кампании. Районный суд, ссылаясь на нормы указанного Федерального закона, сделал вывод, что в Российской Федерации установлен свободный, а не императивный мандат. Оспаривая данное положение в Конституционном Суде, К.Б. Зелюкин ссылался на принцип народного суверенитета, закрепленный в статье 3 Конституции РФ. Поскольку народ осуществляет свою власть через представителей, этим представителям могут даваться указания относительно их действий; аналогичным образом их действия ограничиваются предвыборной программой. Государственная Дума и Президент в своих возражениях ссылались на то, что принцип свободного мандата действует во многих демократических странах, этот принцип в полной мере соответствует понятию и правовому содержанию народного суверенитета. Смыслом представительной демократии является представление не воли граждан, а их объективных интересов, далеко не всегда ими осознаваемых ввиду недостатка необходимой информации и подготовленности.
Каково юридическое содержание принципа народного суверенитета (статья 3 Конституции РФ)?
Какое решение должен принять Конституционный Суд?
Решение:
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2.Конституционный Суд должен отказать
Нарушений прав и свобод Федеральным законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» не допущено.
Ситуация № 4: Во время празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга доступ в центр города был ограничен. Гражданин Семенов Ж.Л. обратился в Куйбышевский федеральный районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на действия
сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в снимаемую им по договору найма квартиру в доме № 10 по Миллионной улице. В возражениях на жалобу, представленных юридическим отделом Федеральной службы охраны было указано, что право по «недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты» предоставлено этому органу в соответствии с положениями п. 10 статьи 15 Федерального закона «О государственной охране» от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, может осуществляться Федеральным законом для обеспечения безопасности государства. Семенов посчитал такой вывод необоснованным, поскольку статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы (в том числе свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства) высшей ценностью, а следовательно, соображения безопасности государства (социального института, созданного для защиты личности, охраны и обеспечения её прав, но не для отстаивания своих собственных интересов) не могут служить ограничением прав и свобод граждан.
Как следует решить дело?
Можно ли, и если можно, то в каком порядке, признать статью 55 (часть 3) Конституции РФ не соответствующей положениям главы «Основы конституционного строя» и в частности статье 2 той же Конституции РФ?
Решение:
Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 КРФ, но осуществление прав и свобод одного человека не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ . Я считаю, что нельзя признать статью 55(часть3) Конституции РФ не соответствующей положениям глав "Основы конституционного строя".