Файл: Проектноисследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Естествознание с методикой преподавания
Практическое занятие 3.
Выполнила: Бычкова Софья Павловна
ЗАДАНИЕ 1
Решите педагогическую задачу:
Вы являетесь молодым специалистом одной из лучших школ города. Администрация школы предложила Вам выступить на педагогическом совете по теме «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя».
Тема вашего выступления «Продукт проектной деятельности в начальной школе».
Вопросы:
1. Приведите примеры разнообразных видов «конечного продукта» в проектной деятельности.
2. Заполните таблицу «Структура проектной деятельности педагога», в которой опишите все элементы ведения проектной деятельности; сформулируйте темы проектов, реализуемые в рамках начальной школы (класс определите самостоятельно); опишите проектный продукт с учетом практического значения.
Таблица 1 – Структура проекта деятельности педагога
Тип проекта | Цель проекта | Тема проекта | Описание проектного продукта |
Практико- ориентированный | Решение практических задач | 1. Проект школьного двора | Нацелен на интересы самих участников процесса. Продукт исследования может быть использован школой. |
2. Залог здоровья | Учебные пособия, макеты, модели, памятники и т.д. | ||
Исследовательский | Доказательство или опровержение гипотезы | 1. Исследование озера Святое | Научное исследование, применение его в жизни. |
2. Город моей мечты, его + и - | Результат исследования оформленный определенным образом. | ||
Информационный | Сбор информации об объекте или явлении | 1. Наша школа самая старая | Направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм. |
2. Вклад горьковчан в годы ВОВ | Результаты опроса общес. мнения, обобщение высказываний различных авторов. | ||
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | 1. Моя родословная | Литературные произведения, произведения прикладного искусства, видеофильм. |
2. Дендропарк Ильяшевича. Памятник природы. | Литературные произведения, произведения прикладного искусства, видеофильм. | ||
Игровой (ролевой) | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы | 1. Экскурсия по лесу | Мероприятия – экскурсия в лес, наблюдение и анализ |
2. Викторина «По улицам родного города» | Мероприятие – викторина |
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть, как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в интернете;
Игровые и ролевые проекты участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта; это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения почти всегда свяанны, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта, (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).
ЗАДАНИЕ 2
Решите педагогическую задачу:
В официальной группе одной из социальных сетей вашего образовательного учреждения разместили фрагмент открытого урока вашей коллеги, учителя 2 класса, по теме «Земля. Модель Земли»(учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»). В видеосюжете учитель проводит с ребятами игру «Да – нет», где дети отвечают на вопросы учителя только «да» или «нет».
Прочитайте предложенный фрагмент из этой игры.
Игра «Да - нет»
Вопрос учителя: Мы живем на планете Земля? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Наша Земля имеет шарообразную форму? – Дети отвечают: «Да». Вопрос учителя: Россия расположена в Южном полушарии Земли? – Дети отвечают «Нет».
Вопрос учителя: Россия расположена в Северном полушарии Земли? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Северный полюс Земли находится в Северном полушарии? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Земная ось проходит через Северный и Южный полюса Земли? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Ось Земли можно увидеть и потрогать? – Дети отвечают «Нет».
Вопрос учителя: Ось Земли — это металлическая спица, которая проходит сквозь нашу планету и выходит на поверхность? – Дети отвечают «Нет».
Вопрос учителя: Ось Земли только воображаемая? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Земля вращается вокруг своей оси? – Дети отвечают: «Да».
Вопрос учителя: Глобус – это уменьшенная модель Земли? – Дети отвечают: «Да».
Вопросы:
1.Определите цель и задачи данного урока.
2.Определите на каком этапе урока и с какой целью учитель проводит данную игру. Свой ответ обоснуйте.
3.Предложите материал к уроку, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью).
Ответы отразите в таблице содержательно и ёмко.
Таблица – Разбор урока по теме «Земля. Модель Земли» (учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»)
№ п/п | Вопрос/задание | Пояснение/обоснование ответа |
1. | УМК | «Перспективная начальная школа» |
2. | Предмет | Окружающий мир |
3. | Тема урока | Земля. Модель Земли |
4. | Класс | 2 |
5. | Цель урока | Сформировать у обучающихся знания о названии, форме нашей планеты, умения находить на глобусе ось, экватор, полюса. |
6. | Задачи урока | - Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели. - Уточнить представления о модели Земли – глобусе. - Познакомить с новыми понятиями: «воображаемая ось», «экватор», «Северное и Южное полушария», «Северный и Южный полюс». - Формировать умение работать с глобусом и навыка устного составления рассказа. - Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру. |
7. | Поясните, на каком этапе урока используется игра «Да-нет» (обоснование ответа) | Данная игра используется на этапе – рефлексия. Закрепление знаний, обучающихся о новом материале. |
8. | Дополните материал, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью) | Также для закрепления знаний, обучающихся после игры можно использовать интерактивную игру по соединению по смыслу картинок на доске, еще раз закрепить знания учащихся с помощью итератива. |
ЗАДАНИЕ 3
Вы являетесь учителем начальных классов.
На этапе самостоятельной работы урока «Окружающий мир» в 4 классе по теме «Животноводство в нашем крае» вы планируете проведение самопроверки по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом правильных ответов (эталоном), и сами оценивают свою работу.
Вопросы:
1. Подготовьте эталоны описаний животных. Выберите не менее трёх видов животных, которых планируете изучать по теме урока, и опишите их по плану:
-
Название животного -
Отличительная особенность -
Внешнее строение -
Размножение -
Значение в природе края/региона
2. Заполните эталоны ответов в виде таблицы «Эталоны ответов».
Таблица – Эталоны ответов
Эталон 1 | |
Название животного | Корова |
Отличительная особенность | Млекопитающие |
Внешнее строение | Тело покрыто шерстью, волосяным покровом Две пары конечностей |
Размножение | – Рождают живых детенышей – Вскармливают детей молоком |
Значение в природе края/региона | Является источником пищи для человека. |
Эталон 2 | |
Название животного | Курица |
Отличительная особенность | Яйцекладущие теплокровные |
Внешнее строение | - Тело покрыто перьями – Два крыла, две лапы – На голове клюв |
Размножение | Развиваются из яиц, высиживают яйца. |
Значение в природе края/региона | Курица также полезна для человека. Используют перья птицы при изготовлении подушек, курток. Куриные яйца широко используются при приготовлении пищи. |
Эталон 3 | |
Название животного | Пчелы |
Отличительная особенность | Жалящие летающие насекомые |
Внешнее строение | Тело разделено на три части – голова, грудь, брюшко. Шесть лапок – Два глаза, два или четыре крыла, пара усиков |
Размножение | Развиваются из яиц |
Значение в природе края/региона | |
ЗАДАНИЕ 4
Для выполнения данного задания студентам рекомендуется просмотреть авторский учебный видеоматериал: фрагмент урока окружающего мира по теме «У Чёрного моря». Ссылка на обучающее видео на YouTube https://youtu.be/6S35kRWjuCI Авторское право на видео принадлежит Маргарите Мусафировой. Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях.
Внимательно просмотрите предложенный учебный видеоматериал.
Осуществите краткий анализ проведенного этапа урока, используя предложенный перечень необходимых для рассмотрения вопросов.
Ответ представьте в виде таблицы.
Таблица – Анализ проведенного этапа урока
№ п/п | Вопрос для анализа этапа просмотренного урока | Обоснованный аналитический ответ проведенного урока |
1. | Этап урока | Добавление знаний к уже имеющимся. |
2. | Название метода, который использует учитель | Дневник путешествия. Используется как форма включения детей в интеллектуально-познавательную деятельность |
3. | Выбор именно этого метода, целесообразность и эффективность применения, соответствие принципам обучения | - формирует умения сравнивать, анализировать, наблюдать, оформлять результаты наблюдений; - уметь организовывать свою деятельность. - формирует положительное отношение к процессу учения |
4. | Ваше дополнение работы учителя на данном этапе урока | Можно провести викторину по теме «Путешествие по черноморскому побережью». Данная работа поможет усвоить полученные знания. |
5. | Ваш план дальнейшей работы с составленной на уроке картой знаний | Подготовка творческой работы по достопримечательностям края. |
ЗАДАНИЕ 5
Вы учитель начальных классов и готовитесь приступить к изучению раздела «Родной край – часть большой страны» в 4 классе (учебник «Окружающий мир», Плешаков А. А.).