Файл: Ю 3 ст. 15 Конституции рф предусмотрено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральным законом является нормативный правовой акт, имеющий прямое действие на всей территории Российской Федерации, принимаемый по предметам ведения РФ, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ч. 1, 2 ст. 76 Конституции РФ).
Порядок принятия и изменения федерального закона представляет собой нормативно регламентированную процедуру реализации и поэтапного рассмотрения легитимной законодательной инициативы, начиная с момента поступления законопроекта в Госдуму и заканчивая официальным опубликованием принятого Госдумой, одобренного Советом Федерации и подписанного Президентом РФ документа.
Частью 3 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
В качестве НПА, требующего дополнений и уточнений выбран ФЗ «О наркотических и психотропных веществах» от 08.01.1998 (ред. от 29.12.2022).
Разработка проекта Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» была начата еще в 1992 году в Верховном Совете Российской Федерации в связи с имевшимся «законодательным вакуумом» регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ и продолжена в 1993-1997 гг. по инициативе некоторых депутатов, а также заинтересованных министерств и ведомств. Работа над законопроектом в Государственной Думе Российской Федерации велась с первых дней ее созыва и к концу 1997 года была практически завершена.
8 января 1998 года Закон был подписан Президентом Российской Федерации, опубликован в «Российской газете» 15 января 1998 года и вступил в силу 15 апреля 1998 года.
Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов продолжает оставаться важной проблемой национальной безопасности. Сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения страны, особенно в детской и молодежной среде. Увеличивается доля высококонцентрированных и синтетических наркотических средств и психотропных веществ в их незаконном обороте. В сбыт наркотиков активно вовлекаются несовершеннолетние, женщины, безработные.
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды при разрешении уголовных дел о преступлениях указанной категории в основном правильно применяют нормы Уголовного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в практике рассмотрения судами таких дел допускаются ошибки. Имеются отдельные факты необоснованного осуждения лиц ввиду неверного толкования некоторыми судами понятий изготовления, переработки и производства наркотических средств и психотропных веществ. Возникают трудности в правовой оценке действий лиц, осуществляющих перевозку наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта, а также пересылку или сбыт указанных средств и веществ.
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» - это основной нормативно-правовой акт в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Им регулируются следующие вопросы:
- организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту;
- особенности деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; условия осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- использование наркотических средств и психотропных веществ; противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; вопросы наркологической помощи больным наркоманией.
В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» закреплены многие понятия, связанные с оборотом наркотических средств, а именно: наркотические средства, психотропные вещества, оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, незаконный оборот, производство наркотических средств, психотропных веществ и т. д. При этом основные понятия, используемые законодателем в данном Законе, по мнению ученых, в целом соответствуют основным понятиям, используемым в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции ООН о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года
Правовое регулирование оборота наркотических средств не совершенно. В связи с чем представляется возможным сформулировать некоторые предложения законодателю:
- законодательно закрепить понятия таких незаконных действий, как незаконное хранение, потребление, пересылка, перевозка, приобретение, сбыт, а также склонение граждан к потреблению наркотиков, незаконная выдача рецептов, необходимо дать понятие незаконному выращиванию и культивированию наркотикосодержащих растений
;
- дать более точное, исключающее разночтения, определение понятий «производство» и «изготовление» наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- уточнить, что является уничтожением наркотических средств и психотропных веществ, а что переработкой, чтобы исключить употребление такого термина, как «уничтожение путем переработки»;
- узаконить положение Постоянного комитета при Минздраве России, наделив его полномочиями по разработке, согласованию и утверждению различных межведомственных методических рекомендаций в этой сфере деятельности;
- установить уголовную ответственность за потребление наркотических средств без разрешения врача;
- включить понятие «аналог» в сами определения наркотических средств и психотропных веществ, сформулированные в статье 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».