Файл: 22.Принципы и закономерности социальной педагогики.docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 426

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель социальной педагогики сегодня — способствовать социальному формированию и социальному развитию личности для осуществления самореализации в соответствии с ее особенностями и социокультурным своеобразием общества.

Закономерности отражают объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами, в данном случае культурной среды школы. К.Д. Ушинский в первом томе "Педагогической антропологии" отмечал, что закономерности воспитания дают необходимую теоретическую основу для осуществления практических мер по успешному воспитанию и управлению этим процессом. Знание закономерностей создает условия для прогнозирования осуществляемой деятельности.

Социальная педагогика имеет свои закономерности: закономерность гармонизации взаимоотношений человека и общества, закономерность деятельностной активности, закономерность социально-педагогической поддержки личности в процессе социализации и самореализации, закономерность поступательного социального развития личности, закономерность многообразия путей социализации и способов помощи личности в этом процессе.

Закономерность гармонизации взаимоотношений человека и общества, вскрытая И.А. Липским, обусловливается тем, что социально-педагогическая деятельность осуществляется прежде всего для успешной социальной адаптации ребенка, т. е. для того, чтобы ребенок мог освоить нормы, ценности, правила жизнедеятельности и взаимоотношений в обществе в соответствии с его социокультурными, этнокультурными особенностями. Однако педагог должен творчески осмыслять и современные тенденции культуры, чтобы помочь ребенку не только осваивать нормы и ценности общества, но и активно участвовать в его развитии и изменении. Гармонизация взаимоотношений человека и общества способствует как эффективности социального развития личности, так и поступательному прогрессу социальной среды.

акономерность деятельностной активности, высказанная П.И. Пидкасистым, И.Ф. Харламовым и другими учеными, в рамках данного исследования имеет свою специфику и обусловливается тем, что воспитание и развитие ребенка как формирование в его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Любая воспитательная задача по развитию социального опыта осуществляется через инициирование активности самой личности (П.П. Блонский, Л.В. Мардахаев и др.). Поэтому социальному педагогу необходимо создавать разнообразные условия и использовать различные формы работы, которые бы мотивировали ребенка к активному освоению социальных знаний и социокультурных способностей. Это, например, использование игровых и проектных технологий, тренингов, дискуссий, имеющих социальную значимость и привлекательность для ребенка.


Закономерность социально-педагогической поддержки личности в процессе социализации и самореализации. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о необходимости обеспечения витальных потребностей ребенка, прежде всего потребности в защите (А. Маслоу, К. Роджерс). Биологически наследуемая программа развития ребенка разворачивается последовательно и требует соответствующих изменений в содержании организуемой воспитателем жизни ребенка (П.И. Пидкасистый). Поэтому педагогу необходимо строить свою деятельность в соответствии с актуальными потребностями ребенка (Д.Б. Эльконин), создавая условия для обеспечения помощи и поддержки на всех возрастных этапах его развития, в процессе возникновения проблем, с которыми он сам не может справиться. Только в атмосфере безопасности и поддержки может осуществляться успешное развитие ребенка и его эффективное социальное воспитание.

Закономерность поступательного социального развития личности. Суть этой закономерности заключается в том, что процесс социального воспитания должен осуществляться в соответствии с возрастными особенностями ребенка, учетом его уровня социального развития. Поэтому социально-педагогическая деятельность имеет свою специфику содержания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), начальной, средней и старшей школе, в вузе. В случае десоциализации личности социальный педагог должен помочь человеку в решении его проблем и обеспечить его дальнейшее успешное социальное развитие.

Закономерность многообразия путей социализации и способов помощи личности в этом процессе. Сутью этой закономерности является то, что социализация человека осуществляется под влиянием разнообразных факторов. Поэтому педагогу нужно внимательно наблюдать, диагностировать процесс социального развития ребенка с тем, чтобы выявить наиболее адекватные пути и способы оказания помощи в социальном становлении личности. Например, появление интереса ребят к какой-нибудь молодежной субкультуре, при всей ее асоциальности, может стать важным стимулом социального развития путем глубинного осмысления сущности этого феномена, выявления неудовлетворенности реальностью, использования потребностей детей в коллективной жизнедеятельности для развития сотрудничества и сотворчества в процессе коллективной творческой деятельности (КТД).

Закономерности, сосуществующие и дополняющие друг друга, влекут за собой в ходе их осознания ряд требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку, которая выражается педагогическими принципами (от лат. principum — основа, начало).

Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.


Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Принцип природосообразности — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты.

Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я.А. Коменским в его главном сочинении "Великая дидактика". Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Я.А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвинул, обосновал и построил свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей. Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

- учет возрастных особенностей детей;

- учет половых особенностей детей;

- учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;

- опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

- развитие инициативы и самостоятельности ребенка. Принцип культуросообразности является продолжением

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры — это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек — продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков.

Принцип гуманизма. Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе.


Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

- достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

- признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

- помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;

- понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;

- стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослыми и детьми.