Файл: Автоматизация звука ч в слогах и словах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Автоматизация звука Ч в слогах и словах.

Цель: автоматизировать произношение звука Ч в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

  1. закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].

  2. учить четко произносить звук [Ч] в слогах, словах.

  3. закрепить понятие звук и буква Ч.

Коррекционно — развивающие:

  1. закреплять умение характеризовать звук по акустическим и артикуляторным признакам.

  2. развивать зрительное внимание и память.

  3. развивать фонематическое восприятие.

  4. развивать артикуляционную и мелкую моторику.

  5. развивать умение делить слова на слоги.

  6. закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Коррекционно - воспитательные:

  1. поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

  2. воспитывать аккуратность, бережное отношение к игрушкам, наглядному материалу.

Оборудование: камешки Марблс, лист бумаги, картинный материал: паровозик с вагончиками, «пассажиры»: почтальон, Чиполино, жук, мышка, пчела, мальчик, девочка, бабочка, щенок; «подарки» для пассажиров: ключ, миска, кепка, цветок, сумка, гриб; для артикуляционной гимнастики: качели, улыбка — трубочка, лошадка, маляр, часики.

Ход занятия:



Логопед

Ребёнок

Примечание

Время

I

Организационный момент




Задача: Активизировать внимание ребёнка, настроить его на престоящую деятельность, уточнить качество произнесения изолированного звука.
Здравствуй! Присаживайся на стульчик скорее. Сегодня к нам прибудет гость. А кто, ты узнаешь, отгадав загадку.
Загадка: «Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо! Что за чудо!
Кто—то выбежал оттуда
На колесах и с трубой,
Хвост волочит за собой. (Паровоз).
Когда паровоз едет, какой звук он издает?


Здоровается. Слушает загадку и отгадывает.

Демонстрирует произнесение звука «Ч»

Логопед оценивает произнесение звука и уточняет состав и продолжительность артикуляционных упражнений.


Оборудование: картинка с изображением паровозика.

1 минута

II

Основная часть

1

Артикуляционная гимнастика













Задача: развивать подвижность артикуляционного аппарата, помогать осознавать значимость красивой речи.
Смотри, нам паровозик привез картинки, чтобы мы смогли сделать гимнастику для язычка, давай посмотрим, что нам нужно сделать и выполним вместе? «Чашечка», «лошадка», «часики», «маляр», «улыбка — трубочка».

Молодец! Теперь ты будешь правильно произносить звук Ч и твоя речь скоро станет понятней для друзей и взрослых.

Логопед демострирует образец и следит за правильностью выполнения упражнений.

Выполняет упражнения.

Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Оборудование: картинки с обозначением артикуляционной гимнастики, зеркало.

5 минут.

2

Игра «Посади пассажиров»













Задача: развивать фонематический слух, внимание и зрительную память.
Нам нужно посадить пассажиров в вагончики, чтобы они смогли покататься на паровозике. Но посадим только тех, в названии которых есть звук Ч.
Ты хорошо справился! А теперь я рассажу пассажиров в вагончике. Твоя задача — запомнить в каком порядке сидели пассажиры. Потом, ты закроешь глаза, а я поменяю пассажиров местами. Ты должен будешь посадить их так, как они сидели с самого начала.

Называет каждую картинку вслух, чтобы определить звук Ч в названии пассажиров на карточках. И кладет картинки на изображение вагончика.

Внимательно рассматривает как сидят пассажиры, закрывает глаза. Затем, открывает и рассаживает пассажиров в правильном порядке.

Оборудование: картинки пассажиров и паровоза с вагончиками.

4 минуты.

3

Игра «Опиши звук»













Задача: закрепление умения характеризовать звук по акустическим и артикуляторным признакам.
Когда мы произосим звук Ч, у нас звенит в ушках? Звук Ч поётся? Мягкий или твердый?

А при произнесении звука где находится наш язык? За верхними зубами, кончиком упирается в них, а воздух выходит по спинке языка.

Характеризует звук по акустическим и артикуляторным признакам.




1 минута.

4

Игра с камешками Марблс













Задача: закреплять понятие звук и буква Ч, отличие звука от буквы. Развивать мелкую моторику рук.
Наш паровозик не знает как выглядит буква Ч, а ты сможешь ему показать? Возьми камешки Марблс и выложи букву.
Какая красивая буква у тебя получилась! А ты знаешь в чем различие звуков от букв? Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем, верно?

С помощью камешек Марблс выкладывает букву Ч на листе бумаги.

Оборудование: камешки Марблс, лист бумаги.

1 минута.

5

Игра «Делим слова на слоги»













Задача: развитие умения делить слова на слоги.
Давай возьмем стобой мяч и поделим слова со звуком Ч на слоги? Я говорю слово и кидаю мяч тебе, а ты делишь его на слоги, отбивая мяч о пол.


Выполняет, соблюдая инструкцию: на каждый слог ударяет мяч о пол.

Оборудование: мяч.
Лексический материал: часы, дача, туча, задача, чучело, качели, чулок, чепуха, чудо, чудак, человек, бабочка, дочка.

2 минуты.

6

Игра «Назови ласково»













Задача: закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Давай посмотрим,наш паровозик приготовил для своих пассажиров подарки. Давай назовем подарки ласково и подарим их, и произнесем: почтальону кепочка, девочке сумочка и т.д.

Выполняет упражнение, соблюдая инструкцию.

Оборудование: картинки пассажиров, подарков.

1 минута.

III

Подведение итогов занятия




Задача: оценить работу на занятии.

Ты сегодня хорошо занимался! Что мы делали на занятии, давай вспомним? Тебе понравилось? Что было трудным? Что было легко?


Произносили звук Ч, играли с паровозиком, делили слов на слоги...




1 минута.


Используемая литература

Фото наглядности