Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
потустороннем мире является предположение о существовании верховной
причины «высшего блага».
Это верховное начало, по утверждению Канта, есть Бог. Таким образом, бытие Бога, недоказуемое «теоретическим разумом», утверждается, по мысли Канта, «разумом практическим».
Рассуждая о долге и достоинстве человека, Кант пришел к выводу, что достоинство человека определяется тем, насколько верен человек долгу, т. е насколько он может подняться над самим собой, над чувственностью. Удовольствие или неудовольствие жизнью не могут быть критерием нравственности. Кант утверждал, что нам следует действовать так, чтобы каждый человек рассматривался сам по себе как цель. В связи с этим он вывел практический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству».
Таким образом, практический разум способен дать высшее знание
категорического императива, благодаря которому человек сможет жить
сообразно мировому нравственному закону. Эвдемонизм (учение о
счастье) Канта построен на предпочтении долга временным
удовольствиям.
Социально-политические взгляды Канта
Социально-политические взгляды Канта были обусловлены политической обстановкой, сложившейся в Европе в тот период. Кант солидаризировался с просветительской философией истории в установке на объяснение ее исключительно естественными причинами, он отказывался объяснять ее «трансцендентными», сверхъестественными причинами. Принимая выдвинутое просветительской мыслью положение о прогрессе человечества в ходе истории, Кант стремился понять это поступательное движение как закономерное. Становление и развитие человечества, его прогресс Кант понимает как результат деятельности самих людей, создающих то, чего не существует в природе, и благодаря этому освобождающихся от той подчиненности, в какой находятся по отношению к ней животные. Первоочередной задачей Кант считал освобождение людей от зависимости со стороны духовенства, теологов и предоставление людям права самостоятельно судить о религии. Основной целью раскрепощения человеческих умов Кант считал обеспечение самостоятельности мысли, которую можно беспрепятственно высказывать как в устной, так и печатной форме перед самой широкой общественной аудиторией. Размышляя о республиканском государственном устройстве, Кант приходит к мысли о том, что наилучшим образом принципы республиканского правления могут быть осуществлены в государстве, возглавляемом монархом, который руководствуется той общей волей граждан, которую адекватно выражают философы. По Канту, именно философы, а не избираемые населением делегаты, являются его подлинными представителями перед государственной властью. Согласно Канту, в истинной республике должны править общеобязательные законы, а входящим в правительство людям надлежит лишь обеспечивать их неукоснительное исполнение. Важнейшее место в социально-исторической философии Канта занимали проблемы войны и мира. В трактате «О вечном мире» он обосновывал идею федерации свободных государств, связанных договором, запрещающим войну. Разум, писал он, осуждает войну, а предотвратить ее может только международное правительство. Кант пережил семилетнюю войну (когда русские оккупировали Восточную Пруссию), французскую революцию и ранний период карьеры Наполеона, так что он имел все основания для размышлений на этот предмет. Анализ главных произведений И. Канта дает возможность сделать вывод о том, что его философия – это, прежде всего, теория познания, сердцевину которой составляет учение об априорных синтетических, т. е.трансцендентальных, суждениях. Философия Канта–это трансцендентальная философия. Именно ею он обогатил мировую философию.
Список литературы
1.Хрестоматия по истории философии / под ред. Л.А. Микешина. М. :[б. и.],
1997
2. Гурьевич П.С. Мир философии: Книга для чтения: в 2 ч. Ч. 1 / П. С. Гурьевич. М. : [б. и.], 1991
3. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии / П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : [б. и. ], ПБОЮЛ М. А.Захаров. 2001