Файл: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные».

Тип урока: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию.
Образовательные:

  • - способствовать формированию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности животных типа Членистоногие,

  • - раскрыть признаки, свидетельствующие об усложнении организации животных в типе Членистоногие по сравнению с животными типа Кольчатые черви и типа Моллюски.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые, хитин, мозаичное зрение, фасеточные глаза, линька, панцирь,; головогрудь, брюшко, ногочелюсти, клешни, ходильные ноги».
Формы организации деятельности учащихся – фронтальная работа, индивидуальная работа, парная и групповая работа,

самостоятельное оценивание правильности выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям;

Педагогические технологии: Технология проблемного обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникационная

Межпредметные связи: литература, русский язык

Оборудование: - Экран, проектор, компьютер,

- Дидактический раздаточный материал,

- Рабочий лист «Членистоногие».

- Оценочный лист «Резюме».

- Коллекции ракообразных.

- Презентация, выполненная в MS Power Point.

Используемая литература.

1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс : учеб. Для общеобразовательных учреждений /В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – М: Дрофа.

2. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

3. . Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные/Под ред. И.Х.Шаровой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1982.

СТРУКТУРА УРОКА И ХРОНОМЕТРАЖ (45 мин)

1.Организационный момент. 1 мин.

2. Актуализация знаний. 2 мин

2. Самоопределение к деятельности (целеполагание) 2 мин

3.Учебно-познавательная деятельность (изучение нового материала). 30 мин


4. Физкультминутка 1мин.

5 . Закрепление, обобщение и систематизация полученных знаний 6 мин

6. Подведение итогов урока. Рефлексивная деятельность. 3 мин

7. Информация о домашнем задании на следующий урок.1 мин

Тема: «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные».

Структура  и ход  урока:

 1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.

Организационный момент.

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда с вопроса: Все готовы?

Ученики. Да!

II. Актуализация знаний.

Проверка пройденного материала.Разминка. Задай вопрос другу (слайд 1)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с типами кольчатых червей и моллюсков. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.

Ответьте на любой из предложенных вопросов.

1.Что характерно для кровеносной системы кольчатых червей?

2.Чем представлена нервная система кольчатых червей?

3.Благодаря чему кольчатые черви получили своё название?

4.Какого типа кровеносная система у моллюсков?

5.Чем представлены органы дыхания большого прудовика?

6.Что такое мантия?

Ученик, правильно ответивший на вопрос, называет следующего отвечающего.

Вы видите, что разные типы животных обладают разными признаками и имеют разное строение.

Представители типа, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, освоили абсолютно все среды и встречаются во всех уголках нашей планеты.

Отгадать о каких животных сегодня пойдет речь, вам помогут слайды презентации и загадки…(слайд 2)

III. Самоопределение учащихся на основе антиципации. Целеполагание.

Отгадывание загадки

1. Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

2. Не зверь, не птица,
А нос, как спица.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. ( Комар)

3. Все они живут в реке, норы делают в песке,

Всегда пятятся назад, и усами шевелят.

Поднимают клешни вверх «Покусаем мы вас всех»,

Кто такие забияки?

Это маленькие…раки

4.Долгорукий старичок,
В уголке сплёл гамачок,
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (паук)

Все мы с самого детства знаем, как выглядят раки, пауки и насекомые. 

(слайд 2) Казалось бы, совершенно очевидно, что эти животные очень не похожи друг на друга. Однако при всей непохожести мы легко можем найти и общие черты в их строении. Сходство это неслучайно. Все эти животные принадлежат к одному типу, который называется Членистоногие.

(слайд 3) Запишите тему нашего урока: «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные».

Как вы думаете, какие цели и задачи мы должны поставить перед собой, исходя из темы урока?

(слайд 4 ) Цель урока:Сформировать представление о характерных признаках

Членистоногих и Ракообразных.

Задачи:1. Выяснить характерные признаках Членистоногих и Ракообразных.

2. Узнать особенности внешнего и внутреннего строения раков.

3. Узнать об особенностях образа жизни раков.

4. Научиться распознавать животных на таблицах и натуральных объектах.

.

Эпиграф к уроку (слайд 5)

Винсон Браун сказал: «…накопление знаний подобно росту дерева…» я надеюсь, что на этом уроке у каждого из вас появится новая «веточка» знаний об удивительной группе животных «членистоногие».

IV. Изучение нового материала.

( слайд 6) 1. Постановка проблемного вопроса.

Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более полутора миллиона видов членистоногих. Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле. Они приспособлены к самым разным условиям обитания. Они живут во всех морях и океанах – в толще воды и на дне, и в грунте на разных глубинах; обитают во всевозможных пресных водоёмах, некоторые виды приспособились обитать в очень солёных водоёмах, некоторые – в горячих источниках.

Большая армия представителей этого типа приспособились и к жизни на суше, где членистоногие особенно многообразны.

Многие членистоногие – паразиты, Членистоногих можно встретить во всех климатических зонах. Велико их разнообразие в тропиках, но есть они и в высоких широтах Арктики и на побережье Антарктиды. Членистоногих можно встретить и в сухих пустынях. Это тип животных, который по полноте овладения поверхностью земного шара не имеет равных.

Внимание вопрос. (слайд 7)

- Какие особенности организации и жизнедеятельности позволили этим животным так широко расселиться на Земле и приспособиться к условиям существования?

2. Самостоятельная работа №1. «Признаки типа Членистоногих. Систематика Членистоногих»


- Используя материал учебника на стр. 143, познакомьтесь с особенностями строения членистоногих и выявите у них прогрессивные черты развития, подумайте, какие причины повлияли на их возникновение. Какие классы включает в себя этот тип животных? Проверь себя. Работа в парах.

( слайд 8) Проверка записей в тетрадях, заполнение схемы «Тип членистоногие» в тетради.

1. Членистоногие - это двусторонне - симметричные животные

2. Они имеют плотный покров из хитина

3. Конечности членистые

4. Тело большинства членистоногих разделено на отделы: голова, грудь и брюшко

5. Происходят они от древних многощетинковых кольчатых червей.

6. К данному типу относится 1,5 млн. видов.

 (Слайд 9)Тип членистоногие включает три класса



Почему Членистоногие составляют более 2/3 видов всех животных на Земле? Какие черты усложнения появились у Членистоногих по сравнению с кольчатыми червями?

1. Плотный хитиновый покров – воздухо- и водонепроницаемый.
2. Членистые конечности.
3.Членистое тело разделенное на крупные части. Сегментированность тела указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей.
4. Появление отделов тела: головы, груди и брюшка. 

Все вышеперечисленные признаки позволили членистоногим так широко расселиться на Земле и приспособиться к самым разным условиям обитания

(слайд 10) Рассмотрим более подробно 1 из признаков – хитиновый покров. Хитин это органическое вещество. Он прочен, не растяжим, не пропускает воду и воздух и служит наружным скелетом для Членистоногих. К хитиновому панцирю присоединяются внутренние мышцы. Таким образом, хитиновый покров выполняет функции защиты, опоры и движения. Хитиновый покров не растет вместе с животным, ограничивает размеры тела. Поэтому? ( на этот вопрос ответим изучив строение и образ жизни речного рака)

( слайд 11) 3. Изучение представителей Типа Членистоногих Класса Ракообразных.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из представителей Типа Членистоногих Класса Ракообразных – речным раком.

Начинаем изучение животного с его положения в системе органического мира.

Зная порядок таксонов классификации, составить классификацию речного рака.

Сложить систематику по порядку из отдельных частей. Работа в группах.


Вид Речной рак,

Род Раки,

Семейство Astacidae

Отряд Десятиногие раки

Класс Ракообразные,

Тип Членистоногие,

Царство Животные

Актуализация знаний о речном раке.

(слайд 12) - Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни? Попробуйте угадать мои пословицы. Для этого надо вставить пропущенное слово в пословицу

1.НА БЕЗРЫБЬЕ И … РЫБА

2.КАК … НА МЕЛИ

3.КОГДА … НА ГОРЕ СВИСТНЕТ

4.ОН КРАСНЫЙ, КАК ….

5.Я ТЕБЕ ПОКАЖУ, ГДЕ …. ЗИМУЮТ

6. Пятится как….

4. «Корзина идей». Все вы видели речного рака. Что вы о нём знаете?

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Раки живут в водоёмах с илистым дном.

2.Тело рака покрыто плотным покровом.

Как приспособлено строение рака к среде обитания?

Почему раки краснеют при варке?




(слайд 13) И так проблема! У нас возникли вопросы:

1.Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как растут раки?

2. Почему раки краснеют при варке?

3. Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад?

4. Где раки зимуют?

( слайд 14)- Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного рака, выполнив лабораторную работу «Внешнее строение речного рака»

Пользуясь демонстрационным материалом коллекции «Речной рак», дополнительным материалом и текстом учебника с.144-145, определите особенности внешнего строения речного рака и ответьте на вопросы устно. Ответы занесите в таблицу.На задание 10 минут. Работа в парах.

Проверка выполнения лабораторной работы. (Слайд 15)



Признаки

Особенности строения

1

Окраска

Зеленовато-черная

2

Покров тела

Хитиновый панцирь

3

Отделы тела

Головогрудь, брюшко

4

Органы головогруди

2 пары усиков, 2 глаза

3 пары челюстей,

3 пары ногочелюстей

5 пар ходильных ног

5

Органы брюшка

Ходильные ножки, хвостовой плавник