Файл: Развитие легкового автомобильного транспорта в России.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для того чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, российскому автопрому требуются коренные изменения. Этот тезис подтверждается статистическими и аналитическими исследованиями авторитетных организаций, таких как «Автостат». Существующее положение дел не устраивает ни потребителей, ни производителей.
По данным ВЦИОМ (Всеросси́йский це́нтр изучения обще́ственного мне́ния, ВЦИО́М (до 1992 года - Всесоюзный) - старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году. 100% акций компании принадлежат государству.), автолюбители ездят преимущественно на старых отечественных машинах (до 2006 года выпуска) по причине их доступности. Более современные модели для своего класса дороги, иностранные не доступны большинству граждан. Старые автопредприятия испытывают нехватку в современных технологиях. Новым заводам не хватает ресурсов. Отдельные локализованные производства плотно сотрудничают с мировыми автомобильными брендами, что позволяет им создавать собственные перспективные разработки. Благодаря этому, возможность выпускать недорогую и надежную технику приобретает реальные очертания. Что отличает продукцию АвтоВАЗа от конкурентов.
Самым главным отличием отечественных автомобилей от зарубежных конкурентов является доступная цена на сами автомобили и на запасные части. Во многом это связано с невысокой себестоимостью автомобиля. Качество производимой продукции постепенно улучшается и находится практически на уровне зарубежных аналогов.
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на территории РФ числится 42,4 млн легковых автомобилей (на 1 января 2018 20года). У нас в стране имеется 10 региональных парков, объем каждого из которых составляет не менее 1 млн автомобилей. Помимо Москвы (3,71 млн шт.) и Подмосковья (2,62 млн шт.), на долю которых суммарно приходится 15%, сюда также входят Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ростовская и Свердловская области, Татарстан, Башкортостан, Челябинская и Самарская области. Если рассматривать марочную структуру парка легковых автомобилей, то здесь тоже 10 марок обладают парками, превышающими 1 млн экземпляров. Самым большим парков обладает отечественная LADA (13,87 млн шт.), а среди иномарок первенствует Toyota (3,76 млн шт.). Также в эту группу попадают Nissan, Hyundai, KIA, Renault, Chevrolet, Volkswagen, Ford и Mitsubishi, показатели которых составляют 1 – 2 млн единиц. Всего же иномаркам принадлежит 61% парка. Отметим также, что российский парк довольно стар, т.к. свыше половины (54%) легковых автомобилей находится в возрасте старше 10 лет. Доля машин, соответствующих экологическим стандартам не ниже «Евро-5», составляет 13% от общего объема. Примерно каждый пятый автомобиль в России – это внедорожник или кроссовер (22%). А дизельных легковых машин числится всего лишь 5%.
Рис.6
21 Особенностью является и то, что автомобиль российского концерна легко обслуживается любым автосервисом России. Несмотря на то что современные автомобили ВАЗа имеют множество опций и «обросли» всевозможной современной автомобильной электроникой, многие узлы и механизмы по-прежнему можно обслуживать самостоятельно.
В стратегии отмечается необходимость наращивания объёмов экспорта. Напомним, сейчас мощности российских автозаводов загружены примерно на 40% (из-за спада спроса на российском рынке). К 2020 году поставки легковых машин за рубеж могут вырасти, предположительно их количество должно превысить 4,4 млн. экземпляров.
Рис.7
22Глава 4. Прогноз развития легкового машиностроения и рост цен на 2019 год
С 1 января 2019 года повышение НДС до 20%, безусловно, окажет влияние на авторынок, а также такие сложнопрогнозируемые факторы как курсовые колебания или экономическая ситуация. Стоимость автомобилей может увеличиться от 2 до 10% в зависимости от марки. Опираясь на опыт прошлых лет, бренды будут корректировать цены постепенно, в несколько этапов, чтобы не отпугнуть покупателей. Среди факторов, специфичных для отрасли, будет объем государственных промышленных субсидий для автопроизводителей и господдержки, направленной на стимулирование спроса, а также динамика роста цен, заложенная автопроизводителями. Поэтому в марочной структуре авторынка кардинально ситуация не изменится, и первые места останутся за новыми моделями текущих лидеров: KIA, Hyundai, в регионах – LADA.
Рис. 8
23Так, меньше всего выросли цены на Haval, Chevrolet и отечественный УАЗ – всего на 1,6 – 1,9%. Не более, чем на 3% подорожали автомобили Smart, Mitsubishi, Hyundai, BMW и Fiat. Основная масса автопроизводителей повысила цены в пределах 5%, при этом у некоторых марок зафиксирован минимальный рост на отдельные модели или комплектации. К примеру, у Volvo и KIA нижняя граница повышения цен составила 0,4% и 0,9% соответственно. Примерно также поступили Cadillac и Mazda – рост цен на их модели начался с 0,8% и 0,9%. Меньше, чем на 1% выросли цены на отдельные модели Ford, тогда как другие автомобили американского бренда подорожали более, чем на 6%. Модели, рост цен на которые превысил 6%, есть у нескольких марок – Mercedes-Benz, Porsche, Toyota и Citroen. Но настоящим рекордсменом по ценовым прибавкам в январе стал Zotye – отдельные модели китайского бренда подорожали более чем на 10%.
26Заключение
Сейчас отечественная автомобильная промышленность стремится строить новую техническую политику на пути реорганизации и в сотрудничестве с различными партнерами. Опыт истории развития мирового автотранспорта показывает, что многие зарубежные автомобильные компании и фирмы находились в таком же состоянии, но, преодолев трудные времена, вновь выпускали автомобили уже известных и новых марок, моделей и модификаций. Россия сейчас на пути прорыва вперед.
Этапы развития автотранспортной отрасли качественным образом связаны с событиями, кардинально изменившими материально-техническую базу, формы собственности и соответственно формы экономических отношений с социалистических на рыночные (капиталистические). В соответствии с этими условиями изменяются методы организации производства и управления им, организационная структура транспортной отрасли, отношения управления, регулирования и др.
Борьба предприятий за конкурентное преимущество, его создание и удержание, с одной стороны, инициирует прогресс отрасли, с другой стороны, тормозит его.
Точная оценка возможных изменений в технике и экономике связана с необходимостью построения прогнозов и планов развития транспортной отрасли, выявления основных факторов ее развития. Реальность предопределяет множественность вариантов будущего (каждый из которых требует правильной оценки качества, существа и природы исследуемых процессов и явлений) для построения стратегии развития и транспортной отрасли в целом, и ее отдельных элементов – видов транспорта, транспортно-дорожного комплекса, инфраструктуры, предприятий.
27Только государство способно в условиях рынка сбалансировать развитие видов транспорта в транспортной системе, определив приоритеты, в полной мере приемлемые и для экономики России в целом, и для участников рынка транспортных услуг.
В рыночных условиях специалисты автомобильной подотрасли располагают большими возможностями быстро совершенствовать технику, технологии, информационные и коммуникационные сети, применять новейшие статистические и математические методы, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать объективные закономерности развития транспорта, а также более полно использовать результаты исследований экономических процессов и отношений, повышая эффективность отрасли и экономики России.
Как известно, российское правительство оценивает свою работу либо на «хорошо», либо на «отлично». Если послушать отчеты правительственных чиновников, складывается стойкое ощущение, что они как минимум повторяют успехи первых пятилеток, ударными темпами превращая страну в мирового экономического лидера.
Взять хотя бы тему моего проекта отечественного автопрома. Глава правительства Дмитрий Медведев охарактеризовал успехи в данной области следующим образом: «По итогам 2018 года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом раньше, причем рост наблюдается по всем сегментам от легковых автомобилей до автобусов».
Особое внимание хотелось бы заострить на легковых автомобилях и задаться вопросом, а где глава правительства нашел в России российские 28предприятия? Конечно же, легковые автомобили в России выпускаются, вот только носят они отнюдь не российские названия – Hyundai, Kia, Renault, Nissan, Ford, Mitsubishi, Mazda и т.д. Есть, правда, такая марка, как «Лада», но она только формально может считаться российской, так как АвтоВАЗ принадлежит зарегистрированной в Голландии компании Alliance Rostec Auto B.V., где 50% акций принадлежит концерну Renault и 17,3% - Nissan Motor. На сегодняшний день в России остался один-единственный отечественный производитель легковых автомобилей – УАЗ. За прошлый год Ульяновский автозавод выпустил 41 632 автомобиля, что является каплей в море, учитывая тот факт, что в России в 2017 году было продано 1,6 млн. легковых автомобилей. У нас фактически нет российского легкового автопрома, поэтому зачислим в него инофирмы со сборочными заводами в России. У нас нет своих электромобилей. И не надо быть экспертом, чтобы понять очевидное – если электромобили и появятся в России в относительно больших количествах, то это будут «китайцы», а не отечественные мифические электрокары, которые только предстоит разработать тем инженерам, которых только предстоит вырастить и всему обучить.
В настоящее время Российская автомобильная промышленность не обеспечивает потребности транспортного рынка в конкурентоспособном подвижном составе высокого уровня безопасности, качества, ресурса и других технико-экономических показателей. Это одна из основных причин ухудшения работы автотранспорта. Невозможно сформировать оптимальный парк автотранспортных средств, что сказывается на качестве услуг автоперевозчиков и из-за чего транспортники России несут большие потери.
Чтобы смягчить падение продаж, целесообразно рассмотреть возможность использования дополнительных мер стимулирования спроса, таких как увеличение финансирования и продление программы обновления автопарка, обеспечение снижения эффективной ставки по автокредитам, госзакупки автомобилей российского производства; создание благоприятных условий для экспорта автомобилей, произведенных в России.