ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фармацевт в это время получает существенное расширение номенклатуры готовых лекарств, уменьшение части экстемпоральных лекарств. Появляется категория безрецептурных лекарств, которая содействует увеличению роли фармацевта в здравоохранении. Пациент все чаще обращается к фармацевту за рекомендациями, справедливо считая его специалистом в лекарственной терапии.
Пациент и посетитель аптеки в данный период занимает более активную жизненную позицию. Он уделяет намного большего внимания своему здоровью, интересуется возможным неблагоприятным действием лекарств, их побочными эффектами. Характерным является осознание вреда курения, ожирения, алкоголизма и т.п., активная борьба со злоупотреблениями, увлечение нетрадиционными методами лечения (фитотерапия, гомеопатия, восточные виды терапии и др.).
Начало формы
пред.
Конец формы
На рубеже XXI столетия. Высокий уровень специализации врачебной деятельности, которая определяет уровень квалифицированной медпомощи (точность диагностики, эффективность лечения, профилактики, реабилитации) становится причиной некоторых негативных явлений. В частности, приводит к потере преемсивенности лечения, индивидуального подхода к каждому пациенту, запутывают врача, медсестру, пациента в сложном лабиринте современной медицины. Врач конца ХХ столетия уже не успевает за стремительным ростом номенклатуры лекарств. В мире зарегистрировано более чем 360 000 лекарств, из которых в Украине около 20 000. В большинстве случаев врач-практик теперь проявляет чрезмерный, «вынужденный» консерватизм в вопросах фармакотерапии. Статистические данные свидетельствуют, что в арсенале даже хорошего врача находится не более 50-60 «испробованных» им препаратов, действию которых он доверяет.
Роль фармацевта в настоящее время стремительно возрастает. Наиболее успешными в аптечном деле становятся специалисты нового профиля, которые уделяют особое внимание сектору непосредственной работы с пациентом/потребителем. Опросы свидетельствуют о постоянном повышении доверия к рекомендациям фармацевта.
Сам пациент/потребитель в среднем характеризуется как довольно грамотный, требовательный. При этом он довольно осторожно и ответственно относится к приему лекарств, меньше обращается к врачам, умеет отличить бренд от более дешевой копии.
Начало формы
пред.
Конец формы
Интересы потребителей/пациентов теперь концентрируются на вопросах повышения качества жизни. В это время широкое распространение получает активное использование витаминных и минеральных комплексов, биологически активных пищевых добавок. Население активно занимается вопросами защиты своего здоровья путем посещения спортивных секций, оздоровительных групп, исключения из рациона вредных продуктов питания и др.
В связи с тем, что перед обществом в целом и перед фармацевтическим сообществом в частности постоянно возникает проблема строгого регламентирования фармацевтической деятельности, законодательная база этой области постоянно совершенствуется. При этом огромное количество задач, которые стоят перед фармацевтической, постоянное и значительное изменение в законодательстве в сфере обращения лекарственных средств и возникающие в связи с этим трудности часто заслоняют собой проблему регулирования этических норм в этой области деятельности. Поэтому фармацевтические ассоциации разных стран на определенном этапе своего развития осознали необходимость свести в одном документе (так называемом этическом кодексе) все правила профессионального общения, нормы и принципы маркетинговой деятельности (в том числе, промоции), что определяет роль и ответственность членов фармацевтического сообщества перед обществом в целом. Естественно, развитие фармацевтической сферы требует постоянного внесения изменений и дополнений в кодексы, а от самих компаний-производителей - большей ответственности при организации надлежащей и прозрачной процедуры контроля маркетинга. В связи с этим такие документы неоднократно пересматриваются и обновляются. Этот процесс беспрерывный.
Начало формы
пред.
Конец формы
Кодексы в фармацевтической сфере
«Кодекс деятельности фармацевтической сферы» (Code of Practice for the Pharmaceutical Industry - Великобритания, 1958, 2006 г.) представляет собой свод основных принципов, которыми руководствуются члены ассоциации (почти 75 компаний). В частности, он обязует производителей лекарств включать подробную информацию о побочных эффектах во все рекламные материалы. Похожие цели преследуют и другие документы данного рода, к которым можно отнести «Кодекс фармацевтической маркетинговой практики» (Code of pharmaceutical marketing practices) Международной федерации производителей фармацевтической продукции и их ассоциаций (IFPMA), разработанный в 1981 году, «Кодекс по осуществлению промоции лечебных средств» (Сode of Practice on the Promotion of Medicines) Европейской федерации ассоциаций фармацевтических производителей (EFPIA), принятый в 1991 году и др. Данные документы объединяет общность проблем, которые касаются корректности рекламы, спонсорской поддержки мер, связанных с медициной (конгрессы, симпозиумы и т.п.), подарков и гостеприимности для работников здравоохранения. В частности подчеркивается, что подарки (список их детализирован), привилегии или финансовая помощь не могут быть предложены медицинскому персоналу в виде вознаграждения за продвижения препаратов. Особенно указывается на недопустимость необоснованного использования термина «безопасность», а также термина «новый», что не должен уживаться при описании или продвижении лечебных средств, введенных в обращение больше двух лет тому назад. Не должно быть утверждений, что продукт не имеет побочных эффектов, нетоксичный или не существует рисков появления привыкания или зависимости после его применения. Заявления относительно побочных эффектов должны быть основаны на доказательствах или иметь клиническое обоснование. В Кодексе EFPIA нашел свое отражение и вопрос о деятельностях медицинских представителей. Важным является то, что согласно документу, медицинские представители должны передавать в научную часть компании-производителя любую информацию об использовании рекламируемого ими продукта, а особенно сведения о побочных эффектах. Каждая фармацевтическая компания должна основать научно-исследовательскую службу, которая будет собирать и перерабатывать информацию относительно их медицинской продукции. Эта служба должна включать соответствующих специалистов (врачей, фармацевтов), которые будут ответственными за утверждения любых рекламных материалов к их напечатанию или выпуску.
Начало формы
след.
Конец формы
◀︎ Клятва врача
Начало формы
Конец формы
Таким образом, международные кодексы хотя и не могут заменять действующее законодательство стран, где они приняты, однако есть некоторым ограничивающим фактором, инструментом, с помощью которого можно оценить этичность действий компаний-производителей, информировать о них не только национальную, но и мировую фармацевтическую общественность.
Кодекс формулирует этические нормы профессионального обращения и ответственности, которые должны стать руководством для провизоров и фармацевтов в условиях формирования рыночных отношений. В документе отмечается, что основной задачей в деятельности фармацевтических работников является сохранение жизни и здоровья человека согласно фундаментальным принципам биоэтики. Подчеркивается направленность на защиту права человека на охрану его здоровья и определяется в этом смысле моральная ответственность фармацевтических работников. Кодекс является сводом норм фармацевтической этики и деонтологии обращения фармацевтических работников в процессе предоставления квалифицированной и качественной, доступной и своевременной фармацевтической помощи населению, направленных на формирование доверия к профессиональной деятельности провизоров и фармацевтов и повышению имиджа профессии фармацевта в обществе.
Регулирование этических взаимоотношений фармацевтических работников с профессиональной сферой их деятельности в конфликтных ситуациях осуществляют специальные уполномоченные органы (комитеты по фармацевтической этике). Законодательной базой Кодекса являются законы об основах законодательства о здравоохранении, о лекарственных средствах, защите прав потребителей, о рекламе, Гражданский кодекс.
В частности, в документе в обязанность фармацевту и провизору вменяется:
- содействие рациональному назначению и использованию лекарств и изделий медицинского назначения;
- обеспечение гарантий качества лекарств и безопасность их применения;
- предотвращение ошибок при изготовлении, продвижении и отпуске;
- участие в борьбе с разработкой, изготовлением, продвижением и распространением фальсифицированных, незарегистрированных в Украине лекарств в коммерческих целях.
Начало формы
пред.
Конец формы
Кроме этого, фармацевтический работник в рекламной и дистрибьюторской деятельности обязан соблюдаться следующие принципы: рекламировать только безрецептурные лекарства и изделия медицинского назначения; не использовать в рекламе приемов, которые не отвечают общепринятым нормам гуманности и морали, а также формируют ошибочные выводы относительно рекламированной продукции.
Для каждого фармацевтического работника повседневной нормой должны стать: радушный вид, уважительность и желание облегчить болезнь пациента, что должно содействовать повышению авторитета специалиста и доверия к его советам.
Как и всякий медик, фармацевт и провизор должны предоставлять пациенту всю необходимую информацию о лекарстве (способ применения, сроки и частоту приема, противопоказания, побочные эффекты, особенности хранения, взаимодействия с другими лекарствами, алкоголем, продуктами питания и т.п.); осуществлять фармацевтическую опеку по профилактике и лечению заболеваний, предоставлять пациенту возможность окончательного выбора; сохранять конфиденциальность информации о пациенте, соблюдать профессиональную тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством, при необходимости оказывать первую доврачебную помощь больному.
Фармацевтический работник является главным специалистом по обеспечению пациентов лекарствами и изделиями медицинского назначения, который сотрудничает с врачом и больным с целью наиболее рационального их использования. Интересы пациента, забота о его здоровье должны быть приоритетными для фармацевта/провизора относительно коммерческих интересов по продаже лекарств и изделий медицинского назначения.
Профессиональные отношения между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на основе партнерства, взаимоуважения и доверия, поддержки авторитета друг друга в глазах больного и общественности. В целом на практике такое сотрудничество должно быть направлено на выбор наиболее безопасных, эффективных и доступных лекарств, оптимальной лекарственной формы и дозы, рациональной схемы лечения и способа приема.