Файл: Практическая работа к теме Страна патриотизм Тема занятия Что мы Родиной зовем Солдатско Степное наша малая Родина Класс 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»
Тема занятия: «Что мы Родиной зовем? Солдатско – Степное - наша малая Родина»
Класс: 4
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма - патриотические чувства любви к России и малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного поселка.
Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: Патриотические чувства любви к России и малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного города.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету, фонограмма песни: «У моей России» (музыка музыка Г. Струве. слова Н. Соловьевой. раздаточный материал, бумага, карандаши, надписи пословиц.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и интерактивную игру.
Ход урока:
Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня понедельник, и мы продолжаем разговоры о важном. А о чем же пойдет речь?
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Мотивационная часть.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об очень важной теме для каждого человека. Чтобы вы быстрее догадались, о чем речь, я загадаю вам загадку:
Где белоствольные берёзки
Растут везде под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из (России).
И так тема нашего классного часа- разговора звучит так: «Наша страна - Россия».
2. А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик.
(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/ Учитель: Ребята, вам понравился ролик?
Какие кадры из этого ролика вам запомнились больше всего? Какая же она наша Россия? Какие ассоциации у Вас возникают при этом слове?
Р-
О-
С-
С-
И-
Я-
Учитель: Как вы понимаете слово «Родина»? Что такое Родина, как вы думаете? Знакомы ли вам слова «Отечество», «Отчизна»? А что они означают? Объясните, пожалуйста, почему в моменты опасности, долгой разлуки или радости Родина становится самой большой ценностью? Как вы понимаете слово- «святыня»? ( ответы обучающихся)
А сейчас мы споет песню «У моей России»
- Какая же она Россия?
Учитель: Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует особый уклад, мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни, это корни, традиции и обычаи, который человек хранит в своем сердце всю жизнь, где бы он не находился.
Учитель: Давайте уточним данные вами определения, обратившись к толковому словарю. Работаем в парах, сравниваем определения слова «Родина», выявляем в них общее, записываем.
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «Родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Интерактивное задание №1.
Учитель: Ребята, сейчас мы проведем с вами викторину « Наша Родина-Россия», которая состоит из цепочки вопросов.
1. Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
2. Столица нашей Родины город? (Москва)
3. Как зовут президента России? (Путин В. В.)
4. Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)
5. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный)
6. Что изображено на Гербе? (двуглавый орел)
7. Назовите первые строки гимна России? (Россия- священная наша держава, Россия-великая наша страна)
8. Как называется наша область? (Волгоградская область)
9. Какой главный город нашей области? (Волгоград)
10. Как называется наше село?
(Солдатско - Степное)
11. Как называют жителей нашего села? (степновцы)
13. На какой улице расположена наша школа? (улица Мира 23)
14. Кто директор школы? ( Ледяева Надежда Ивановна.)
18. Какие праздники мы отмечаем всем селом ? ( День Победы, 8 Марта, 23 февраля, Новый год, Масленица)
Интерактивное задание №2.
Работа с пословицами - установление соответствия.
Учитель: Ребята, мы с вами поиграем в половицы о Родине. Каждый выходит к доске, где на листочках написана 1 и 2 части пословицы. Вам нужно найти недостающую, соединив правильно 1 и 2 части. Давайте попробуем одну выполнить вместе. На родной стороне- 1 часть, ищем 2 и камешек знаком. Правильно. Все понятно. Тогда за дело! (Ответы уч-ся)
Всякому мила своя сторона.
Родина любимая - мать родимая.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Счастье Родины дороже жизни.
Рыбам - море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
На родной сторонушке рад своей воронушке
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине - России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете - у вас есть «малая Родина»? Как она называется?( ответы обучающихся) Звучит песня Ю.Антонова
? Давайте проведем виртуальную экскурсию по нашему селу . (Показ экскурсии на слайдах презентации «Солдатско – Степное – моя малая родина»)
-
Посмотрим карту Волгоградской области и найдем там наше село.
-
История села
Село Солдатско-Степное расположено на левом берегу Волги, в 25-ти км от реки. В древние времена вся территория была занята морем, которое оставило здесь мощные толщи отложения глины, песков, суглинков, супесей. Прошлое данной территории оказало большое влияние на формирование рельефа, в связи с этим рельеф окрестностей села ровный, плоский. Идеальная равнинность рельефа нарушается в некоторых местах наличием суслиных бугорков, западин и блюдцеобразных понижений. На всей территории нет речек, озёр. Но этот недостаток компенсируется неглубоким залеганием грунтовых вод. Грунтовые воды залегают на глубине 4-5 метров и уровень их изменяется очень мало.
Почему наше село называется Солдатско-Степное? Из далекой истории возникновения села существуют два предположения, рассказывающие «секрет» названия села.
Первое. Было время, когда в нашем благодатном крае человек был редким гостем. Но когда стали добывать соль в озере Эльтон и потянулись бесконечные обозы с солью к соляным причалам на Волге. А потом местные жители с Эльтона стали проявлять недовольство тем, что забирают соль с их озера. В результате все чаще стали случаться набеги на обозы, отбирали скот, имущество, иногда при сопротивлении убивали возчиков и уходили быстро в степь. Это стало общей бедой, ведь соль была нужна всем. Царь указал учредить вооруженные отряды для защиты соледобытчиков. Появились пешие и конные посты, патрульно-контрольные отряды, так как кроме солевозов грабили и гурты скота в хуторах по левому берегу Волги. А коли земля вся эта от Волги и до Урала являлась государевой, разрешили в целях организации защиты постоянной от разбоя селиться на этой земле постоянно, заниматься хлебопашеством, скотоводством и охраной от набегов лихих кочевников.
Второе. Группа солдат, родом из Рахинки, Соляного, отслужив 25 лет царю-батюшке, вернулась домой. А земли душевой им не полагалось, не нашлось. В купеческом городе Цареве, куда они обратились, им сказали: «Вот государева земля, идите, выбирайте, где пожелаете, там и селитесь».
Учитель: В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья. ( школа)
Кто работает в школе? (ответы учащихся).
Загадка: Сюда ходил я каждый день, так нужно, если даже лень.
Здесь всех уже давно узнал, я с ними ел и спал, играл,
Ходить сюда я был рад, здесь мой любимый (детский сад)
Загадка: Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова, может час, а может, два.
Ты его рукой не тронь - искусает всю ладонь. (огонь)
Что может произойти, если неосторожно обращаться с огнем? Что нужно предпринять в случае пожара? Кто нам поможет справиться с ним?(фото пожарной части)
Загадка. Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в…(библиотеку)
Загадка. Где стоят рядами кассы,
Возле них народа масса,
Кто с тележкой, кто с пакетом!
Где всегда толкучка эта? Магазин)
Правильно, ребята, это фото магазина. Посмотрите на следующее фото – как называлось это здание? (администрация).
Загадка. В любой уголок Земли
Доставят, Я знаю точно
Посылку, которую мы
Отправим с тобой по ….( почте) Для чего нужна людям почта? (почта нужна людям, живущим в разных местах, для общения, чтобы отсылать и получать письма и телеграммы, посылки.) Что нужно писать на конверте? (адрес того, кому уйдет письмо и обратный адрес)
А вот это что? Здесь работают врачи теперь скажите, для чего нужны больница и поликлиника? Что нужно делать, чтобы не болеть?
Говорят, все пути ведут к дому,
Говорят, он начало начал.
Человек, как никто, по-любому
Тосковал по нему и скучал.
Человек здесь на свет появился.
И отсюда пойдет он вперед,
Только где бы он не поселился,
Дом родной его вновь позовёт.
И порой невозможно вернуться
Нам туда, где полжизни прошло.
Дом далёк, и года всё несутся,
Но лишь там нам светло и тепло.
У каждого своя родина, Без родины, без своего народа человек не может жить. И мы с вами должны приложить все усилия, что бы наш город был самым лучшим.
I. Рефлексия.
Учитель: Вот и подошло к концу наше с вами путешествие по малой родине.
1.Что запомнилось больше всего?
2.Было ли вам интересно?
4.О чем бы вы еще хотели узнать?
5.Чем для нас является Солдатско - Степное? (Малой родиной). У вас на столе смайлики: красный, желтый, зеленый. Сейчас я пройду со шкатулкой по рядам Если Вам понравилось наше мероприятие, то положите в нее зеленый смайлик, если не очень - желтый, если совсем нет, то красный).
Перспективный этап:
Учитель: Где еще можно узнать о достопримечательностях и людях нашего села? (из рассказов ветеранов, старожил, бабушек и дедушек ).
Задание: проведите интервью с бабушкой или дедушкой о нашем селе
Учитель: На этом наш разговор подошел к концу! Благодарю всех за внимание! До свидания!