Файл: Это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.

В конце 90-х годов XX века в мире начали говорить о технологиях IoT и цифровой экономике, тогда как в России в это время только начали появляться первые мобильные телефоны. С тех пор прошло более 20 лет, и интернет вещей стал для нас привычным явлением: практически у каждого есть дома умные устройства, которых во всем мире насчитывается уже более 26 миллиардов единиц, а у нас только за последний год было куплено почти 20 миллионов SIM-карт для ИТ-оборудования.

Цифровизация в глобальном плане представляет собой концепцию экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства. И эта концепция широко внедряется во всех без исключения странах.

Технологии цифровизации успешно внедряются и в России на протяжении последних лет. Но если процесс запущен уже давно, то почему мы не видим его масштабов? Все просто: один из показателей успешной глобальной цифровизации – это открытая информация, которая меняет социальные, политические и бизнес-процессы и приводит к улучшению качества жизни.

Цифровая среда постепенно проникает в здравоохранение, образование, оборону, безопасность, финансы. Через несколько лет из модного тренда цифровизация превратится в главный инструмент работы госучреждений.

Выгоды и риски цифровизации.

Выделяют следующие выгоды цифровизации:

  1. рост производительности труда;

  2. повышение конкурентоспособности компаний;

  3. снижение издержек производства;

  4. создание новых рабочих мест;

  5. увеличение степени удовлетворенности человеческих потребностей;

  6. преодоление бедности и социального неравенства.

Однако, цифровизация несет следующие потенциальные риски:

    1. несанкционированный доступ к информации и другие угрозы кибербезопасности;

    2. цифровое неравенство – разрывы в уровне образования и условиях доступа к цифровым услугам и продуктам между гражданами и бизнесами внутри стран, а также между государствами.


Цифровизация, помимо выгод, несет риски и проблемы:

Тем не менее, цифровизация каждой отрасли экономики и страны в целом, становится неотвратимым явлением. Но чтобы цифровая экономика стала реальностью, необходимо решить следующие проблемы:

· низкий уровень цифровой грамотности населения;

· жесткость корпоративных структур;

· необходимость радикальной перестройки бизнес-моделей и управленческих основ.

В настоящее время мировая экономика находится на пороге новой трансформации. Продолжающаяся цифровизация приводит к изменению глобальной экономики за счет снижения издержек на сбор, хранение, обработку данных; сокращения производственных цепочек и т.д. Такого рода изменения, безусловно, влияют на требования, которые предъявляются к уровню квалификации работников и к участникам рынка, представляющим бизнес и государство.

Цифровизация начинается с сотрудника.

Цифровая трансформация начинается с сотрудника, в том числе и в бюджетных учреждениях. Для успешного перехода в цифровой формат в первую очередь необходимо сосредоточиться на изменениях в корпоративной культуре – настроить сотрудников на цифровую волну и творческое мышление, подготовить к нововведениям, успехам и возможным поражениям. 61% опрошенных руководителей формировали такие команды из специалистов разных подразделений. При этом все учреждения предпочитают в целом задействовать внутренние ресурсы, и только 3% обращаются к внешним консультантам. Спрос на специалистов по цифровым технологиям растет. Специалисты по цифровизации пользуются высоким спросом на рынке труда. 89% опрошенных назвали поиск таких работников непростой задачей, и лишь 11% не видят трудностей в подборе кадров данного направления.

При этом 67% респондентов часто просят свой персонал работать в традиционном формате и в то же время осваивать цифровые технологии. Применение компьютерных программ в процессе поиска и найма сотрудников является актуальным трендом. Учреждения трансформируют рабочую среду, чтобы удержать лучших специалистов.

До пандемии удаленная работа была доступна во многих организациях как опция для определённых групп сотрудников. 74% руководителей отмечают, что предлагали такую возможность своим сотрудникам. Необходимость соблюдения карантинных мер заставила бюджетные структуры в экстренном порядке перевести большую часть или 100% своих специалистов на дистанционный формат работы. При этом вопросы комфортности и доступности используемых технологий, адаптации работников к новым условиям остаются актуальными. Сотрудники должны изначально понимать, каким образом удаленная работа поможет компании пережить трудные времена и добиться успеха, а также свою важную роль в этом процессе.



Это сложный постепенный переход, который требует поддержки со стороны руководства. Необходимо обеспечить специалистов не только современными технологиями, но и ресурсами для адаптации, иначе они потеряют заинтересованность и продуктивность. Под ресурсами подразумеваются рекомендации по организации домашнего рабочего места и наличие гибкого графика, учитывающего бытовые условия. Не стоит забывать о приложениях для видеоконференций и чатов, которые улучшают коммуникационные возможности.

Также следует выделить виртуальные приемные часы, когда сотрудники могут обращаться к руководству с вопросами и претензиями, как если бы они находились в офисе. Одним словом, необходимо создать новую культуру уверенности и доверия, в которой у сотрудников будут все необходимые инструменты. 44% компаний заинтересованы в развитии существующих сотрудников. Мир стремительно меняется.

И если темпы внедрения инноваций предсказать можно, то их направление — нет. Именно поэтому так важно создавать рабочее место, где все сотрудники смогут повышать свою квалификацию и обучаться новым навыкам, как только это будет необходимо. Способность адаптироваться к возникающим обстоятельствам и потенциал соискателя являются немаловажными критериями при рассмотрении кандидата. Когда пандемия COVID-19 пойдет на спад, многие учреждения планируют внедрять гибкий график и дистанционную работу в свои стратегии управления издержками и рабочей силой на постоянной основе. Такие учреждения имеют больше шансов на привлечение талантливых специалистов за счет регионов и тех, кто раньше не думал о трудоустройстве — люди, сидящие дома с детьми или ухаживающие за пожилыми родственниками, пенсионеры могут приступить к работе на условиях гибкого графика.

Электронные сервисы и услуги.

Государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

Процесс предоставления государственной услуги в электронном виде предполагает:


  • подготовку и размещение информации по государственным услугам ответственными органами государственной власти в единой системе реестров;

  • информирование граждан и организаций о порядке предоставления государственных услуг;

  • обеспечение приема и регистрации заявлений от граждан и организаций в органах государственной власти, через МФЦ и порталы государственных услуг, формирование выписки из электронного журнала регистрации и контроля над обращениями;

  • идентификацию граждан и организаций (дистанционно);

  • проведение электронных платежей за платные государственные услуги (дистанционно);

  • передачу принятых заявлений от граждан в ведомственные системы;

  • реализацию досудебного (внесудебного) обжалования гражданами и организациями решений органов государственной власти при получении гражданином неудовлетворительного решения.

Информацию о государственных услугах, которые могут быть предоставлены в электронном виде, можно получить на федеральном портале государственных услуг Российской Федерации, при этом существуют четыре возможности классификации услуг:

  • по жизненным ситуациям;

Такой подход позволяет любому посетителю сайта найти необходимую услугу вне зависимости от ее ведомственной принадлежности. Получение сведений об услугах не требует процедуры регистрации на сайте. Каждой услуге дается подробная характеристика, включающая:

  • требования по срокам;

  • основание для оказания услуги;

  • документы (необходимые для получения услуги);

  • адреса и телефоны (органа власти – исполнителя);

  • как получить услугу:

  • описание процесса заказа;

  • способы подачи заявки;

  • способы получения результата;

  • консультативную помощь по вопросам:

  • результаты оказания услуги;

  • фиксация результата оказания услуги;

  • возможные итоги оказания услуги;

  • права заявителя и обязанности органа власти;

  • нормативно-правовые акты, регулирующие оказание услуги.

Перечень предоставляемых электронных услуг достаточно велик некоторые из них, представляющие особый интерес для пожилых людей:

  1. информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования;

  2. прием анкет для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по программе софинансирования;

  3. прием от застрахованных лиц заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или о переходе в негосударственный пенсионный фонд;

  4. прием и регистрация заявлений граждан об установлении им пенсий;

  5. информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

  6. предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

  7. информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

  8. прием налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.


Закон № 210-ФЗ предусматривает различные способы обращения получателей за электронными услугами: через веб-порталы, многофункциональные центры (МФЦ), специализированные информационные киоски (инфоматы) и с помощью обращения в центры телефонного обслуживания (так называемые колл-центры).