Файл: Внедрение фгос ноо первый опыт, проблемы, перспективы Время есть величайший из новаторов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Козлова Л.Э.

«Внедрение ФГОС НОО: первый опыт, проблемы, перспективы»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.

Наше сегодняшнее выступление будет представлено в форме отчета работы начальной школы в течение 4 лет по внедрению ФГОС в НОО.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Процесс работы над внедрением новых стандартов НОО в школе начался в 2010 году ,когда 5 первых класса вступили в эксперимент. Была создана рабочая группа по внедрению ФГОС, состоящая из администрации и учителей начальной школы.

Работа осуществлялась через:
1. Изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС НОО.

2. Формирование рабочей группы по введению ФГОС

3. Создание плана методической работы по внедрению ФГОС НОО

5. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС НОО.


6. Анализа условий на соответствие требованиям ФГОС НОО.

7. Информирование родителей о подготовке к переходу на новые стандарты.

Была разработана основная общеобразовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая дополнялась и перерабатывалась.

Подводя итоги четырёх летней работы мы хотели бы рассказать о более значимых направлениях в реализации ФГОС :

1. воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

Педагоги начальной школы на уроках работают над формированием следующих умений самоорганизации учебной деятельности школьника:

 - умение определять цель учебного задания;

- умение планировать учебное задание;

- умение целесообразно выполнять учебное задание;

- умение контролировать ход и результаты учебного задания;

- умение оценивать ход и результаты учебного задания.

Самоорганизация – качество сложное. В начальной школе существует несколько этапов самоорганизации детей. Педагоги начинают работать с самого простого – этапа подражания, например работа по алгоритму, далее этап частичной самоорганизации и этап более полной самоорганизации ( в повторяющихся ситуациях)

2.Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. О первых шагах по формированию ууд расскажет Халецкая Л.А., руководитель рабочей группы по внедрению ФГОС.

3.Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Как осуществляет эту деятельность расскажет педагог-исследователь Чемякина М.А.

Физминутка

4. Воспитать человека интеллектуально, но не воспитать его нравственно это угроза обществу.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.»

Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. О таком подходе расскажет Дмитриева Е.М. слайд

Правильно организованная внеурочная деятельность обучающихся должна обеспечить  высокую эффективность в познавательном и личностном развитии, стремление к саморазвитию. Организация внеурочной деятельности через кружковые занятия охватывает познавательную деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество. Своим опытом в этой области поделится Ташлыкова Е.А. слайд

Каковы плюсы ФГОС начального общего образования?
Первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.

Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности, проектные задачи.

Третий плюс ФГОС – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Каковы  минусы ФГОС общего образования?

Возникли, конечно, и некоторые проблемы. Одна из значимых – мониторинг формирования ууд. На тот момент никакой помощи в методическом плане для нас не было, как говорится»варились в собственном соку». Общими усилиями создали ряд таблиц для занесения данных по формированию ууд у учащихся.Но всё это занимало много времени и сил, было несовершенно.Только сейчас стала появляться специальная литература, позволяющая учителя осуществлять контроль за формированием ууд. Например, вышли тетради «ПИШУ И ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ» № 1, 2 разработаны в соответствии с концепцией "Перспективная начальная школа" и требованиями ФГОС второго поколения. Они являются дополнением к учебным пособиям "Азбука. Тетради по письму" № 1, 2, 3 авторов Н.Г.Агарковой и Ю.А.Агаркова и создают условия для формирования у первоклассников умений планировать свою деятельность и последовательность действий, осуществлять самоконтроль. Наряду с развитием регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в тетрадях предлагается система работы по овладению младшими школьниками важными видами письма - списыванием и письмом под диктовку учителя.

Ещё одно издание – «Дневник достижений младшего школьника. 1 класс», автор Чуракова Р.Г. Материал предназначен для совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Основная его цель — формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий посредством создания условий для рефлексивной деятельности ребенка. «Навигационная система» пособия представляет собой алгоритм действий, следуя которому ребенок с помощью родителей осознаёт и отмечает свои успехи и достижения в урочной и внеурочной деятельности посредством оформления страниц пособия цветом, рисунками, фотографиями, подписями, метеознаками, схемами; самостоятельно оценивая свои знания и положительный опыт взаимодействия с одноклассниками и взрослыми. Это первое из четырех пособий, с помощью которого ученик начальной школы сможет оценить свои образовательные успехи в их динамике по годам.
Ещё одна проблема – не на должном уровне были сформированы метапредметные действия.Это показала областная комплексная итоговая работа. 8 человек показали низкий уровень. Нам есть над чем работать

Это первые шаги. На данный момент у нас есть небольшой опыт. Больше выпускается методической литературы для учителя по внедрению ФГОС. Мы принимаем участие в вебинарах, являемся участниками «Школы цифрового века». Всё это позволит улучшить качество работы учителя по формированию универсальных учебных действий.
Выводы по итогам работы за 4 года:

  • внедрение ФГОС второго поколения показало актуальность и востребованность современной образовательной системы;

  • введение часов на внеурочную деятельность - это пространство самоопределения ребёнка, где он может быть только успешным и это проектирование для каждого ученика своей траектории развития;

  • организация работы школы будущего первоклассника «АБВГДейка»востребована родителями и позволяет плавно и безболезненно адаптироваться первоклассникам в условиях новой образовательной среды

  • материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий,) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;

  • использование ИКТтехнологий позволяет учителю повышать своё педагогическое мастерство в условиях новых стандартов;

  • много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;

  • наблюдения за учениками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;


Проблем много. Они решаемы. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагог